В статье автор выявляет тенденции антимонопольного регулирования на региональном уровне и формулирует предложения по его совершенствованию.
Ключевые слова: ФАС России, недобросовестная конкуренция, муниципальные преференции, доминирующее положение.
Государство проводит политику поддержки добросовестной конкуренции и ограничения монополистической деятельности в интересах повышения эффективности общественного производства и его социальной направленности.
Современные тенденции антимонопольного регулирования экономики проявляются в деятельности Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области. В частности, наблюдаются изменения в количестве принятых решений органом антимонопольного регулирования по различным статьям Федерального закона Российской Федерации «О защите конкуренции».
Анализируя количество принятых решений о нарушениях антимонопольного законодательства по ст. 10 «Практика выявления и пресечения нарушений в виде злоупотребления хозяйствующих субъектов доминирующим положением на рынке» Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», необходимо отметить, что за период 2016–2018 гг. число рассматриваемых заявлений, возбужденных дел, выявленных нарушений и выданных предписаний уменьшилось (табл. 1)
Таблица 1
Решения, вынесенные по ст. 10 «Практика выявления и пресечения нарушений в виде злоупотребления хозяйствующих субъектов доминирующим положением на рынке»
Решение |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
|||
Количество решений |
% |
Количество решений |
% |
Количество решений |
% |
|
Рассмотрено заявлений |
443 |
100 |
569 |
100 |
365 |
100 |
Возбуждено дел |
41 |
9,3 |
45 |
7,9 |
23 |
6,3 |
Выявлено нарушений |
42 |
9,5 |
49 |
8,6 |
25 |
6,8 |
Выдано предписаний |
25 |
5,6 |
25 |
4,4 |
17 |
4,7 |
Выдано предупреждений |
18 |
4 |
25 |
4,4 |
15 |
4,1 |
Источник: составлено автором по внутренней информации Рязанского УФАС
В структуре принятых решений наблюдается устойчивая тенденция уменьшения удельного веса количества возбужденных дел с 9,3 до 6,3 %, выявленных нарушений — с 9,5 до 6,8 % от числа рассмотренных заявлений. Сокращается доля других принятых положительных решений. Этот факт свидетельствует о сложности определения совокупности действий, являющихся незаконными с позиций антимонопольного регулирования конкурентной среды и, как следствие, отсутствии реакции со стороны антимонопольных органов на часть рассмотренных заявлений.
По ст. 14.1–14.48 «Пресечение недобросовестной конкуренции» приняты решения о нарушениях антимонопольного законодательства, количественные характеристики которых показаны в таблице 2.
Таблица 2
Решения, вынесенные по статьям 14.1–14.8 «Пресечение недобросовестной конкуренции»
Решение |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
|||
Количество решений |
% |
Количество решений |
% |
Количество решений |
% |
|
Рассмотрено заявлений |
58 |
100 |
49 |
100 |
34 |
100 |
Возбуждено дел |
22 |
37,9 |
17 |
34,7 |
10 |
29,4 |
Выявлено нарушений |
19 |
32,8 |
15 |
30,6 |
6 |
17,6 |
Выдано предупреждений |
17 |
39,3 |
15 |
30,6 |
8 |
23,5 |
Источник: составлено автором по внутренней информации Рязанского УФАС
Количество рассмотренных заявлений по данной статье также имеет тенденцию сокращения с 58 до 34 заявлений. Анализ структуры решений по пресечению недобросовестной конкуренции показывает снижение доли возбужденных дел с 37,79 до 29,4 %, выявленных нарушений — с 32,8 до 17,6 %, выданных предупреждений — с 39,3 до 23,5 % от числа рассмотренных заявлений. В 2018 г. по результатам рассмотрения дел принято 6 решений о наличии нарушений, рассмотрение 4 дел прекращено в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.
Интересны результаты изучения количественных характеристик решений о нарушениях антимонопольного законодательства по ст. 19. Предоставление государственных или муниципальных преференций, которые отражены в таблице 3.
Таблица 3
Решения, вынесенные по ст. 19 «Предоставление государственных или муниципальных преференций»
Решение |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
|||
Количество решений |
% |
Количество решений |
% |
Количество решений |
% |
|
Рассмотрено заявлений |
293 |
100 |
112 |
100 |
130 |
100 |
Отказано |
17 |
58 |
11 |
9,8 |
8 |
6,1 |
Удовлетворено |
143 |
48,8 |
96 |
85,7 |
112 |
86,4 |
Удовлетворено с введением ограничений |
137 |
47,2 |
5 |
4,5 |
10 |
7,5 |
Источник: составлено автором по внутренней информации Рязанского УФАС
Исследование показало, что количество рассмотренных заявлений о нарушениях в предоставлении государственных или муниципальных преференций в период 2016–2018 гг. сократилось в два раза. Удельный вес заявлений, которые признаны обоснованными, довольно высок и увеличивается с 48,8 до 86,4 %, т. е. в 1,8 раза. В последнее время в Рязанской области было выявлено несколько нарушений, связанных с предоставление преференций в передаче объектов муниципальной собственности в аренду без проведения торгов, занижая арендную плату. Муниципальные органы неправильно указывали причины выдачи преференций, они выдавали их под образовательные нужды организациям, которые по факту оказались не связанными с этой деятельностью.
