Стратегические аспекты управления развитием компетентности персонала как фактор конкурентоспособности организаций | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №4 (346) январь 2021 г.

Дата публикации: 20.01.2021

Статья просмотрена: 105 раз

Библиографическое описание:

Дремина, Е. А. Стратегические аспекты управления развитием компетентности персонала как фактор конкурентоспособности организаций / Е. А. Дремина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 4 (346). — С. 157-161. — URL: https://moluch.ru/archive/346/77821/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье проведён анализ развития компетентности персонала как фактор конкурентоспособности ОАО «РЖД». Автор статьи раскрывает необходимость в постоянной оценке и анализе кадровых процессов, содействующих росту и процветанию предприятия. Особое место в организации ОАО «РЖД» в системе профессионального развития отводится уровню квалификации работников, что напрямую влияет на уровень трудового потенциала предприятия. Человеческие ресурсы — один из факторов производства способны обеспечить Компании устойчивое развитие. В подборе кадров все большую ценность приобретают интеллектуальность, компетентность, квалификация и знания работников. Одним из инструментов управления человеческими ресурсами выступает система корпоративного обучения персонала.

Конкурентоспособность персонала отражает не только квалификацию сотрудников, но и их готовность к выполнению своих функций. Поэтому возникает необходимость в постоянной оценке и анализе кадровых процессов, организации жизнеспособной системы управления, содействующей росту и процветанию предприятия. Актуальность компетентного подхода подтверждается применением корпоративных моделей компетенций в практике управления персоналом ОАО «РЖД».

Ключевые слова: человеческие ресурсы, корпоративное обучение, развитие, эффективность, персонал, компетенция, модели компетенции, уровни владения компетенциями.

Человеческий капитал всегда являлся определяющим в развитии любой организации, поскольку люди обеспечивают ей успешность и конкурентоспособность. Человеческий капитал создает доброе имя предприятию. Поэтому сегодня создание эффективной системы подбора персонала является актуальным. Человеческий капитал — это единственный ресурс, стоимость которого возрастает по мере его использования. Если при оценке финансовых показателей или материальной базы есть четкие критерии и формулы, то как оценить управленческий потенциал сотрудников, сравнить их установки, деловые и моральные качества — вопрос по-прежнему сложный. Персонал является основным элементом внутренней среды, который способен сформировать и реализовать конкурентные преимущества организации. В документах, касающихся вопросов кадровой политики ОАО «РЖД», постоянно звучит забота о качестве человеческого капитала отрасли, и выпускаются методики оценки трудового потенциала различных категорий персонала.

Компания шла к созданию системы оценки персонала более 15 лет. В компании были проведены пилотные исследования и внедрены типовые технологии. Интерес представляют две технологии оценки, применяемые сейчас на железной дороге: автоматизированная система оценки персонала и ассесмент-центр, которые помогают формировать единый кадровой резерв Компании.

Переход к системе непрерывного профессионального образования должен осуществляться за счет:

– модернизации корпоративной системы обучения, на принципах индивидуального обучения;

– переход в сфере повышения квалификации от подготовки по стандартным программам к модульному обучению, максимально учитывающему потребности конкретного работника;

– создание образовательного портала;

– создание единой базы данных в ЕК АСУТР по повышению квалификации руководителей и специалистов;

– создание специализированных программ для резерва кадров различных уровней.

В советские времена в России для оценки персонала учитывали оценочное интервью и аттестацию. В период перестройки ситуация кардинально изменилась, многие Компании отказались проводить аттестацию. Появляются учебные пособия по отборочному интервью и первые тренинги, начинают использовать психологические тесты. Стала формироваться комплексная процедура оценки. Отказавшись до начала 90-х от процедуры аттестации, Компании снова стали к ней возвращаться. Периодическая аттестация направлена на определение потенциала каждого работника, в которой определяются качества работника: профессионально-квалификационный уровень, деловые качества, сложность выполняемой работы и достигнутые результаты.

В современных условиях конкурентоспособность предприятий во многом определяется качеством их кадрового состава. Чем выше уровень квалификации и способностей работников предприятия — тем выше шансы предприятия повысить эффективность производства и качества продукции, вовремя произвести необходимые нововведения и обеспечить соответствие производимой продукции требованием потребителя. В формировании конкурентоспособности персонала проявляется единство экономических и социальных процессов: работодатель ориентируется на достижение своих целей (повышение конкурентоспособности организации, получение прибыли, удовлетворение рыночной потребности в товарах и услугах) путем качественного удовлетворения потребностей наемных работников в труде, а работники, в свою очередь, заинтересовываются общеорганизационными целями.

Существуют профессиональные и корпоративные компетенции:

– профессиональные — описывают специальные знания и навыки;

– корпоративные — отражают требования к управленческому стилю руководителя в соответствии с корпоративной культурой организации.

Модель компетенций учитывает четыре уровня управления (от специалиста и служащего до президента ОАО «РЖД»). Оценка управленческих навыков происходит с учетом требований к должности (таблица 1).


