В статье проведён анализ развития компетентности персонала как фактор конкурентоспособности ОАО «РЖД». Автор статьи раскрывает необходимость в постоянной оценке и анализе кадровых процессов, содействующих росту и процветанию предприятия. Особое место в организации ОАО «РЖД» в системе профессионального развития отводится уровню квалификации работников, что напрямую влияет на уровень трудового потенциала предприятия. Человеческие ресурсы — один из факторов производства способны обеспечить Компании устойчивое развитие. В подборе кадров все большую ценность приобретают интеллектуальность, компетентность, квалификация и знания работников. Одним из инструментов управления человеческими ресурсами выступает система корпоративного обучения персонала.
Конкурентоспособность персонала отражает не только квалификацию сотрудников, но и их готовность к выполнению своих функций. Поэтому возникает необходимость в постоянной оценке и анализе кадровых процессов, организации жизнеспособной системы управления, содействующей росту и процветанию предприятия. Актуальность компетентного подхода подтверждается применением корпоративных моделей компетенций в практике управления персоналом ОАО «РЖД».
Ключевые слова: человеческие ресурсы, корпоративное обучение, развитие, эффективность, персонал, компетенция, модели компетенции, уровни владения компетенциями.
Человеческий капитал всегда являлся определяющим в развитии любой организации, поскольку люди обеспечивают ей успешность и конкурентоспособность. Человеческий капитал создает доброе имя предприятию. Поэтому сегодня создание эффективной системы подбора персонала является актуальным. Человеческий капитал — это единственный ресурс, стоимость которого возрастает по мере его использования. Если при оценке финансовых показателей или материальной базы есть четкие критерии и формулы, то как оценить управленческий потенциал сотрудников, сравнить их установки, деловые и моральные качества — вопрос по-прежнему сложный. Персонал является основным элементом внутренней среды, который способен сформировать и реализовать конкурентные преимущества организации. В документах, касающихся вопросов кадровой политики ОАО «РЖД», постоянно звучит забота о качестве человеческого капитала отрасли, и выпускаются методики оценки трудового потенциала различных категорий персонала.
Компания шла к созданию системы оценки персонала более 15 лет. В компании были проведены пилотные исследования и внедрены типовые технологии. Интерес представляют две технологии оценки, применяемые сейчас на железной дороге: автоматизированная система оценки персонала и ассесмент-центр, которые помогают формировать единый кадровой резерв Компании.
Переход к системе непрерывного профессионального образования должен осуществляться за счет:
– модернизации корпоративной системы обучения, на принципах индивидуального обучения;
– переход в сфере повышения квалификации от подготовки по стандартным программам к модульному обучению, максимально учитывающему потребности конкретного работника;
– создание образовательного портала;
– создание единой базы данных в ЕК АСУТР по повышению квалификации руководителей и специалистов;
– создание специализированных программ для резерва кадров различных уровней.
В советские времена в России для оценки персонала учитывали оценочное интервью и аттестацию. В период перестройки ситуация кардинально изменилась, многие Компании отказались проводить аттестацию. Появляются учебные пособия по отборочному интервью и первые тренинги, начинают использовать психологические тесты. Стала формироваться комплексная процедура оценки. Отказавшись до начала 90-х от процедуры аттестации, Компании снова стали к ней возвращаться. Периодическая аттестация направлена на определение потенциала каждого работника, в которой определяются качества работника: профессионально-квалификационный уровень, деловые качества, сложность выполняемой работы и достигнутые результаты.
В современных условиях конкурентоспособность предприятий во многом определяется качеством их кадрового состава. Чем выше уровень квалификации и способностей работников предприятия — тем выше шансы предприятия повысить эффективность производства и качества продукции, вовремя произвести необходимые нововведения и обеспечить соответствие производимой продукции требованием потребителя. В формировании конкурентоспособности персонала проявляется единство экономических и социальных процессов: работодатель ориентируется на достижение своих целей (повышение конкурентоспособности организации, получение прибыли, удовлетворение рыночной потребности в товарах и услугах) путем качественного удовлетворения потребностей наемных работников в труде, а работники, в свою очередь, заинтересовываются общеорганизационными целями.