Особое внимание Управлением уделяется разъяснительной работе по вопросам, решение которых входит в компетенцию ФАС России. Основной целью комплекса подобных мероприятий является предупреждение нарушений антимонопольного законодательства. Совершенствуется работа с обращениями граждан, организаций и общественных объединений. На постоянной основе проводятся выездные обучающие семинары с привлечением районных СМИ. Стремясь максимально охватить и донести информацию до всех групп населения, в том числе и молодежи, ведется активная работа в сети Интернет.
Наряду с успехами в работе Управление Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области сталкивается с рядом проблем в осуществлении своей деятельности.
Основной проблемой применения антимонопольного законодательства на практике является определение совокупности действий, необходимых для пресечения нарушения существующего законодательства какой-либо компанией и наложения на нее соответствующих санкций.
Одной из самых основных проблем в сфере антимонопольного регулирования Рязанского УФАС можно выделить несовершенство законов. Очень часто из-за расплывчатых определений под нормы попадают организации, которые на самом деле не нарушают законодательство. Такая проверка занимает много времени и ресурсов, что негативно сказывается как на деятельности организации, так и на деятельности антимонопольного органа. Также закон не учитывает бизнес-практики, которые сложились в России. Поэтому необходимо четко сформулировать все законы и определения, которые в них содержатся. Как показывает практика, очень часто невиновные организации становятся виновными из-за неправильной трактовки закона.
Другая проблема связана с излишней укрупнённостью антимонопольного органа. Из-за большого количества полномочий могут возникать непонимания того, что нужно делать в той или иной ситуации. Сотрудники УФАС совершают ошибкам, которые негативно влияют на деятельность антимонопольного органа и на экономику в целом.
Таким образом, можно сделать вывод, что в последняя время наблюдается тенденция уменьшения числа антимонопольных нарушений, что говорит о высокой эффективности органа, с другой стороны, мы видим наличие актуальных проблем, которые следует решить для максимизации эффективности органа.
Изучение тенденций изменения антимонопольного регулирования в Рязанской области позволило сформулировать предложения по его совершенствованию.
Одним из направлений совершенствования антимонопольного регулирования, отвечающее требованиям времени по формированию гражданского общества, является необходимость повышения качества внешних коммуникаций. В целях осуществления эффективной связи с внешней средой Управлением Федеральной антимонопольной службы ведется работа в интересах граждан и бизнеса за счет:
— активизации работы органа со СМИ, в том числе путем создания видеоконтента по ключевым направлениям деятельности структурных подразделений;
— увеличения присутствия органа в социальных медиасетях с целью повышения информированности граждан о состоянии конкуренции и мерах, предпринимаемых для развития и защиты конкуренции.
Данную просветительскую работу необходимо наращивать путем активного взаимодействия со СМИ (радио, телевидение), привлечения молодежи через интернет-ресурсы, ведение сайтов, разъясняющих права и возможности молодых предпринимателей. Необходимо развитие превентивных, а не карательных мер воздействия на развитие добросовестной конкуренции в регионе.
Эффектом от данного нововведения станет повышение доверия граждан и субъектов экономики к работе органа, а отслеживание обратной связи даст четкое представление об удовлетворенности граждан деятельностью Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области.
Осуществление поставленных задач обеспечит достижение следующих результатов: создание благоприятных условий для развития конкуренции в ключевых отраслях экономики; повышение качества принимаемых антимонопольными органами решений, обеспечение единообразия подходов; снижение количества нарушений антимонопольного законодательства за счет повышения результативности мер превентивного характера; усиление роли антимонопольного органа как макрорегулятора экономики.
Реализация рассмотренных направлений деятельности службы в рамках обозначенных приоритетов существенно повысит качество антимонопольного регулирования Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области.
Литература:
- «Конституция Российской Федерации» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/
- Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/
- Отчет Рязанского областного Управления Федеральной антимонопольной службы по результатам работы за 2018 год. [Электронный ресурс]. — URL: http://ryazan.fas.gov.ru/report/12755
- Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48611/
- Постановление Правительства РФ от 07.04.2004 г. № 189 «Вопросы Федеральной антимонопольной службы» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_47331/