Сегодня все сложнее заинтересовать учеников на уроках истории. Стоит острый вопрос, а как можно увлечь историей весь класс, а не одну треть учеников? Как можно активизировать класс и заинтересовать его к изучению новой темы самостоятельно и как сохранить надолго полученные знания? На помощь приходит педагогическая археология, которая даёт огромный шанс учащимся себя реализовать и раскрыть весь свой потенциал на уроках и в научно-исследовательской деятельности, что позволяет углубленно изучить историю как нашей страны, так и мира, умение анализировать и сопоставлять археологические источники, работать плотно со школьным музеем и приобщится к археологическим экспедициям.
Ключевые слова: археология, педагогическая археология, педагогический потенциал, педагогическая мастерская.
Педагогическая археология представляет собой интегрированную систему технологий, форм, методов организации познавательной, творческой, социальной активности детей, имеющую широкую прогностическую направленность. Таким образом:
— объект педагогической археологии — особая педагогическая система краеведческой работы в дополнительном образовании;
— предмет педагогической археологии — взаимодействие педагогических технологий и прикладного интегрированного характера археологии;
— метод педагогической археологии — деятельностный подход к развитию личности, системный характер деятельности, как антропологического явления [3].
Педагогический потенциал археологии в школе очень большой. Стоит уточнить, что под «педагогическим потенциалом» мы понимаем способность предмета (в нашем случае — археологии) воздействовать на сознание и эмоции учащихся, стимулируя интерес детей к изучаемому материалу и формируя у школьников нравственные и познавательные, позитивные личностные качества [4].
Использование археологического материала на уроках истории позволит учащемуся соприкоснуться с историей, повысить у учащегося интерес к изучаемому материалу, достичь желаемой педагогической цели и, что немаловажно, вызвать бурю эмоций и чувство восхищения. Конечно, не в каждой школе может находиться археологический материал, который бы подходил к теме урока или в целом бы вообще был в школьном музее. На помощь может прийти репродукция и копия археологических материалов при помощи междисциплинарного подхода.
На уроках истории при использовании археологического материала важно научить детей думать и правильно анализировать, для этого преподаватель должен использовать археологические методы исследования и познания предмета, донести детям, как правильно работать с источником.
Хочется продемонстрировать несколько примеров, как можно использовать археологические материалы, репродукцию и данные как на уроках, так и во внеурочной деятельности для привлечения интереса к урокам истории.
Первый пример работы, который хотелось бы отметить своей эффективностью в пятых и шестых классах, создан при помощи технологии «Педагогическая мастерская». Педагогическая мастерская [2] — это такая форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия.
Что бы «Педагогическая мастерская» была эффективной, необходимо соблюдать основные принципы и правила мастерской: 1. Право каждого на ошибку: самостоятельное преодоление ошибки — путь к истине. 2. Безоценочная деятельность, отсутствие критических замечаний в адрес любого участника. 3. Значительный элемент неопределенности, неясности , даже загадочности в заданиях. Неопределенность рождает, с одной стороны, интерес, а с другой — психологический дискомфорт, желание выйти из него, что стимулирует творческий процесс. Как и право выбора — обеспечивает ощущение внутренней свободы. 4. Диалоговость как главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Не спор, даже не дискуссии, а диалог участников мастерской, отдельных групп, диалог с самим собой, диалог с научным авторитетом — необходимое условие личного освоения элементов культуры, условие восхождения к новым истинам. Диалог создает в мастерской атмосферу постижения любого явления с разных позиций в разных «цветах», которые лишь совместно дают ощущение «радуги» мира. Рождается истинная коммуникативная культура [1].
Учителю отводится самая главная роль. Учитель должен создать и поддерживать атмосферу доброжелательности, побудить заинтересованность каждого учащегося, работать вместе с учениками наравне. Если учителю получится реализовать все эти пункты, то результат такого урока будет высокий. Ученики будут с большим энтузиазмом изучать новый материал, так же данный урок и полученные знания они запомнят надолго, так как он будет связан с новыми эмоциями.
Так были проведены уроки в 5 и 6 классе. Тема урока «В гаванях афинского порта». Для данного урока потребуется картон или твердая бумага формата А4 и заготовленные шаблоны сосудов, заготовленная презентация по предназначению каждого сосуда. Далее распечатываем 3 разных сосуда (для зерна, для вина и для хранения продуктов) и разрезаем их как мозаику. Для еще большей эффектности можно подготовить и средних размеров коробку или ящик (40 х 40 с глубиной 20 см.), наполненный песком или землей, куда можно поместить распечатанный и уже порезанный сосуд.
