В статье представлен современный опыт организации нравственного воспитания детей в ДОО. Статья будет интересна воспитателям дошкольных учреждений, а также педагогам дошкольного образования.
Ключевые слова: организация нравственного воспитания, нравственное развитие, средства нравственного воспитания.
Воспитание нравственных качеств у ребенка является непростой задачей. Не изобретены тренажеры для тренировки справедливости, честности, доброты и других нравственных качеств. Все это находится во внутреннем мире ребенка и сложно поддается внешнему контролю и воздействию. Но реализацию данной задачи лучше всего начинать с рождения и активно продолжать в дошкольном возрасте, так как в этот период активно формируются нормы морали и поведения.
В дошкольных организациях формированию нравственности уделяется существенное внимание, что регламентировано ФГОС ДО [7], где определяются результаты личностного развития детей 4–5 лет, которые являются ориентиром при организации воспитательной работы: должно сформироваться уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье, сверстникам и взрослым, представление о правильном поведении, как надо и как нельзя себя вести. Развитие инициативности, самостоятельности в общении. В документе называются личностные результаты воспитания, в частности, отмечается, что к 4–5 годам ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к различным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно общается и взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных игровой деятельности. Умеет налаживать коммуникативные связи, прислушиваться к чужим интересам и чувствам и учитывать их, проявлять эмпатию к неудачам и успехам других, адекватно проявляет свои чувства, верит в собственные силы, старается разрешать конфликты».
Нравственное развитие является одним из центральных направлений развития психики дошкольника. Развитие нравственности теснейшим образом связано с развитием эмоциональной и когнитивной сфер.
Урунтаева Г. А. говорит о том, что «нравственное развитие дошкольника включает три взаимосвязанные сферы. В сфере моральных знаний, суждений, представлений, то есть когнитивной сфере, дети овладевают различными сторонами общественного морального сознания, и прежде всего пониманием моральных требований, критериев моральной оценки. Ребенок учится добровольно следовать нормам морали, даже если ее нарушение связано с личной выгодой и малыш уверен в безнаказанности» [4]. Следовательно, ребенок в состоянии сделать верный моральный выбор в деле, а не на словах, овладев моральным поведением. У ребенка возникают морально одобряемые и морально ценные отношения к окружающим его людям в сфере морально ценных переживаний. Так, у ребенка складываются гуманные, безусловные чувства и отношения, например, внимание к чужим интерес и нуждам, умение считаться с ними, сочувствие бедам и радостям других, а также ощущение вины при нарушении норм.
Мухина В. С. указывает, что «нормы человеческих взаимоотношений становятся через игру одним из источников формирования морали самого ребенка» [5]. Также, В. С. Мухина подчеркивает, что стремление дошкольника соответствовать нравственному эталону обоснованно требованием на признание с стороны окружающих. Поэтому, уже с малых лет мир социальных отношений требует от ребенка нравственного развития, которое выражается следующими характеристиками: знанием норм морали, привычками поведения, эмоциональным переживаниям к нравственным нормам и внутренних убеждений самого ребенка.
Нравственное воспитание детей в условиях детского сада осуществляется с помощью определенных средств, среди которых Ветлугина Н. А. [3] выделяет следующие 4 группы.
- Группа художественных средств: художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино и др. — способствует эмоциональной окраске моральных явлений, познаваемых ребенком.
- Природа, которая способна вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их и т. д.
- Собственная деятельность детей (игра, труд, учение, художественная деятельность и т. д.) способствует осознанию и формированию нравственных взаимоотношений в совместной деятельности детей и взрослых и самих детей. Особое место в этом процессе принадлежит играм — сюжетно-ролевым, традиционным народным, театрализованным и др.
- Окружающая обстановка — социальная среда (семья, близкие взрослые, друзья, сверстники и др.) влияет на ценностные ориентации ребенка и активизирует механизм нравственною воспитания.
