Деятельность комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (с учетом изменений в Примерном положении о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав от 10.02.2020) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №4 (346) январь 2021 г.

Дата публикации: 17.01.2021

Статья просмотрена: 668 раз

Библиографическое описание:

Новоселова, Ю. С. Деятельность комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (с учетом изменений в Примерном положении о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав от 10.02.2020) / Ю. С. Новоселова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 4 (346). — С. 445-448. — URL: https://moluch.ru/archive/346/77771/ (дата обращения: 15.11.2024).



В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее — Федеральный закон № 120-ФЗ) систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Российской Федерации образуют следующие органы и учреждения:

— комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее — КДН и ЗП),

— органы управления социальной защитой населения,

— органы государственной власти и местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования,

— органы опеки и попечительства,

— органы по делам молодежи,

— органы управления здравоохранением,

— органы службы занятости,

— органы внутренних дел,

— учреждения уголовно-исполнительной системы [1].

Согласно Примерному положению о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав (утверждено постановлением Правительства РФ от 06.11.2013 № 995) создание КДН и ЗП преследует следующие цели:

Деятельность КДН и ЗП базируется на принципах законности, демократичности, поддержки семей с несовершеннолетними детьми и взаимодействия с ними, гуманного обращения с несовершеннолетними, индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации и др.

КДН и ЗП при осуществлении своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Примерным положением, а также законами и актами субъектов Российской Федерации [2].

10 февраля 2020 года Правительство РФ внесло изменения в Примерное положение о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее — Примерное положение) (постановление Правительства РФ от 10.02.2020 № 120 «О внесении изменений в Примерное положение о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав»).

Так, к полномочиям территориальных и муниципальных КДН и ЗП (указанным в пункте 7 Примерного положения) наряду с утверждением и контролем за реализацией межведомственных программ и координацией индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении; разработкой мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, защите их от всех форм дискриминации, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних; к разработке и реализации целевых программ, направленных на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, предупреждением их безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий, были добавлены следующие полномочия:

— координация деятельности органов и учреждений системы профилактики при реализации задач по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих защите прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и др.;

— анализ причин и условий безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, выявленных органами и учреждениями системы профилактики, и принятие мер по их устранению;

— разработка мероприятий по совершенствованию деятельности органов и учреждений системы профилактики по результатам анализа и обобщения информации об эффективности мер по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

— принятие мер по совершенствованию взаимодействия органов и учреждений системы профилактики с социально ориентированными некоммерческими организациями, общественными объединениями и религиозными организациями, иными институтами гражданского общества и гражданами, привлечению их к участию в профилактической деятельности;

— возможность утверждения составов межведомственной рабочей группы по изучению деятельности органов и учреждений системы профилактики и их работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, а также предупреждения вовлечения несовершеннолетних в совершение правонарушений и антиобщественных действий, предупреждения насилия и всех форм посягательств на жизнь, здоровье и половую неприкосновенность несовершеннолетних [2].

Ранее существовал диссонанс в законодательстве о КДН и ЗП: целью создания КДН и ЗП была координация деятельности системы профилактики (Федеральный закон № 120), но такая функция не была прописана в полномочиях, перечисленных в Примерном положении. В настоящее время с возложением на КДН и ЗП полномочий по анализу и координации деятельности всей системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних реализация задач по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних выходит на новый системный уровень.

В пункт 7 Примерного положения были добавлены вопросы обеспечения деятельности КДН и ЗП по подготовке и рассмотрению материалов и обращений граждан, поступающих в КДН и ЗП, организации и участия в различных проверках и совещаниях органов и учреждений профилактики, сбора и анализа информации от органов и учреждений системы профилактики, необходимой для функционирования КДН и ЗП.

Состав КДН и ЗП, указанный в пункте 8 Примерного положения, не изменился. В состав КДН и ЗП по-прежнему входят председатель комиссии, заместитель (заместители) председателя комиссии, ответственный секретарь комиссии и члены комиссии, которыми являются руководители (или их заместители) органов и учреждений системы профилактики, а также иные граждане, имеющие опыт работы с несовершеннолетними. Особо отмечается, что членом КДН и ЗП может стать гражданин Российской Федерации, достигший 21 года [2].

Изменения в Примерном положении коснулись и полномочий аппарата КДН и ЗП.

Председатель, его заместитель и ответственный секретарь КДН и ЗП теперь наделяются полномочиями членов комиссии, в частности: могут вносить предложения по совершенствованию работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; посещать организации, обеспечивающие реализацию несовершеннолетними своих прав на образование, труд, досуг, охрану здоровья и медицинскую помощь, жилищные и иные права, с целью проверки поступивших в комиссию сообщений о нарушениях прав и законных интересов несовершеннолетних.

Однако аппарат КДН и ЗП не вправе составлять протоколы об административных правонарушениях в случаях и порядке, предусмотренных КоАП РФ, которые будут рассматриваться на заседании КДН и ЗП.

Полномочия членов КДН и ЗП дополняются важным уточнением: они должны проинформировать председателя комиссии о своем участии в заседании или причинах своего отсутствия на заседании [2]. Соблюдение данного подпункта Примерного положения обеспечивает необходимый кворум на заседании и саму правомочность принятых постановлений КДН и ЗП.