В начале урока учащимся рассказывается про кувшины и вазы, ученики вспоминают все, что проходили и знали ранее из предыдущих изученных тем. Учитель рассказывает, какие сосуды были в Греции и как мы узнали об этом. Ученики формируют тему урока и ставят цели и задачи. Далее учитель предлагает познакомить учащихся с особенностями работы археологов. Учитель дает задачу ученикам: необходимо собрать «развал древнегреческих сосудов», которые использовались в порту. Учащиеся делятся на три группы самостоятельно или при помощи учителя, учитель раздает мозаику и учащиеся начинают собирать. При выполнении данного задания учащиеся должны выполнять определенные задачи, что бы интерес к процессу не пропал. Учитель должен поддерживать интерес, и доброжелательную конкуренцию между группами. Первый вопрос после того, как учащиеся собрали мозаику: почему у каждого сосуда своя форма? Учащиеся предполагают — почему такая форма? Второй вопрос: что могли перевозить в данных сосудах? Учащиеся предполагают — что можно перевозить в данном сосуде? Постепенно у учащихся в голове складывается предназначение каждого сосуда и зачем каждому своя определенная форма. Следующий вопрос к учащимся: где и в каких регионах чаще всего можно встретить данный тип сосуда. Учащиеся дают ответы и совместными усилиями достигают познания параграфа. Далее учитель показывает презентацию, как перевозили сосуд, для чего такая форма, для чего он предназначался и как могли его использовать. Под конец урока ученики понимают, были они правы или ошиблись, были ли верны их догадки, поднимается высокий эмоциональный интерес. В конце урока проводится рефлексия знаний у учащихся
Второй урок был в шестом классе. При параллельном изучении курса истории Средних веков и истории России очень удобно сравнивать и проводить анализ развития государства, культуры и религии европейских королевств и Руси.
Так после изучения главы «Формирование средневековых городов» и «Формирование древнерусских городов» с учащимися можно провести анализирующий урок при помощи «Педагогической археологии» и «мастерской».
Учитель заранее подготавливает материал, в нашем случае это будут фотографии с археологическими находками и примерный археологический план города. Мы взяли западноевропейский город, восточноевропейский и древнерусский город. Учитель рассказывает про особенности появление городов в Европе и на Руси. Учащиеся формируют тему урока. Так учитель рассказывает об особенности археологии в изучении городов. Учащиеся ставят цели и задачи. Учащиеся сами или при помощи учителя делятся на три группы. Каждой группе учитель выдает фотографии с археологическими находками и реконструкцией города Западной Европы, Восточной Европы и Руси. Учащиеся должны проанализировать фотографии и ответить на следующие вопросы: к какому времени принадлежит город? Какой регион? Предположить, к какому королевству город относится? Какая религия в городе преобладает? Богатый ли город? Учащиеся начинают вливаться в работу, идут бурные обсуждения, учащиеся рассматривают все предоставленные им материалы. Далее каждая группа учащихся делает выводы по своей фотографии и дает ответы на вопросы. От каждой группы может выступить один человек или по три человека. После выступления каждой группы учащимся предлагается сравнить, в чем сходство и различие каждого города. На данном уроке учащиеся могут увидеть, где совершили ошибки, где их догадки были верны, правильно или не правильно определили принадлежность города. Они сразу это увидят и поймут, почему они подумали не так, каждая группа учащихся и сам преподаватель может указать на допущенные ошибки. Одна из главных задач учителя в данный момент: не допустить дискуссионного спора между группами, сохранить дружественную конкуренцию. Данный прием можно отнести к элементам мозгового штурма, когда каждый включается в работу, а главное, что учащееся узнают культурное сходство и различие разных регионов.
Литература:
- Мухина И. А., Ерёмина Т. Я. Мастерские по литературе: интеграция инновационного и традиционного опыта: Книга для учителя. СПб.: СПб ГУПМ. (Тип. ун-та). — 209 с.; см.
- Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС / О. Б. Даутова, Е. В. Иваньшина, Т. Б.Казачкова, О. Н. Крылова, И. В. Муштавинская. — СПб.: КАРО, 2014.
- Бровко, Д. В. Феномен педагогической археологии / Д. В. Бровко. — Текст: непосредственный // Уссурийский краеведческий вестник. — 2004. — № 3. — С. 5–9.
- Фролов, И. В. Педагогический потенциал археологии / И. В. Фролов. — // http://www.rezerv.narod.ru/frolov.html: [сайт]. — URL: (дата обращения: 16.01.2021).