Белобородова О. М., Борисюк О. А., Герасимова А. Н., Карпова А. В., Пузанова Л. Н. [2] считают художественно-эстетические средства эффективными в формировании нравственных качеств дошкольников. Они предлагают такие художественно-эстетические средства, как художественная литература, изобразительное искусство, музыка. Авторы подчеркивают необходимость проведения этических бесед для понимания морали произведения детьми, для этого использовать наглядный материал. Также они предлагают нравственное воспитание детей на базе освоения социокультурного и отечественного опыта. По добровольному согласию родителей комплектуются группы, где проходят дополнительные занятия, беседы, игры с духовно-нравственных содержанием, проводятся православные праздники (Рождество Христово, Пасха), экскурсии, целенаправленные прогулки в храмы города, совместно с родителями организуются творческие выставки по теме православных праздников (Рождественская игрушка, Пасхальное яичко).
Абдулина Ю. С. [1] считает, что воспитание любви к родному краю невозможно без общения с природой. Поэтому важно пробудить у ребенка любовь к природе. Для этого автор предлагает такую форму работы, как экологическая тропа. Работа строится на основе непринужденное усвоение информации, ценных ориентаций и идеалов, норм поведения в природном окружении. На территории детского сада прокладывается маршрут, который содержит экологически значимые природные объекты. На тропе происходит знакомство детей с растениями, природными связями, природоохранной деятельностью. В процессе происходит наблюдение детьми за растениями, они оказывают помощь в уходе за растениями, подкормке птиц, сборе лекарственных трав, взрослые стремятся дать образец гуманного отношения ко всему живому.
Следует расширять представления детей о разнообразии, безграничных масштабах и красоте природы с помощью фото- и видеоматериалов. Нужно учить детей видеть красоту в деталях, чтобы ребенок мог заметить оттенки неба, форму и окраску облаков (можно привлечь детей и пофантазировать, на что похоже облако), обращать внимание на почки на деревьях, распускающиеся цветочки, пробивающуюся из земли свежую зеленую траву, новые побери на кустарнике. Дома всегда должен быть цветок, о котором ребенок будет заботиться. Природа является одним из мощных факторов, оказывающих влияние на развитие нравственных чувств. Она является источником впечатлений и эмоций и занимает главное место в жизни человека. Именно поэтому целесообразно прививать любовь к красоте, гармонии и единству, которые царят в ней, с самого детства.
Овсянникова М. П., Кутняк А. А., Балакина И. Н. выделяют, что «творческая коллективная игра является школой воспитания чувств дошкольников. Нравственные чувства, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка в жизни, в то же время навыки, сложившиеся в процессе повседневного общения детей друг с другом и со взрослыми, получают дальнейшее развитие в игре» [6].
Сюжетно-ролевая игра является лучшим средством передачи нравственных качеств. Замысел сюжетно-ролевой игры тесно связан с интересами и умственным развитием дошкольника. У детей данного возраста проявляется высокий интерес к жизненным событиям, к трудовой деятельности взрослых, у них появляются герои, которым они начинают подражать. Поэтому игровые замыслы становятся устойчивыми и могут длительное время обладать воображением ребенка. Игры в профессии («военных», «космонавтов», «врачей», «летчиков», «моряков») продолжаются неделями и постепенно развиваются, что подчеркивает развитие игрового творчества — обогащается сюжет игры. Пребывание ребенка в роли заставляет проникать в смысл действий. Но небольшой жизненный опыт детей, неумение настойчиво проявлять нравственные чувства могут привести к распаду игры. Таким образом, сюжетно-ролевая игра имеет огромное влияние на освоение дошкольниками нравственных норм, помогает их переходу на более высокий уровень и перестройку нравственного компонента.
Также театрализованные игры как разновидность сюжетно-ролевых сохраняют характерные свойства — содержание, замысел, роль, сюжет, действия и отношения. В данных играх формируется нравственное воспитание, так как дети обладают эмоциональной отзывчивостью на произведения искусства, восприятием и пониманием, что заставляет сопереживать событиям и героям. Рекомендуется использовать: настольный театр игрушек, настольный театр картинок, теневой театр, фланелеграф или магнитную основу, теневой театр, пальчиковый театр и др.
По мнению Сокольниковой Н. М., «основой духовно-нравственного воспитания дошкольника является культурная среда общества, в которой живет и развивается ребенок» [8]. Автор (из опыта работы) предлагает давать представления детям о народных праздниках, укладе жизни предков, их обычаях, традициях, культурных ценностях, используя различные формы работы (экскурсии; прогулки; встречи с интересными людьми; просмотр фото- и видеоматериалов; прослушивание классической и народной музыки; праздники и развлечения; проектные технологии), так как это развивает познавательный интерес к истории и культуре, обогащает ребенка духовно, воспитывает гордость за свой народ.