Новые изменения в Примерное положение о полномочиях членов КДН и ЗП дополняются пунктами 12 (1) и 12(2), в которых указываются основания прекращения полномочий председателя, его заместителя, ответственного секретаря и членов КДН и ЗП.

Изменения коснулись также пункта 14 Примерного положения. В нем отражаются такие ключевые моменты деятельности КДН и ЗП, как:

— проведение заседаний КДН и ЗП не реже 2 раз в месяц;

— определяются форма и содержание предложений, вносимых членами КДН и ЗП в план работы и материалы, рассматриваемые на заседании;

— порядок направления повестки заседания и извещения о дате, времени и месте проведении заседания КДН и ЗП прокурора.

Кроме того, изменения, внесенные в Примерное положение, затронули процедуру голосования членов КДН и ЗП на заседании. Определено, что каждый член КДН и ЗП имеет один голос и голосует лично. Член КДН и ЗП вправе высказать свое индивидуальное мнение по вопросу, поставленному на голосование на заседании, которое в письменной форме приобщается к протоколу заседания комиссии. Результаты голосования, объявленные председателем КДН и ЗП, заносятся в протокол заседания КДН и ЗП [2].

КДН и ЗП сегодня является коллегиальным органом, который обсуждает выявленные проблемы в сфере профилактики, в сфере защиты детства и ищет пути решения данных проблем. Те изменения, которые были внесены в Примерное положение 10.02.2020, должны явиться толчком в деятельности КДН и ЗП, занимающей особую роль в системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Литература:

  1. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 N 120-ФЗ (с изменениями на 24.04.2020). — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23509/
  2. Постановление Правительства РФ от 6 ноября 2013 г. N 995 «Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав» (редакция от 10.02.2020). — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154121/4767174d35bbcfa100a16985c7c7e58728e65c98/
Основные термины (генерируются автоматически): Примерное положение, учреждение системы профилактики, Российская Федерация, правонарушение, председатель комиссии, профилактика безнадзорности, система профилактики безнадзорности, опасное положение, орган управления, полномочие членов.


Похожие статьи

Правовое регулирование деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав

В статье рассматриваются особенности и необходимость защиты прав и интересов несовершеннолетних, возможные последствия их беспризорности, а также роль комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Рассмотрены основные аспекты правового регул...

Обеспечение психолого-педагогической поддержки семей и повышения компетентности родителей (законных представителей), имеющих детей с ОВЗ в возрасте от 1, 5 до 7 лет

В статье представлен опыт работы учреждения по психолого-педагогической поддержке семей, имеющих детей в возрасте от 1,5 до 7 лет, в том числе родителей (законных представителей) детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Рассм...

Отдельные вопросы рассмотрения комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав дел об административных правонарушениях

Педагогические особенности организации занятий по предмету «Социально-бытовая ориентировка» при работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями в развитии

Работа с педагогическими кадрами «Методическое сопровождение молодых педагогов по организации работы с детьми по изучению правил дорожного движения в условиях реализации ФГОС ДО»

Прокурорский надзор за исполнением законов о мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части соблюдения прав несовершеннолетних при направлении средств материнского капитала на улучшение жилищных условий

Обоснование целесообразности формирования коммуникативных навыков для повышения результативности учебной деятельности и адаптации обучающихся начальных классов согласно стандартам ФГОС в период первых трех лет обучения (первое полугодие)

Управление образовательной деятельностью в части развития духовно-нравственных качеств у дошкольников во взаимодействии с семьями воспитанников (из опыта работы)

Пути формирования ценностных ориентиров у учащихся 4–5-х классов общеобразовательной школы в рамках введения в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Принципы, методы и приемы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в рамках проекта работы образовательной организации «Доступная среда»

Похожие статьи

Правовое регулирование деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав

В статье рассматриваются особенности и необходимость защиты прав и интересов несовершеннолетних, возможные последствия их беспризорности, а также роль комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Рассмотрены основные аспекты правового регул...

Обеспечение психолого-педагогической поддержки семей и повышения компетентности родителей (законных представителей), имеющих детей с ОВЗ в возрасте от 1, 5 до 7 лет

В статье представлен опыт работы учреждения по психолого-педагогической поддержке семей, имеющих детей в возрасте от 1,5 до 7 лет, в том числе родителей (законных представителей) детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Рассм...

Отдельные вопросы рассмотрения комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав дел об административных правонарушениях

Педагогические особенности организации занятий по предмету «Социально-бытовая ориентировка» при работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями в развитии

Работа с педагогическими кадрами «Методическое сопровождение молодых педагогов по организации работы с детьми по изучению правил дорожного движения в условиях реализации ФГОС ДО»

Прокурорский надзор за исполнением законов о мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части соблюдения прав несовершеннолетних при направлении средств материнского капитала на улучшение жилищных условий

Обоснование целесообразности формирования коммуникативных навыков для повышения результативности учебной деятельности и адаптации обучающихся начальных классов согласно стандартам ФГОС в период первых трех лет обучения (первое полугодие)

Управление образовательной деятельностью в части развития духовно-нравственных качеств у дошкольников во взаимодействии с семьями воспитанников (из опыта работы)

Пути формирования ценностных ориентиров у учащихся 4–5-х классов общеобразовательной школы в рамках введения в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Принципы, методы и приемы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в рамках проекта работы образовательной организации «Доступная среда»

Задать вопрос