В настоящее время согласно статистике становится все больше детей с речевыми нарушениями. Из общей массы детей с речевыми нарушениями особенно выделяются дети с дизартрией, так как помимо нарушений речи у этих детей вследствие органического поражения центральной нервной системы нарушаются двигательные механизмы, страдают высшие корковые функции, связанные с формированием праксиса, что усугубляет нарушение речи при данной патологии. Даже у детей с легкой формой дизартрии, при отсутствии выраженных параличей и парезов моторика отличается общей неловкостью, недостаточной координированностью, долго не проявляется интерес к письму, рисованию и другим видам ручной деятельность, что задерживает развитие готовности руки к письму.
В контексте изучения разного вида дизартрий, можно говорить о диспраксии — расстройстве моторной сферы, которая характеризуется трудностью и неточностью выполнения движений. Нарушения звукопроизношения и подвижности органов артикуляции относят к оральной диспраксии.
Чаще всего диспраксия развивается после минимального повреждения центральной нервной системы ребенка. В ее основе находятся функциональные расстройства высших корковых функций. Причинами диспраксии могут быть различные патологии беременности (заболевания матери, токсикозы), аномальное течение родов (стремительные, затяжные, кесарево сечение, эпидуральная анестезия) а также асфиксии новорожденных, недоношенность, желтуха.
Исходя из этого, проблема преодоления диспраксии в дошкольном возрасте является одной из важнейших задач коррекционной педагогики. Многие исследователи, такие как Визель Т. Г., Садовская Ю.Е, Ахутина Т. В. в своих работах заостряют особое внимание на том, что работа по развитию кинетического орального праксиса и межполушарного взаимодействия должна начинаться как можно раньше. Для этого могут быть использованы различные методы и приемы, но одним из основных является включение в коррекционную работу нейропсихологических упражнений.
Нейропсихологический подход берет свое начало в трудах А. Р. Лурии и основывается на теории о трех функциональных блоках мозга. Энергетический блок отвечает за тонус нервной системы человека, он обеспечивает нормальную активность всего организма. Поэтому снижение активности ребенка или же ее чрезмерное повышение указывает как раз на нарушения в первом блоке. Можно проследить связь между нарушением активности и нарушением речи ребенка. Ему сложно сосредоточится на игре, наблюдается слабая познавательная деятельность, тонус мышечной системы также часто бывает снижен, либо сильно завышен, что способствует замедлению естественного развития. При нарушениях работы энергетического блока в коррекционной работе используют нейропсихологические приемы. Это различные упражнения, выполнение которых связано с умением ребенка удерживать ритм. После того, как ребенок научился удерживать ритм, упражнения усложняются, ритм может меняться. Ребенок должен улавливать эти изменения. К таким упражнениям можно отнести, например, занятия с нейроскакалкой. Для выполнения прыжков требуется разнонаправленная работа ног и соблюдение четкого ритма. Одна нога крутит скакалку, вторая совершает прыжки. Упражнения общего двигательного репертуара или упражнения под музыку, когда ребенок совершает передвижение по комнате, подстраиваясь под темп и ритм музыки. Эти упражнения имеют непосредственное влияние на формирование ритмообразующей стороны речи и правильной слоговой структуры слов. Также при нарушениях в энергетическом блоке используются дыхательные упражнения, которые помогают выработать правильное диафрагмальное дыхание. Благодаря глубокому ритмичному дыханию мозг обогащается кислородом, формируется правильный речевой выдох.
Информационный мозговой блок отвечает за прием и переработку информации. Нарушения в его работе ведут к нарушениям в работе основных анализаторных систем, внимания, памяти. Ребенок может недостаточно точно опознавать зрительную информацию, не узнавать знакомые предметы. Нарушения слухового анализатора ведут к нарушению фонематического слуха, ребенок может испытывать затруднения в соотнесении предмета со звуком, который он издает, не может определить источник звука. Нарушается мелкая моторика, такие дети поздно начинают застегивать пуговицы, завязывать шнурки, редко проявляют интерес к рисованию, испытывают трудности при работе с ножницами. Для коррекции используются упражнения на развитие этих анализаторов. К ним можно отнести различные глазодвигательные упражнения, которые помогают укрепить и улучшить кровоснабжение глазодвигательных мышц, упражнение на определение соответствий между предметом и картинкой, а также упражнения с зашумленными картинками, для улучшения зрительного восприятия. Упражнения на развитие тактильного анализатора, в которых ребенка, например, просят закрыть глаза и прикасаются разными предметами (перышко, деревянная палочка, мех и др.) к разным частям тела, а он должен определить качества этого предмета. Упражнения на формирование пространственных представлений, позволяют научить ребенка ориентироваться в понятиях право-лево, спереди-сзади, улучшают ориентировку в пространстве и в плоскости листа. Также сюда можно отнести упражнения на развитие внимания и упражнения на развитие мелкой моторики.
Третий блок мозга отвечает за программирование и контроль сложных видов деятельности. Ребенок, у которого есть нарушения в этом блоке, не может контролировать свое поведение, не может выполнять задания, если ему не хочется, не может достаточное количество времени удерживать внимание на каком-либо виде деятельности. Это ведет к проблемам в обучении и поведении. Работа с такими детьми ведется в игровой форме. Используются упражнения на релаксацию, которые помогают ослабить мышечный тонус и снизить нагрузку на нервную систему.
Помимо функциональных блоков большую роль в развитии ребенка играет взаимодействие правого левого полушарий мозга. Визель Т. Г., Семенович А. В., Архипов Б. А. в своих работах уделяют значительное внимание этому вопросу. Считается, что правое полушарие отвечает за координацию движений, пространственное и кинестетическое восприятие. Левое же берет на себя логическое мышление, речь, построение программ. Связь между левым и правым полушариями обеспечивает мозолистое тело. Основными признаками нарушения взаимодействия между ними считается нарушение координации и затруднение процесса анализа информации. Коррекционная работа по развитию межполушарного взаимодействия строится с использованием упражнений, в которых делается акцент на ассиметричной работе рук и ног. Занятия строятся по принципу от простого к сложному, сначала ребенку предлагаются упражнения для развития общей и тонкой моторики (подвижные игры, игры с мячом, лепка из пластилина) затем задания усложняются и вводятся разные движения для правой и левой руки. Например, упражнение «Лягушка» — одна рука сжата в кулак, другая лежит ладонью на плоскости стола, положение рук меняется одновременно, с постепенным ускорением. Упражнения усложняются, когда добавляются различные положения пальцев, которые также одновременно нужно менять на двух руках или менять положение рук и ног одновременно.
Таким образом, нейропсихологические упражнения прямо или косвенно влияют на нормализацию центральной нервной системы, что в свою очередь ведет к развитию кинетического праксиса. При включении таких упражнений в традиционную коррекционную работу логопеда значительно повышается коррекционный эффект занятий. Развивается связная речь, память, внимание. Замечена положительная динамика в преодолении речевых нарушений у детей с дизартрией, нормализуется мышечный тонус, улучшается работа органов артикуляции.
Литература:
- Архипова, Е. Ф. Автоматизация звуков с приемами нейростимуляции. Автоматизация звука [Л] [Текст]: учебно-методическое пособие / Е. Ф. Архипова, И. В. Южанина. — М.: Издательство Секачев, 2018. — 100 с.
- Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. М.: Генезис, 2010
- Пылаева Н. М., Ахутина Т. В. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. — СПб.: Питер, 2008.
- Визель Т. Г. Основы нейропсихологии: учебник для студентов вузов. — М.: В. Секачев, 2013.