Актуальные проблемы взаимодействия следователя с органами дознания | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №4 (346) январь 2021 г.

Дата публикации: 18.01.2021

Статья просмотрена: 907 раз

Библиографическое описание:

Плешко, О. И. Актуальные проблемы взаимодействия следователя с органами дознания / О. И. Плешко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 4 (346). — С. 449-451. — URL: https://moluch.ru/archive/346/77748/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье представлены нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность следственного подразделения органов внутренних дел Российской Федерации. Обращено внимание на процессуальный статус и процессуальные права и обязанности следователя ОВД и органов дознания предусмотренные УПК РФ, ФЗ «О полиции» и другими нормативно-правовыми актами. Выделены актуальные проблемы взаимодействия следователя ОВД и органов дознания при организации и проведении отдельных следственных действий. Предложены пути решения данных проблем с учетом уже существующих норм законодательства, судебной практики и статистических данных.

Ключевые слова: органы внутренних дел, следственные подразделения, следователь, органы дознания, процессуальное взаимодействие, процессуальные права.

Актуальность темы обусловлена, тем, что в настоящее время отсутствует взаимодействие следственного органа и органов дознания, что имеет значительное влияние на осуществление деятельности, направленной на раскрытие и пресечение преступлений. Законодательно не определено ни само понятие взаимодействия, ни порядок его осуществления, а соответственно между подразделениями скорее существует конкуренция за престиж службы, нежели согласованные действия, направленные на снижение уровня преступности в целом.

Процессуальный статус следователя закреплен положениями статьи 38 УПК РФ:

  1. Следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу.
  2. Следователь уполномочен:

1) возбуждать уголовное дело в порядке, установленном настоящим Кодексом;

2) принимать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления по подследственности;

3) самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа;

4) давать органу дознания в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;

5) обжаловать с согласия руководителя следственного органа в порядке, установленном частью четвертой статьи 221 настоящего Кодекса, решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков;

6) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.

В п.24 ст. 5 УПК РФ определяется понятие и содержание органа дознания: — это государственные и должностные лица, уполномоченные осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия.

В ст. 40 УПК РФ содержится перечень государственных органов и должностных лиц, обладающих статусом органов дознания. Согласно п.1 ч.1 ст. 40 УПК РФ к органам дознания относятся органы внутренних дел Российской Федерации, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно розыскной деятельности. Данная норма носит отсылочный характер к Федеральному Закону «Об оперативно-розыскной деятельности». В ст. 13 указанного Закона перечислены органы исполнительной власти, наделенные полномочиями по производству оперативно-розыскных мероприятий.

Понятие «взаимодействие» законодательно не определено, однако в ежедневной практике, и анализе деятельности ОВД именно это понятие является ключевым как при анализе актуальных проблем осуществления служебной деятельности, так и при анализе причин низкого уровня раскрываемости преступлений.

Основными задачами взаимодействия являются:

— предупреждение и пресечение преступлений;

— обеспечение неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий;

— полное, всестороннее и объективное расследование преступлений;

— своевременное изобличение и привлечение к уголовной ответственности лиц, их совершивших;

— розыск лиц, скрывшихся от органов предварительного следствия; обеспечение возмещения вреда, причиненного преступными действиями виновных лиц.

Выполнение данных задач на высоком профессиональном уровне возможно лишь при осуществлении слаженных, четких и согласованных действий сотрудников, исключая профессиональные споры и процессуальную значимость того или иного подразделения.

Взаимодействие означает ряд согласованных действий, согласование, в свою очередь, подразумевает обсуждение, а обсуждение — это обмен информацией.

В ежедневной практике именно эта взаимосвязь и отсутствует в большинстве случаев, связано это с тем, что у следователя свои показатели работы, а у органов дознания (например, службы уголовного розыска) — свои.

Соответственно, при получении информации в рамках оперативно-розыскной деятельности до момента ее процессуального закрепления («передача материала» в следственное подразделение) обсуждение и согласование каких-либо процессуальных действий между следователем и органом дознания отсутствует. Именно этот момент (он может занимать несколько дней и более) является благоприятным моментом для совершения преступления, сокрытия следов преступления и иных действий преступника, направленных на избежание привлечения к уголовной ответственности.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 N 144-ФЗ, задачами оперативно-розыскной деятельности являются:

— выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

— осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;

— добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации;

— установление имущества, подлежащего конфискации.