По мнению многих исследователей данной области, педагог обязан регулярно повышать свою профессиональную компетенцию и непрерывно заниматься самообразованием. По их мнению, педагог, который осуществляет нравственное воспитание детей, должен быть хорошо осведомлен в области нравственного воспитания, уметь увлекать эмоционально-чувственную натуру дошкольника за собой.
Чугунова Л. Е., Прудских Э. В. [9] считают, что формирование человеческих качеств личности — доброты, отзывчивости, чуткости, внимательности, заботливости, сопереживания и др. — главная цель семьи в воспитании и становлении ребенка. Так как в нынешнем современном обществе глубокий спад духовности общества, задача педагога — воспрепятствовать негативному отношения к истории, культуре, традициям семьи и народа. Педагог должен включить в воспитательный процесс ознакомление с семейными традициями.
Анализируя опыт работы в плане нравственного воспитания детей, изучая опыт педагогов, пришли к следующему убеждению, что данная задача будет выполнена при использовании комплекса средств, которые выделила Ветлугина Н. А. [3]. Особое внимание следует уделить игре, так как она ведущей деятельностью детей дошкольного возраста. Но следует понимать, что педагогу без помощи родителей воспитанников будет крайне сложно справиться с данной задачей, так как родители являются безусловным авторитетом для ребенка данного возраста. Поэтому важно непрерывное сотрудничество с семьей, инициируемое педагогом. Также данный процесс имеет особенность — он очень длителен и непрерывен, а его результаты сильно отсрочены во времени.
Литература:
- Абдуллина, Ю. С. Основы экологического мировоззрения у дошкольников — фундамент нравственного воспитания / Ю. С. Абдуллина. — Текст: электронный // Молодой ученый. — 2019. — № 30. — С. 108–111. — URL: https://moluch.ru/archive/268/61661/ (дата обращения: 11.08.2019).
- Белобородова, О.М., Борисюк, О.А., Герасимова А. Н., Карпова А. В., Пузанова Л. Н. Формирование нравственных качеств дошкольников художественно-эстетическими средствами / О. М. Белобородова, О. А. Борисюк, А. Н. Герасимова, А. В. Карпова, Л. Н. Пузанова. — Текст: электронный // Инновационные педагогические технологии: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018г.) — Казань: Молодой ученый, 2018. — С. 68–69. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/278/14136/ (дата обращения: 11.04.2019).
- Ветлугина, Н. А. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду. — М.: Айрис-Пресс, 2011. — 204 с. — ISBN 5–09–001127–3. — Текст: непосредственный.
- Детская психология: учебник для студ. сред. учеб. заведений / Г. А. Урунтаева. — 6-изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 368 с. — ISBN 5–7695–2680–7. — Текст: непосредственный.
- Мухина, В. С. Детская психология: (Учеб. Для пед. ин-тов) / Под ред. Л. А. Венгера. М.: Просвещение, 1989. — ISBN 5–04–003884–4. — Текст: непосредственный.
- Овсянникова, М.П., Кутняк, А.А., Балакина, И. Н. Значение игры для дошкольников / М. П. Овсянникова, А. А. Кутняк, И. Н. Балакина. — Текст: электронный // Молодой ученый. — 2017. — № 9. — с.347–350. — URL: https://moluch.ru/archive/143/40177/ (дата обращения: 12.12.2018).
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». — М.: 2013 г.
- Сокольникова, Н. М. Духовно-нравственное воспитание личности дошкольника посредством его приобщения к культурным традициям и обычаям своего народа / Н. М. Сокольникова. — Текст: электронный // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — СПб.: Свое издательство, 2017. — С.65–66. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/273/13289/ (дата обращения: 12.08.2019).
- Чугунова, Л.Е., Прудских Э. В. Воспитание нравственности у дошкольников через ознакомление с семейными традициями / Л. Е. Чугунова, Э. В. Прудских. Текст: электронный // Молодой ученый. — 2016. — № 20. — С. 752–753. — URL: https://moluch.ru/archive/124/34112/ (дата обращения: 15.04.2019).