В статье автор анализирует жизненный и творческий путь двух выдающихся деятелей татарской культуры — композитора Рустема Яхина и поэта Мусы Джалиля, а также обращается к камерно-вокальным сочинениям, созданным Р. Яхиным на стихи М. Джалиля.
Ключевые слова: М. Джалиль, Р. Яхин, вокальный цикл, татарский романс.
2021 — юбилейный год двух выдающихся деятелей Татарстана, чьи имена стали символом татарской культуры и искусства: 115 лет исполняется Герою Советского Союза поэту Мусе Джалилю и 100 лет Народному артисту СССР композитору Рустему Яхину. Жизненный и творческий путь двух художников складывался по-разному, но, несомненно, что оба оставили яркий след в истории татарской культуры и оказали значительное влияние на своих последователей.
Рустем Мухаметхазеевич Яхин родился в 1921 году в Казани. Первоначальное музыкальное образование получил в Казанской детской музыкальной школе № 1 им. П. И. Чайковского по классу преподавателя А. В. Чернышевой. С 1937 г. учился в музыкальном училище при Московской консерватории по классу фортепиано у А. Г. Руббаха, а в 1941 г. поступил в Московскую консерваторию. В годы Великой Отечественной войны Р. Яхин был стрелком в зенитно-артиллерийской дивизии, а затем служил в Ансамбле песни и пляски. После войны стал учиться в Московской консерватории в классе композиции у Ю. А. Шапорина и специального фортепиано у В. М. Эпштейна. В 1950 г., окончив консерваторию, Р. Яхин вернулся в Казань. Основная область творчества композитора — вокальная и инструментальная камерная музыка. Он известен как первый татарский пианист-солист, активно занимавшийся концертно-исполнительской деятельностью.
Муса Мустафович Залилов (Муса Джалиль) родился в Оренбургской губернии в 1906 году. Муса очень рано начал писать стихи, его первые произведения публиковались в местной газете. В двадцать один год становится студентом литературного отделения Московского государственного университета. После окончания вуза М. Джалиль работает в столичных татарских газетах и журналах. В 1935 году поэту предложили возглавить литературный отдел только что открывшегося оперного театра Казани. До 1941 года у М. Джалиля вышло десять сборников стихов. С началом войны он был призван на фронт, в 1942 после тяжелого ранения попал в плен. В гитлеровских застенках поэт написал сотни стихотворений, которые впоследствии стали известны как «Моабитские тетради». Муса Джалиль был казнён на гильотине 25 августа 1944 года. После этого имя поэта в нашей стране на двенадцать лет было предано забвению, поскольку его поспешно и несправедливо обвинили в измене Родине и пособничестве врагу. Лишь в 1953 году после обнаружения двух «Моабитских тетрадей» и установления его героического подвига, имя М. Джалиля было возрождено. Сборник моабитских стихов, пройдя долгий и сложный путь борьбы за честное имя их автора, впервые был издан на татарском языке в Казани в 1953 году, после смерти Сталина, и принес автору мировую известность.
Рустем Яхин обращался к поэзии Мусы Джалиля дважды на раннем этапе романсного творчества. В 1954 году композитор создает вокальный цикл «В Моабитском застенке» на стихи из только что изданной «Моабитской тетради». Это был своеобразный итог, обобщивший творческие предпосылки, так ярко выявившиеся в романсной лирике Р. Яхина. К ним можно отнести его умение найти тонкий и выразительный интонационно-мелодический эквивалент для раскрытия эмоционально-психологического подтекста стиха, используя при этом как широкий, связанный с фольклором песенный распев, так и различные типы мелодизированного речитатива; мастерское владение богатыми возможностями фортепианного сопровождения, а также общей формой, всегда логически точной и убедительной. Еще не появились исследования знаменитых стихотворений М. Джалиля, еще не прошло достаточно времени, чтобы во всей полноте охватить и осознать мир образов и идей поэта, но в своем горячем эмоциональном отклике Рустем Яхин сделал безошибочный выбор именно тех стихотворений, которые станут как бы олицетворением самых существенных черт Джалиля — узника Моабита («Песни мои», «Лишь была бы волюшка», «Счастья не вернуть», «Последняя песня», «Палачу») [5].
