В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее — Федеральный закон № 120-ФЗ) систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Российской Федерации образуют следующие органы и учреждения:
— комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее — КДН и ЗП),
— органы управления социальной защитой населения,
— органы государственной власти и местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования,
— органы опеки и попечительства,
— органы по делам молодежи,
— органы управления здравоохранением,
— органы службы занятости,
— органы внутренних дел,
— учреждения уголовно-исполнительной системы [1].
Согласно Примерному положению о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав (утверждено постановлением Правительства РФ от 06.11.2013 № 995) создание КДН и ЗП преследует следующие цели:
Деятельность КДН и ЗП базируется на принципах законности, демократичности, поддержки семей с несовершеннолетними детьми и взаимодействия с ними, гуманного обращения с несовершеннолетними, индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации и др.
КДН и ЗП при осуществлении своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Примерным положением, а также законами и актами субъектов Российской Федерации [2].
10 февраля 2020 года Правительство РФ внесло изменения в Примерное положение о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее — Примерное положение) (постановление Правительства РФ от 10.02.2020 № 120 «О внесении изменений в Примерное положение о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав»).
Так, к полномочиям территориальных и муниципальных КДН и ЗП (указанным в пункте 7 Примерного положения) наряду с утверждением и контролем за реализацией межведомственных программ и координацией индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении; разработкой мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, защите их от всех форм дискриминации, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних; к разработке и реализации целевых программ, направленных на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, предупреждением их безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий, были добавлены следующие полномочия:
— координация деятельности органов и учреждений системы профилактики при реализации задач по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих защите прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и др.;
— анализ причин и условий безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, выявленных органами и учреждениями системы профилактики, и принятие мер по их устранению;
— разработка мероприятий по совершенствованию деятельности органов и учреждений системы профилактики по результатам анализа и обобщения информации об эффективности мер по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
— принятие мер по совершенствованию взаимодействия органов и учреждений системы профилактики с социально ориентированными некоммерческими организациями, общественными объединениями и религиозными организациями, иными институтами гражданского общества и гражданами, привлечению их к участию в профилактической деятельности;
— возможность утверждения составов межведомственной рабочей группы по изучению деятельности органов и учреждений системы профилактики и их работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, а также предупреждения вовлечения несовершеннолетних в совершение правонарушений и антиобщественных действий, предупреждения насилия и всех форм посягательств на жизнь, здоровье и половую неприкосновенность несовершеннолетних [2].
Ранее существовал диссонанс в законодательстве о КДН и ЗП: целью создания КДН и ЗП была координация деятельности системы профилактики (Федеральный закон № 120), но такая функция не была прописана в полномочиях, перечисленных в Примерном положении. В настоящее время с возложением на КДН и ЗП полномочий по анализу и координации деятельности всей системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних реализация задач по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних выходит на новый системный уровень.
В пункт 7 Примерного положения были добавлены вопросы обеспечения деятельности КДН и ЗП по подготовке и рассмотрению материалов и обращений граждан, поступающих в КДН и ЗП, организации и участия в различных проверках и совещаниях органов и учреждений профилактики, сбора и анализа информации от органов и учреждений системы профилактики, необходимой для функционирования КДН и ЗП.
Состав КДН и ЗП, указанный в пункте 8 Примерного положения, не изменился. В состав КДН и ЗП по-прежнему входят председатель комиссии, заместитель (заместители) председателя комиссии, ответственный секретарь комиссии и члены комиссии, которыми являются руководители (или их заместители) органов и учреждений системы профилактики, а также иные граждане, имеющие опыт работы с несовершеннолетними. Особо отмечается, что членом КДН и ЗП может стать гражданин Российской Федерации, достигший 21 года [2].
Изменения в Примерном положении коснулись и полномочий аппарата КДН и ЗП.
Председатель, его заместитель и ответственный секретарь КДН и ЗП теперь наделяются полномочиями членов комиссии, в частности: могут вносить предложения по совершенствованию работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; посещать организации, обеспечивающие реализацию несовершеннолетними своих прав на образование, труд, досуг, охрану здоровья и медицинскую помощь, жилищные и иные права, с целью проверки поступивших в комиссию сообщений о нарушениях прав и законных интересов несовершеннолетних.
Однако аппарат КДН и ЗП не вправе составлять протоколы об административных правонарушениях в случаях и порядке, предусмотренных КоАП РФ, которые будут рассматриваться на заседании КДН и ЗП.
Полномочия членов КДН и ЗП дополняются важным уточнением: они должны проинформировать председателя комиссии о своем участии в заседании или причинах своего отсутствия на заседании [2]. Соблюдение данного подпункта Примерного положения обеспечивает необходимый кворум на заседании и саму правомочность принятых постановлений КДН и ЗП.
Новые изменения в Примерное положение о полномочиях членов КДН и ЗП дополняются пунктами 12 (1) и 12(2), в которых указываются основания прекращения полномочий председателя, его заместителя, ответственного секретаря и членов КДН и ЗП.
Изменения коснулись также пункта 14 Примерного положения. В нем отражаются такие ключевые моменты деятельности КДН и ЗП, как:
— проведение заседаний КДН и ЗП не реже 2 раз в месяц;
— определяются форма и содержание предложений, вносимых членами КДН и ЗП в план работы и материалы, рассматриваемые на заседании;
— порядок направления повестки заседания и извещения о дате, времени и месте проведении заседания КДН и ЗП прокурора.
Кроме того, изменения, внесенные в Примерное положение, затронули процедуру голосования членов КДН и ЗП на заседании. Определено, что каждый член КДН и ЗП имеет один голос и голосует лично. Член КДН и ЗП вправе высказать свое индивидуальное мнение по вопросу, поставленному на голосование на заседании, которое в письменной форме приобщается к протоколу заседания комиссии. Результаты голосования, объявленные председателем КДН и ЗП, заносятся в протокол заседания КДН и ЗП [2].
КДН и ЗП сегодня является коллегиальным органом, который обсуждает выявленные проблемы в сфере профилактики, в сфере защиты детства и ищет пути решения данных проблем. Те изменения, которые были внесены в Примерное положение 10.02.2020, должны явиться толчком в деятельности КДН и ЗП, занимающей особую роль в системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Литература:
- Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 N 120-ФЗ (с изменениями на 24.04.2020). — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23509/
- Постановление Правительства РФ от 6 ноября 2013 г. N 995 «Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав» (редакция от 10.02.2020). — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154121/4767174d35bbcfa100a16985c7c7e58728e65c98/