В статье автор пытается определить актуальность создания информационной среды взаимодействия преподавателей в период нестабильной эпидемиологической ситуации
Ключевые слова: образовательный процесс, процесс обучения, образование, интеграционное обучение, профессиональное образование, профессиональное объединение, условие пандемии, преподаватель.
В условиях нестабильной эпидемиологической ситуации, когда постоянно вводятся и снимаются карантинные ограничения, образовательная сфера — а в особенности система профессионального образования — подвержена постоянным реформам и изменениям. Их конечным итогом является, безусловно, сохранение в безопасности жизни и здоровья обучающихся и не только поддержание, но и повышение качества профессионального образования. Пандемия привела к крупнейшему за всю историю сбою в функционировании систем образования, который затронул почти 1,6 миллиарда учащихся в более чем 190 странах и на всех континентах. Закрытие школ и других образовательных учреждений коснулось 94 процентов мирового контингента учащихся, причем в странах с низким уровнем дохода и с уровнем дохода ниже среднего этот показатель составляет 99 процентов. Введение новых стандартов в образовании привел к тому, что педагогам пришлось полностью обновлять свои методические наработки. Необходимо было строить содержание курса по-новому, где особое внимание уделяется компетентностному подходу и связи между предметами. Поэтому в условиях такого реформирования для эффективной работы педагога, необходимы повышения квалификации преподавателей и профессиональное саморазвитие.
В любом процессе обучения крайне важна способность обучающегося к самомотивации. Среди основных факторов, которые на неё влияют, можно отметить осознанность студента. В этом случае мы говорим о том, насколько человек увлечен предметом и понимает значимость обучения. Влияние на данный фактор оказывает как подготовка и сознательность обучающегося, так и профессиональная и психологическая подготовка преподавателя. Кроме того, не менее важным фактором, влияющим на самомотивацию студента, является актуальность методологии обучения, удобство и адаптированность всех процессов обучения под современные реалии. Причём, именно данный фактор подлежит полному контролю со стороны учебного заведения. Помимо этого, именно удобство процесса обучения в условиях повсеместного введения дистанционного формата играет ключевую роль в сохранении мотивации студентов к продолжению образовательного процесса.
В условиях постоянного стресса от непрекращающейся эпидемии освоение принципиально новых платформ и программ будет способствовать скорее дополнительной нагруженности как преподавателей, так и студентов. По данным Минобрнауки около 80 % российских университетов перешли полностью на дистанционный формат работы со студентами, а из подведомственных Министерству вузов — все 100 % (по материалам Брифинга министра науки и высшего образования Валерия Фалькова от 25.03.2020). При этом не у всех есть доступ к хорошему интернету и компьютеру, многие совмещают учебу с работой, где тоже происходят значительные изменения. Ухудшает ситуацию сохраняющийся, несмотря на всё большее развитие и внедрение интеграционного обучения, предметоцентризм в разработке теоретической образовательной базы. В связи с этим основной упор должен быть не на внедрение каких-либо инноваций, а на улучшение качества информационной среды для преподавателей. Развитие взаимосвязей между навыками и предметами, актуальность образовательного процесса и комфортность его осуществления — то, что действительно важно сейчас. Преподавателям не стоит ожидать от студентов подвигов, повышенной мотивации и быстрого освоения новых форматов.
Говоря о интеграционном обучении, стоит отметить, что ограничения, кажущиеся на первый взгляд фактором негативного влияния на систему образования, напротив, способствуют росту взаимосвязи между предметами. Это говорит о том, что в условиях ограниченных возможностей в обучении, преподавателям всё чаще приходится внедрять примеры и знания из смежных областей, а также использовать информационные технологии и связанные с ними знания во всех образовательных сферах. Задача преподавателя, вводящего интеграционный принцип образования в процесс обучения, — научить студентов мыслить собственными категориями, сопоставлять обобщенные выводы с конкретными явлениями. А для этого нужно, чтобы, с одной стороны, учащиеся пытались взглянуть на вещи, явления заново, как на непривычные для них. С другой же стороны, преподаватели должны быть открыты к изменениям в образовательном процессе и настроены делиться опытом с коллегами. Альтернативность и вариативность мышления — возможность, которую представляет интегрированное обучение, и в этом его огромная польза.
Межпредметные связи развивают умственные способности студентов. Перекликающиеся темы стимулируют сотрудничество преподавателей и значительно повышают качество преподавания специальных дисциплин. Ведь педагог находится непосредственно внутри того социального организма, где зарождаются, существуют и развиваются как положительные, так и отрицательные стороны взаимоотношений преподавателей, студентов и их родителей. Для сотрудничества педагога и педколлектива необходимо повышать профессиональную и психологическую компетентность преподавателей, чтобы работа педагога, его рекомендации воспринимались квалифицированно. Более того, в текущих условиях, именно улучшение профессионального взаимодействия позволит избежать серьезного удара по качеству образовательного процесса в условиях реформ и ограничений.
В то же время и самому педагогу необходимо повышать свой личностный рост, развивать самообразование, самосовершенствование, индивидуальный стиль работы, профессиональные навыки, профессиональное мастерство. Как показало исследование НИУ ВШЭ, проведенное в 2019 году, сами преподаватели вузов с ученой степенью невысоко (3,2 балла из 5) оценивают свой уровень владения дистанционными технологиями, а каждый 4-й из них ни разу за последние 3 года не использовал сервисы удаленной видеосвязи для участия в вебинарах и видеоконференциях или проведения аналогичных мероприятий. В этой связи важна роль профессионального общения, профессионального объединения. Методическое объединение, являясь таким профессиональным объединением, способствует сплочению коллектива, выработке единого педагогического кредо, общих традиций, выявлению, обобщению и распространении педагогического опыта, обмену ценными находками, стимулированию творчества.
Литература:
- Абинова, Н. М. Интеграция в образовании/ Н. М. Абинова//
- http://ido.tsu.ru/ss/?unit=356&page=1158 (ГЛ. 1.2)
- Владимирова, Л. П. Взаимодействие учителей в сетевых сообществах/ Л. П. Владимирова // Информатика и образование. 2006. № 6. С. 56–60.0 13
- Концептуальная записка ООН: Образование в эпоху COVID-19 и в последующий период.
- Инрерфакс.Образование: Дистанционное обучение в экстремальных условиях (URL https://academia.interfax.ru/ru/analytics/research/4491/)
- РБК.Образование: Как будет меняться онлайн-образование в условиях пандемии (https://trends.rbc.ru/trends/education/5e9597339a79473072c3e718)
- ВШЭ: 5 уроков перехода в онлайн: опыт Калифорнийского университета Беркли (https://trends.rbc.ru/trends/education/5e9597339a79473072c3e718)
- ИМЭМО РАН: Образование в условиях пандемии: что показывает кризис? (https://www.imemo.ru/news/events/text/obrazovanie-v-usloviyah-pandemii-chto-pokazivaet-krizis)