Существуют профессиональные и корпоративные компетенции:
– профессиональные — описывают специальные знания и навыки;
– корпоративные — отражают требования к управленческому стилю руководителя в соответствии с корпоративной культурой организации.
Модель компетенций учитывает четыре уровня управления (от специалиста и служащего до президента ОАО «РЖД»). Оценка управленческих навыков происходит с учетом требований к должности (таблица 1).
Таблица 1
Модель компетенций
Корпоративные компетенции по уровням |
||||
Компетентность |
Способность к развитию |
|||
Помощь в развитии |
Развитие сотрудников |
Управление развитием |
||
Клиентоориентированность |
Ориентация на интересы клиентов |
Ориентация на интересы клиентов при организации работ |
Формирование системы работы с клиентами |
Внедрение культуры ориентации на клиента |
Корпоративность и ответственность |
Ответственное мышление |
Рациональное мышление |
Системное мышление |
Стратегическое мышление |
Работа в команде |
Формирование командности |
Обеспечение командной работы в Компании |
||
Нацеленность на результат |
||||
Качество и безопасность |
Инициативность |
Поддержка инициатива |
Формирование инновационной среды |
|
Лидерство |
Способность к лидерству |
Лидерство как стиль руководства |
||
Например, у специалиста оценивается компетенция «ответственное мышление», у руководителя предприятия — «системное мышление».
Оценка персонала — это процедура определения психологических особенностей и квалификационных знаний сотрудников, выявление уровня эффективности выполнения должностных обязанностей. Количественное распределение участников оценки в соответствии с занимаемой должностью (2019 год в сравнении с 2018 годом) представлено в таблице 2.
Таблица 2
Количественное распределение участников оценки
Период |
Всего |
В том числе: |
||
Руководители структурных подразделений |
Заместители руководителей структурных подразделений |
Заместители начальников служб |
||
2018 год (план 200 чел.) |
217 |
93 |
124 |
0 |
2019 год (план 300 чел.) |
308 |
20 |
257 |
31 |
ИТОГО: |
525 |
113 |
381 |
31 |
Средний возраст участников оценки составил 39 лет, в том числе 14 % сотрудников моложе 30 лет, что соответствует требованиям корпорации о формировании единого кадрового резерва. Средние значения по результатам оценок руководителей, прошедших процедуру в 2020 году, позволяют выявить сильные и слабые управленческие навыки, свойственные большинству из них. Принятая шкала оценки компетенций представлена на таблице 3.
Таблица 3
Шкала оценки уровня развития корпоративных компетенций
Балл количественное значение уровня |
Название уровня |
Содержательное описание уровня |
3 |
Превосходит ожидания |
В дополнение к уровню 2: – Добивается успеха, применяя компетенцию для решения сложных задач; |
2 |
Соответствует ожиданиям |
– Успешно применяет компетенцию для решения стандартных и новых рабочих задач; – Все элементы компетенции проявляются стабильно и систематически; |
1 |
Требуются улучшения |
– Успешно использует компетенцию для решения только стандартных, простых рабочих задач; – Проявляя компетенцию для решения новых задач, добивается лишь частичного успеха; – Элементы компетенции проявляются нестабильно, от случая к случаю; |
0 |
Не соответствует ожиданиям |
– Не использует компетенцию в своей работе; – Проявляет поведение обратное тому, которое описано в компетенции. |
В соответствии со шкалой 1 балл является уровнем, когда компетенция успешно используется для решения стандартных, привычных задач; 2 балла — компетенция проявляется в любых нестандартных ситуациях и при решении новых задач; 1,5 балла — выше среднего уровня, а 0,5 — ниже среднего уровня. Инструментом оценки для второго уровня управления предполагается шесть компетенций. В таблице 4 представлены средние баллы руководителей по корпоративным компетенциям. Среднее значение по всем компетенциям составляет 1,18 балла.
