В статье рассматривается связь личностных характеристик родителей и нарушений воспитания в семье с наличием зависимости у детей. Проводится сравнительный анализ семей с выявленной зависимостью и семей без нее.
Ключевые слова: созависимые отношения, зависимость, детско-родительские отношения, нарушения воспитания, факторы употребления
The article deals with the relationship of personal characteristics of parents and violations of upbringing in the family with the presence of dependence in children. Analyzes the different of families with identified addiction and families without it.
Keywords: codependent relationships, dependence, parenting relationships, parenting disorders, factors of using drugs
Вопросы семьи и внутрисемейных отношений были и будут актуальны всегда. Обладая устойчивостью и даже некоторой ригидностью, семья, в то же время, очень чутко реагирует на социально-экономические и политические перемены в обществе через изменения в системе внутрисемейных отношений.
В последние десятилетия в институте семьи в нашей стране произошло усиление деструктивных тенденций. Неуклонно увеличивается число разводов, неполных семей, гражданских браков, возрастают масштабы таких явлений, как социальное сиротство, пьянство и наркомания среди подростков, ранние беременности, жестокое обращение [2, c.3] Кроме того, в контексте 20-х годов XXI века общество имеет следующие предпосылки к развитию зависимостей:
− ДоступностьПАВ : Рынок сбыта ПАВ перемещен в сеть Интернет, что в разы увеличивает доступность информации и обеспечивает практически всеобъемлющую возможность к приобретению ПАВ,
− Идеализация и романтизация образа «зависимого», что особенно опасно для подросткового возраста, когда родительское влияние снижается.
Необходимо отдельно отметить широкое вовлечение в употребление всех возрастных категорий — снижение возраста приобщения к потреблению ПАВ с одной стороны, с другой — вовлечение в наркоманию лиц наиболее трудоспособного и репродуктивного возраста от 28 лет и выше, что значительно влияет также на демографическую ситуацию в Российской Федерации [3, c.76].
Поэтому необходима профилактика и коррекция зависимого поведения в первую очередь на уровне семьи, как ближайшего и важнейшего ресурса и социума, в вопросе развития здоровой личности.
Рассматривая поведение человека как результат воспитания родителей и влияния его родительской семьи, можно выявить взаимосвязь процессов, среди прочих факторов, они делают человека целостным или в той или иной степени деформированной личностью. Если в родительской семье наличествовали такие методы решения стрессовых и конфликтных ситуаций как употребление алкоголя или прочих психоактивных веществ (ПАВ), то затем употребление ПАВ встраивается в структуру личности и оказывает влияние на функционирование семьи. У членов семьи, живущих с зависимым, отягощается психологическое состояние, блокируется возможность изменения поведения аддикта, снижается качество жизни. При этом не уделяется достаточного внимания созависимому состоянию близкого окружения зависимого человека, его проявлениям и влиянию на употребление, т. е. работе с зависимостью в комплексе с семьей и через семью [5,c.38]. Следуя этой концепции, в нашем исследовании мы выявили эту взаимосвязь, которую можно уловить на тонком эмоциональном уровне, продолжая исследование Б. Г. Ананьева и В. Н. Мясищева и дополняя направление работы с семьей и зависимостью Эйдемиллера, Москаленко, Белькова [6,4,1].
Эмпирическую базу исследования составили участники программы для созависимых сети противонаркотических реабилитационных центров «Обитель Исцеления» и родителей детей без явных зависимостей.
По результатам анализа семейных взаимоотношений выявлен тот факт, что в обеих группах родителей превалирует гиперпротекция и недостаточность запретов, которые лежат в основе противоречивого воспитания. Однако отличие в группе испытуемых созависимых родителей в том, что кроме вышеперечисленных нарушений, присутствует минимальность санкций (наказаний). Этот нюанс позволил нам сделать вывод, что нарушений воспитания в дисфункциональных семьях больше, что может являться характеристикой развития зависимости у детей.
Сравнение семей с зависимыми взрослыми детьми и семей без зависимости последних показало, что у явных созависимых родителей присутствует плохое знание самих себя и своих потребностей, что ведет к плохому знанию, пониманию и игнорированию потребностей ребенка. Также по отношению к другим и себе чередуются излишняя требовательность с излишним попустительством. Исходя из этого, формируется стиль воспитания с непредсказуемым результатом и формирование неуверенности в себе как родителя. Как итог — плохое понимание себя ведет к вытеснению собственных негативных черт и их влияния на жизнь и воспитание, и проецированию их на ребенка.
Высокая тревожность родителей зависимых связана также с тем, что родители игнорируют факт, что дети выросли и пытаются относиться к ним как к маленьким детям, которых можно контролировать. С этим связаны фобия утраты ребенка и гиперпротекция. Чем выше тревожность у родителей, тем меньше они дают обязанностей и ответственности младшему поколению соответственно их возрасту, как результат — трудности социальной адаптации ребенка, повлекшие за собой зависимость.
В группе родителей «независимых» детей нами было выявлено большее количество корреляционных связей чем у созависимых родителей, что мы объясняем большей вариативностью поведения и большей гибкостью в построении внутрисемейных отношений. Кроме того, родители из контрольной группы могут иметь больше коппинг-стратегий и меньшую склонность к туннельному мышлению, которое характерно для людей с аддиктивным поведением. Мы можем предположить, что у родителей данной группы склонность к аддиктивному поведению компенсирована за счет большого количества связей и большую вариативность поведения.
Среди прочих условий, за счет передачи большего набора возможных стилей поведения и выходов из кризисных состояний и состояний фрустрации родителями, их совершеннолетние дети не зависимы от ПАВ.
При разработке психокоррекционной программы для родителей с созависимым поведением, следует учитывать индивидуальные результаты диагностики личностных характеристик и нарушений воспитания, так как высокие показатели влияют на негативные эмоциональные состояния, что может привести к дополнительным трудностям в лечении зависимого и семейной терапии после реабилитаций. Родители с созависимым поведением, работая со своими комплексами и дефектами характера, могут стать поддержкой для зависимого на первых этапах реабилитации и ресоциализации. Осознание родителями своих деструктивных ролей поможет специалисту в терапии семьи.
Скорректировать созависимое поведение можно с помощью эмоциональной саморегуляции и укрепления границ личности, а также формирования ассертивного поведения, одним из скрытых, но действительных проявлений которого будет являться профилактика зависимого поведения ребенка.
Литература:
- Бельков С. Н. прот. Духовно-психологическая и социально-педагогическая помощь лицам с наркологической зависимостью. Православный подход. СПб.: РХГА, 2017–156 с.
2. Захарова Г. И. Психология семейных отношений. Учебное пособие. Челябинск: ЮУрГУ, 2009–63 с.
- Каклюгин Н. В. Бельков С. Н. Критерии оценки качества и сертификация оказания реабилитационных услуг лицам, допускающим немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ, в различных реабилитационных и псевдореабилитационных сообществах. Наркология, № 11, 2016–76 с.
- Москаленко В. Д. Зависимость семейная болезнь М.: Институт консультирования и системных решений, 2018–352 с.
- Плотный Н. В. Особенности функционирования семьи с выросшими детьми, столкнувшимися с проблемой зависимости // Молодой ученый. — 2019. — № 34. — С. 37–39. — URL https://moluch.ru/archive/272/62145/ (дата обращения: 07.11.2019).
- Эйдемиллер Э. Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи, 4-е изд. СПб.: Питер, 2008–672 с.