Открывается цикл романсом под названием «Җырларым» («Песни мои», Appassionato, Maestoso). В этом своего рода завещании М. Джалиль повествует о своем понимании истинной поэзии, её сущности и месте в жизни самого поэта. Р. Яхин удивительно точно подхватил и воплотил в музыке патриотическую направленность этих строк: композитор создает подлинный гимн песне — реальному проявлению бессмертия поэта, ее творца.
По своему общему героико-торжественному звучанию сближается с первой частью пятая, финальная часть цикла (Eroico, Maestoso). «Палачу» — одно из самых лаконичных стихотворений М. Джалиля (два четверостишия), но насколько глубоко его содержание! В этих строках — своего рода тезис, главная идея всей «Моабитской тетради». В страстном обращении к палачу заключено самое сильное чувство, которое испытывал поэт в фашистских застенках — жгучая, неукротимая ненависть к врагу и к фашизму. Р. Яхин достойно передал силу строк в музыке — мощными, лаконично выразительными и эмоционально насыщенными интонациями. В разговоре с С. Гурарием композитор упомянул, что в этом романсе он «мыслил оркестрово, особенно в заключительной части. Содержание диктовало решение образа в оперном плане» [1]. Действительно, «по силе воздействия, зримости образов этот романс близок оперному монологу» [2].
Каждый из трех лирических монологов, обрамленных этими крайними, овеянными героической патетикой частями, вносит свой эмоционально-психологический штрих в собирательный образ ожидающего казни поэта: полны задушевности и теплоты его грезы о любимой стране и родном доме, выраженные в музыке второй части (Con anima. Rubato), мужественное ожидание смерти, которая оборвет поэтическую песню узника, — такова эмоционально-образная атмосфера наиболее драматического четвертого монолога (Largo), и, как ярчайший контраст соседним, подлинно лирический центр цикла — третья часть (Agitato, ma non allegro) — взволнованная песнь о никогда не покидавшей поэта светлой, но, увы, не достижимой мечте о встрече с любимой.
Высокому пафосу и драматизму лирико-философских монологов Моабитского цикла контрастирует лирическая песня «Дулкыннар» («Волны, волны»), созданная Р. Яхиным вслед за вокальным циклом. Поэтическим источником послужило одноименное довоенное стихотворение М. Джалиля. Как известно, в 1934–1935 годы поэт начинает глубокое изучение народного творчества и широкое применение материалов фольклора в своих произведениях. Особенно удачно и органично звучат фольклорные мотивы в лирических песнях («По ягоды», «Песнь родника» и др.). В стихотворении «Волны, волны» М. Джалиль обращается к узнаваемому фольклорному символу воды и связанному с ним образу волны. Поскольку вода символизирует вечное движение, никогда не прерывающееся и непрекращающееся, то волны в стихотворении становятся символом высокого эмоционального подъема, в котором пребывает девушка в ожидании своего возлюбленного. Р. Яхин очень емко и образно выразил настроение стихотворения, создав удивительную по своей музыкально-поэтической выразительности песню с чертами вальсовости. Легкая элегическая грусть, мимолетная тень печальных раздумий и вместе с тем трепетная взволнованность — вот главные черты этого вокального шедевра.
Литература:
- Гурарий С. И. Диалоги о татарской музыке. Казань: Татар. кн. изд-во, 1984. 153 с.
- Исанбет Ю. Н. Муса Джалиль и татарская музыка [Текст]: Автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. (821) / Ленингр. гос. консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова. Кафедра истории рус. и советской музыки. — Ленинград: [б. и.], 1970. — 19 с.
- Шайхутдинов Р. Р. Р.М. Яхин и фортепианные транскрипции его романсов // Преподаватель года 2020: сб. ст. Международного научно-метод. конкурса. Ч. 2. Петрозаводск: МЦНП «Новая наука», 2020. С. 222–228.
- Шайхутдинов Р. Р., Печерская А. Б. Формирование штриха staccato в классе фортепиано // Человеческий капитал. № 9 (141). 2020. С. 124–130.
- Яхин Р. М. В Моабитском застенке: Для баса в сопровожд. ф.-п. / Слова Мусы Джалиля. М.: Советский композитор, 1961. 28 с.