В данной статье рассматривается развитие археологии в России. Изучается становление данной науки. Охвачен период с 18 века по настоящее время. Делается акцент на том, что археология — не просто наука, но элемент общей культуры — инструмент самоидентификации человека. В целом, знание истории и прошлого позволяет лучше понять настоящее, а также учесть ошибки или достижения минувших веков.
Ключевые слова: археология, история археологии, археология в России, развитие археологии, раскопки, история.
Археология — относительно молодая (по историческим меркам) наука, однако именно термин впервые был применен очень давно, Платоном, буквально понятие трактуется так: «архайос» — древний (архаичный) и «логос» — слово, наука [3]. В настоящее время вся археологическая отрасль — это де-факто разветвленная сеть с определенным образом организованной инфраструктурой. В общем виде история насчитывает не одно столетие, поэтому развитие археологии в России нужно осветить сквозь призму изучения её становления на протяжении веков.
В России, а также в Европе планомерное развитие археологии именно как научной отрасли началось с 18го века. Вместо религиозных учений под прицелом оказались эволюционистские веяния. Так, 13 февраля 1713 года Петром I был издан значимый указ, который призывал к тому, чтобы старательно искать и охранять древности, а в 1714 году была создана Кунсткамера, где помещались вещи, обладающие явной исторической ценностью. Можно говорить о том, что именно царские указы выступили впервые истории такими государственными актами, которые говорили о том, что важно и нужно охранять бдительно существующее наследие страны [1].
В 1804 году при Московском Университете основали Общество Истории и Древностей Российских, были обнародованы древние летописи и также изданы определенные сборники трудов по истории и по археологии. Играл роль и вышедший чуть позже указ императора Александра I, который издан им в марте 1806 года, после чего был получен значительный и сверхважный для истории и общества статус государственного музея [3].
Надлежит отметить также и то, что в XIX веке археология начинает стремительно, бурно и ярко развиваться: создается Императорская археологическая комиссия (по дате это произошло в 1859 году), у такой комиссии были конкретные функции охраны, постижения археологии как небезынтересной и нужнейшей науки; в разных городах тогда же учреждаются археологические сообщества, например Московское археологическое сообщество (дата — 1864 год), появляется в 1872 году Московский исторический музей, начинает свою «жизнь» археологический институт в Санкт-Петербурге (1877 год), также нельзя не упомянуть и Императорский российский исторический музей (1883). Проводятся раскопки в России, в том числе в Сибири, Монголии и также на Дальнем Востоке. Многие блестящие и именитые ученые внесли свой немалый вклад в развитие, становление и формирование науки в этот период, здесь пофамильно можно перечислить таких исследователей как Городцов, Радлов, Уваров, Забелин, Сизов, Спицин, Анучин. Именно благодаря этим ученым отечественная история в результате обретает сформированный характер, материал формируется в целую картину, начинает становиться ясным фундаментальное прошлое Отечественного государства [5].
Первая коллекция, которую удалось найти, и которая включала в себя древности, это собрание золотых ценностей, которые были отправлены из Сибири дипломату Н. К. Витзену ещё в 1714 году.
Поворотным моментом в истории стал Указ Петра I от 13 февраля 1718 г. Еще одним поступком Петра, непосредственно связанным с становлением археологии в России, была организация первой научной экспедиции в Сибирь, которую осуществил Мессершмидт. Он уделял особое внимание изучению сибирских древностей, несмотря на широкий круг возложенных на него задач. Так в 1722 году в Хакасии он произвел первые научные раскопки (а не поиски сокровищ) в Сибири. В 1723 году он подтвердил находки на реке. Индигирка из костей мамонта. Этот исследователь считается первооткрывателем хакасской письменности с седьмого по тринадцатый век [2].
Мессершмидт вернулся в Петербург после смерти Петра I в 1727 году. В то время первая Камчатская экспедиция два года работала в азиатской части империи. Беринг. В 1725 г. Петр дал указание своим участникам: 1) Один или два корабля с палубами должны быть построены на Камчатке или в каком-нибудь другом месте». 2) Кажется, что эта земля является частью Америки. 3) И для того, чтобы узнать, где он вступил в контакт с Америкой, нужно приезжать на это место. Таким образом, основная цель этих исследований заключалась в области географии и картографии. Однако первая Камчатская экспедиция, завершившаяся в 1730 году, послужила прологом к «Великой северной экспедиции» Беринга с 1732 по 1743 год, сыгравшей, справедливости ради отметить, истинно решающую роль в развитии русской археологии [1].