Реализация данных задач не требует участия следователя, однако впоследствии именно следователь работает с результатами данной деятельности и, как это часто бывает, полученная информация требует большого количества времени на устранение недостатков и недочетов. Именно поэтому важно взаимодействие следователя и органа дознания, так как информация должна быть не просто получена, но и быть максимально полной и правильно оформленной для того, чтобы в рамках уголовного дела являться доказательством.

Таким образом, взаимодействие — это основанная на законе, согласованная по цели, месту и времени деятельность независимых друг от друга в административном отношении органов, которая выражается в наиболее целесообразном сочетании оперативно-розыскных, процессуальных и административных функций органа дознания с процессуальными и розыскными действиями следователя, направленными на предупреждение, пресечение, быстрое и полное расследование преступлений, розыск подозреваемого и обвиняемого, возмещение вреда, причиненного преступлением.

По нашему мнению, достичь высоких профессиональных результатов в пресечении и раскрытии преступлений возможно лишь путем взаимодействия всех подразделений ОВД, достижение данного взаимодействия возможно путем создания групп определенной направленности (группа расследования преступлений против личности и т. д.), в данную группу должен входить следователь, оперативный работник и участковый уполномоченный полиции. Именно работая в группе, а по-хорошему, и находясь в одном служебном кабинете, можно достичь взаимодействия, так как владеть информацией от заявления о совершении или о готовящемся к совершению преступлении и до направления уголовного дела в суд, будут все сотрудники данной группы.

Литература:

  1. «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 18.02.2020)//Система ГАРАНТ: URL: http://base.garant.ru.
  2. Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 N 3-ФЗ (последняя редакция) //Система ГАРАНТ: URL: http://base.garant.ru.
  3. Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30.11.2011 N 342-ФЗ (последняя редакция)// Система ГАРАНТ: URL: http://base.garant.ru.
  4. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 N 144-ФЗ (последняя редакция)// Система ГАРАНТ: URL: http://base.garant.ru.
Основные термины (генерируются автоматически): орган дознания, РФ, оперативно-розыскная деятельность, следственный орган, действие, Российская Федерация, следователь, ежедневная практика, исполнительная власть, предварительное следствие.


Ключевые слова

органы внутренних дел, следователь, органы дознания, процессуальные права, следственные подразделения, процессуальное взаимодействие

Похожие статьи

Исследование актуальных проблем прокурорского надзора за деятельностью органов предварительного следствия

В статье исследуются актуальные аспекты, связанные с осуществлением прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия. В настоящее время рассматриваемый институт имеет некоторые проблемы, которые напрямую препят...

Теоретические и практические аспекты полномочий прокурора и их реализация на отдельных этапах в стадии предварительного расследования

В статье рассматриваются отдельные проблемные аспекты правового статуса прокурора на стадии предварительного расследования при реализации важнейших принципов уголовного судопроизводства и влияние данных проблем на права и свободы человека и гражданин...

К вопросу о проблеме конкуренции процессуального контроля и прокурорского надзора за деятельностью следственных органов

В настоящей научной работе автором исследуется проблема соотношения объема процессуального ведомственного контроля и прокурорского надзора за процессуальной деятельностью следственных органов. По результатам проведенного исследования определены благо...

К вопросу о формах взаимодействия следователя и органов дознания по уголовным делам

Статья посвящена формам взаимодействия следователя и органов дознания по уголовным делам. Основная задача по расследованию преступлений возлагается на следователей, а функция раскрытия преступлений возлагается на органы дознания. В связи с этим, очен...

Актуальные вопросы участия прокурора в гражданском процессе

В статье исследуются актуальные вопросы участия прокурора в гражданском процессе. Проанализирована правовая основа участия прокурора в гражданском судопроизводстве. Рассмотрена методика подготовки участия прокуроров к судебному разбирательству в граж...

Правовые механизмы обеспечения личной безопасности сотрудников органов прокуратуры Российской Федерации, вопросы личной подготовки указанных сотрудников

В статье проанализирована нормативная основа и механизмы обеспечения личной безопасности сотрудников органов прокуратуры, выявлены возможные пробелы, а также актуальность законодательства в рассматриваемых вопросах и их механизмах в настоящее время. ...