Таблица 4
Средние баллы оценок руководителей по корпоративным компетенциям
Направление развития руководителей |
Компетенции |
Средний балл по компетенциям |
Средний балл по направлению |
Потенциал к развитию |
Нацеленность на результат |
1,35 |
1,25 |
Способность к развитию |
1,15 |
||
Менеджерская эффективность |
Организация рабочего процесса |
1,22 |
1,14 |
Развитие подчиненных |
1,18 |
||
Системное мышление |
1,13 |
||
Лидерство как стиль руководства |
1,03 |
||
Общий средний балл |
1,18 |
||
Важно отметить, что у большинства руководителей выражена компетенция «нацеленность на результат» (1,35), что подтверждает наличие у них высокой работоспособности, умение выдерживать напряженный трудовой график, готовности браться за сложные задачи и добиваться поставленной цели. Наряду с этим в меньшей степени выражена компетенция «лидерство как стиль руководства» (1,03). Это свидетельствует о том, что руководители структурных подразделений в работе с персоналом чаще всего применяют авторитарный стиль управления. Основные тенденции, касающиеся ресурсных зон и диапазона ограничений, наблюдались и в 2019 году. Средний балл двух компетенций «нацеленность на результат» и «собственная способность к развитию» отражает потенциал работника и составляет 1,25. А среднее значение по оставшимся четырем компетенциям характеризует управленческую эффективность — 1,14.
В соответствии с поставленной задачей подбор кадров за счет привлечения кадровых агентств, использования системы ЕК АСУТР. Постоянно улучшался качественный состав персонала компании, в том числе за счет роста молодых работников, персонала с высшим и средним профессиональным образованием. Внедрение системы управления качеством персонала осуществляется разработкой специальных программ, нормативных, методологических и регламентирующих документов, направленных на реализацию принципов функциональной стратегии управления качеством: лидерства руководителей, вовлеченности персонала, командной работы, непрерывного совершенствования деятельности холдинга. Динамика эффективности использования персонала была подтверждена в ходе проведения в 2018–2019 гг. первой в ОАО «РЖД» аттестации, которую прошли более 176 тыс. руководителей и специалистов. Из них 97,2 % признаны соответствующими занимаемой должности, лишь в отношении 4,9 тыс. чел. (2,3 %) принято решение о повторной аттестации.
Таким образом, развитие системы управления персоналом получило качественное развитие. Значительно повысился уровень профессионализма работников. Сложилась одна из лучших в стране систем подготовки и повышения квалификации персонала, использующая собственные корпоративные ресурсы, созданы специализированные структуры — корпоративный центр развития профессионального обучения персонала, создается центр дополнительного корпоративного образования руководящих работников ОАО «РЖД».
Подводя итог, можно сделать вывод, что внедрение компетентного подхода прошло в ОАО «РЖД» стадию становления в полной мере применяется в рамках обучения управленческого персонала.
Стратегия развития кадрового потенциала способствовала обеспечению достижения в ОАО «РЖД» социально — экономических и финансовых показателей. В связи со значительными изменениями внешней и внутренней среды Компании решением правления ОАО «РЖД» от 25 марта 2019 года предусмотрена актуализация функциональной стратегии развития кадрового потенциала на период до 2030 года.
Литература:
1. Стратегия развития кадрового потенциала ОАО «РЖД» на период до 2015 года. Утверждена Распоряжением ОАО «РЖД» от 31 августа 2009 г. № 1819р.;
2. В. А. Спивак «Организационное поведение и управление персоналом», учебное пособие для вузов, 2019г.;
3. Н. И. Шаталова «Управление персоналом на производстве», 2019г.;
4. Чирва И. П. Оценка качества деятельности вузов, реализующих подготовку кадров для железнодорожной отрасли // Материалы XVI международной конференции «Информационные технологии на железнодорожном транспорте». — СПб., 2019. — С. 143–148.;
5. Гусев А. А., Паршина В. С. Подготовка менеджеров нового типа для ОАО «РЖД» на основе компетентного подхода // Вестник Ярославского государственного университета. — 2019. — № 4. — С. 65–77.