Историко-географические исследования Сибири в рамках этой экспедиции проводились такими исследователями как И. Г. Гмелин и Г. Ф. Миллер. Материалы, обнаруженные при раскопках курганов, предпринятых Миллером, послужили основанием для многих важных для исторической науки того времени выводов о древних обитателях сибирских земель. Например, находки конских костей являются вполне четким и ясным доказательством особого суеверия, наблюдаемого и сейчас некоторыми восточными народами. Богатые могилы доказывают благородство погребенных и богатство этого народа. В некоторых могилах в верховьях Енисея, вместо золотых и серебряных украшений и сосудов, найденных в других могилах, все здесь состояло из красной меди, например, медные ножи, кинжалы, стрелы и все остальное, что, однако, железо намного удобнее. Это наблюдение приводит Миллера к предположению, которое, по сути, предвосхищает систему трех веков в европейской науке XIX века: итак, люди, хоронившие там своих умерших, возможно, еще не знали об использовании железа. Следовательно, эти могилы намного старше других.
Так, затем, уже 1740 г. Миллера сменил И. Э. Фишер. Достойна упоминания в рамках настоящей статьи инструкция, составленная Миллером и содержащая конкретные, чёткие, строгие методические требования к последующему сбору информации о сибирских древностях, также там были требования к раскопкам курганов. Основной целью считалось то, чтобы можно было в дальнейшем при помощи раскопок и находок разъяснить ход истории, объяснить какие-то непонятные моменты, верно трактовать ход событий, не привирая и не ошибаясь в исторических фактах. Так, спустя 30 лет непосредственно после изначальных, первейших исследовательских раскопок Толле в Старой Ладоге археология России делает принципиальный шаг к тому, чтобы даровать научному миру возможность осознания древностей, находок как ценнейших носителей исторической информации.
Становление археологии с именем митрополита Евгения (Болховитинова) неразрывно связано. В 1807 году он одним из первых осуществил раскопки под Новгородом. Позже, в 1820–1830-х годах, митрополит Евгений проводил исследования остатков Десятой церкви (конец 10 века), Золотых ворот (11 век) и церкви Святой Ирины (11 век) в Киеве. Митрополит Евгений был вместе с архиепископом Зертис-Каменским и архимандритом Макарием (Миролюбовым), одним из основоположников археологии Русской Церкви. В 1840–1860-е годах формируется обретающая конкретные черты организационная структура российской науки археологии. В 1846 г. основано археолого-нумизматическое общество в Петербурге (с 1849 г — Императорское археологическое общество, с 1851 — это общество, именуемое как Императорское Русское археологическое общество) [2].
В 1919 году в Петрограде основана Российская Академия истории материальной культуры (с 1959 года именуется как Институт археологии Академии наук СССР). Данную академию возглавлял в свое время Н. Я. Марр (историк, который недаром пользовался авторитетом в кругах интеллигенции). В двадцатые годы закономерно начинается особая методологическая перестройка всей российской археологии — появляются энтузиасты и активисты, которые хотят внедрить в археологическую науку некоторые марксистские установки и конкретные социологические схемы, идеология определяет то, как развивается и даже как воспринимается наука.
В 1920–1930-х гг. преобладает и превалирует «яфетическая теория» Марра («теория стадиальности»), в рамках теории отказываются постепенно от достижений «буржуазного» подхода [4].
В конце XIX — начале XX века марксистская теория социальной структуры оказала сильное влияние на направленность археологических исследований: основным интересом была история первобытных племен и развитие теорий, объясняющих эти изменения. В советское время интерес с точки зрения науки сместился в сторону характеристики и периодизации различных культур. Тогда же ведутся активные раскопки целых деревень, создается научно-методическая база, применяется довольно-таки строгий научный подход. Брюсов, Кухаренко, Пасек, Рыбаков и многие другие советские ученые внесли свой вклад в становление археологии, а вместе с ней и истории, как одной из важнейших научных отраслей [4].
Сегодня археология — не просто наука, но элемент общей культуры — инструмент самоидентификации человека.
В целом, знание истории и прошлого позволяет лучше понять настоящее, а также учесть ошибки или достижения минувших веков.
Литература:
- Акимова, Е. Н. Археология как метод изучения истории родного края / Е. Н. Акимова. — Липецк: Липецкий государственный педагогический университет, 2018. — 211 с.
- Зиновьев, В. П. Вопросы истории, археологии, политических наук и регионоведения / В. П. Зиновьев. — Томск: ТГУ, 2017. — 475 с.
- Леонтьев, А. Е. Археология: история и перспективы / А. Е. Леонтьев. — М.: Институт археологии РАН, 2016. — 216 с.
- Осянина, Е. И. История и археология / Е. И. Осянина. — М.: Юрайт, 2018. — 244 с.
- Скрипкин, А. С. История отечественной археологии / А. С. Скрипкин. — М.: Юрайт, 2017. — 171 с.