Уважение чести и достоинства личности как принцип уголовного процесса

В статье представлено нормативно-правовое регулирование требования уважения чести и достоинства личности в уголовном судопроизводстве Российской Федерации. Анализируется само содержание принципа, рассматривается круг лиц, на которых распространено ег...

Дискуссионные аспекты процессуального статуса руководителя следственного органа

В статье автор рассматривает руководителя следственного органа как одного из участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения. Осуществляемая им деятельность носит координирующий и контролирующий характер. Несмотря на то, что руководитель ...

Обращение прокурора с административным исковым заявлением в суд как полномочие органов прокуратуры по пресечению и предупреждению нарушений миграционного законодательства, некоторые проблемы практики их рассмотрения

В статье автор анализирует практику рассмотрения административных исковых заявлений прокурора, направленных на пресечение и предупреждение нарушений миграционного законодательства, некоторые проблемы их рассмотрения и возможные пути их решения.

Органы прокуратуры РФ как субъект уголовного преследования

В работе анализируется законодательство в области реализацией органами прокуратуры РФ функции уголовного преследования. Проведен анализ данной функции, в том числе путем ее соотношения с надзором, осуществляемым прокурорскими работниками. Отдельно ра...

Похожие статьи

Исследование актуальных проблем прокурорского надзора за деятельностью органов предварительного следствия

В статье исследуются актуальные аспекты, связанные с осуществлением прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия. В настоящее время рассматриваемый институт имеет некоторые проблемы, которые напрямую препят...

Теоретические и практические аспекты полномочий прокурора и их реализация на отдельных этапах в стадии предварительного расследования

В статье рассматриваются отдельные проблемные аспекты правового статуса прокурора на стадии предварительного расследования при реализации важнейших принципов уголовного судопроизводства и влияние данных проблем на права и свободы человека и гражданин...

К вопросу о проблеме конкуренции процессуального контроля и прокурорского надзора за деятельностью следственных органов

В настоящей научной работе автором исследуется проблема соотношения объема процессуального ведомственного контроля и прокурорского надзора за процессуальной деятельностью следственных органов. По результатам проведенного исследования определены благо...

К вопросу о формах взаимодействия следователя и органов дознания по уголовным делам

Статья посвящена формам взаимодействия следователя и органов дознания по уголовным делам. Основная задача по расследованию преступлений возлагается на следователей, а функция раскрытия преступлений возлагается на органы дознания. В связи с этим, очен...

Актуальные вопросы участия прокурора в гражданском процессе

В статье исследуются актуальные вопросы участия прокурора в гражданском процессе. Проанализирована правовая основа участия прокурора в гражданском судопроизводстве. Рассмотрена методика подготовки участия прокуроров к судебному разбирательству в граж...

Правовые механизмы обеспечения личной безопасности сотрудников органов прокуратуры Российской Федерации, вопросы личной подготовки указанных сотрудников

В статье проанализирована нормативная основа и механизмы обеспечения личной безопасности сотрудников органов прокуратуры, выявлены возможные пробелы, а также актуальность законодательства в рассматриваемых вопросах и их механизмах в настоящее время. ...

Уважение чести и достоинства личности как принцип уголовного процесса

В статье представлено нормативно-правовое регулирование требования уважения чести и достоинства личности в уголовном судопроизводстве Российской Федерации. Анализируется само содержание принципа, рассматривается круг лиц, на которых распространено ег...

Дискуссионные аспекты процессуального статуса руководителя следственного органа

В статье автор рассматривает руководителя следственного органа как одного из участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения. Осуществляемая им деятельность носит координирующий и контролирующий характер. Несмотря на то, что руководитель ...

Обращение прокурора с административным исковым заявлением в суд как полномочие органов прокуратуры по пресечению и предупреждению нарушений миграционного законодательства, некоторые проблемы практики их рассмотрения

В статье автор анализирует практику рассмотрения административных исковых заявлений прокурора, направленных на пресечение и предупреждение нарушений миграционного законодательства, некоторые проблемы их рассмотрения и возможные пути их решения.

Органы прокуратуры РФ как субъект уголовного преследования

В работе анализируется законодательство в области реализацией органами прокуратуры РФ функции уголовного преследования. Проведен анализ данной функции, в том числе путем ее соотношения с надзором, осуществляемым прокурорскими работниками. Отдельно ра...

Задать вопрос