Таблица 1

Модель компетенций

Корпоративные компетенции по уровням

Компетентность

Способность к развитию

Помощь в развитии

Развитие сотрудников

Управление развитием

Клиентоориентированность

Ориентация на интересы клиентов

Ориентация на интересы клиентов при организации работ

Формирование системы работы с клиентами

Внедрение культуры ориентации на клиента

Корпоративность и ответственность

Ответственное мышление

Рациональное мышление

Системное мышление

Стратегическое мышление

Работа в команде

Формирование командности

Обеспечение командной работы в Компании

Нацеленность на результат

Качество и безопасность

Инициативность

Поддержка инициатива

Формирование инновационной среды

Лидерство

Способность к лидерству

Лидерство как стиль руководства


Например, у специалиста оценивается компетенция «ответственное мышление», у руководителя предприятия — «системное мышление».

Оценка персонала — это процедура определения психологических особенностей и квалификационных знаний сотрудников, выявление уровня эффективности выполнения должностных обязанностей. Количественное распределение участников оценки в соответствии с занимаемой должностью (2019 год в сравнении с 2018 годом) представлено в таблице 2.

Таблица 2

Количественное распределение участников оценки

Период

Всего

В том числе:

Руководители структурных подразделений

Заместители руководителей структурных подразделений

Заместители начальников служб

2018 год (план 200 чел.)

217

93

124

0

2019 год (план 300 чел.)

308

20

257

31

ИТОГО:

525

113

381

31

Средний возраст участников оценки составил 39 лет, в том числе 14 % сотрудников моложе 30 лет, что соответствует требованиям корпорации о формировании единого кадрового резерва. Средние значения по результатам оценок руководителей, прошедших процедуру в 2020 году, позволяют выявить сильные и слабые управленческие навыки, свойственные большинству из них. Принятая шкала оценки компетенций представлена на таблице 3.

Таблица 3

Шкала оценки уровня развития корпоративных компетенций

Балл количественное значение уровня

Название уровня

Содержательное описание уровня

3

Превосходит ожидания

В дополнение к уровню 2:

– Добивается успеха, применяя компетенцию для решения сложных задач;

2

Соответствует ожиданиям

– Успешно применяет компетенцию для решения стандартных и новых рабочих задач;

– Все элементы компетенции проявляются стабильно и систематически;

1

Требуются улучшения

– Успешно использует компетенцию для решения только стандартных, простых рабочих задач;

– Проявляя компетенцию для решения новых задач, добивается лишь частичного успеха;

– Элементы компетенции проявляются нестабильно, от случая к случаю;

0

Не соответствует ожиданиям

– Не использует компетенцию в своей работе;

– Проявляет поведение обратное тому, которое описано в компетенции.

В соответствии со шкалой 1 балл является уровнем, когда компетенция успешно используется для решения стандартных, привычных задач; 2 балла — компетенция проявляется в любых нестандартных ситуациях и при решении новых задач; 1,5 балла — выше среднего уровня, а 0,5 — ниже среднего уровня. Инструментом оценки для второго уровня управления предполагается шесть компетенций. В таблице 4 представлены средние баллы руководителей по корпоративным компетенциям. Среднее значение по всем компетенциям составляет 1,18 балла.

Таблица 4

Средние баллы оценок руководителей по корпоративным компетенциям

Направление развития руководителей

Компетенции

Средний балл по компетенциям

Средний балл по направлению

Потенциал к развитию

Нацеленность на результат

1,35

1,25

Способность к развитию

1,15

Менеджерская эффективность

Организация рабочего процесса

1,22

1,14

Развитие подчиненных

1,18

Системное мышление

1,13

Лидерство как стиль руководства

1,03

Общий средний балл

1,18

Важно отметить, что у большинства руководителей выражена компетенция «нацеленность на результат» (1,35), что подтверждает наличие у них высокой работоспособности, умение выдерживать напряженный трудовой график, готовности браться за сложные задачи и добиваться поставленной цели. Наряду с этим в меньшей степени выражена компетенция «лидерство как стиль руководства» (1,03). Это свидетельствует о том, что руководители структурных подразделений в работе с персоналом чаще всего применяют авторитарный стиль управления. Основные тенденции, касающиеся ресурсных зон и диапазона ограничений, наблюдались и в 2019 году. Средний балл двух компетенций «нацеленность на результат» и «собственная способность к развитию» отражает потенциал работника и составляет 1,25. А среднее значение по оставшимся четырем компетенциям характеризует управленческую эффективность — 1,14.

В соответствии с поставленной задачей подбор кадров за счет привлечения кадровых агентств, использования системы ЕК АСУТР. Постоянно улучшался качественный состав персонала компании, в том числе за счет роста молодых работников, персонала с высшим и средним профессиональным образованием. Внедрение системы управления качеством персонала осуществляется разработкой специальных программ, нормативных, методологических и регламентирующих документов, направленных на реализацию принципов функциональной стратегии управления качеством: лидерства руководителей, вовлеченности персонала, командной работы, непрерывного совершенствования деятельности холдинга. Динамика эффективности использования персонала была подтверждена в ходе проведения в 2018–2019 гг. первой в ОАО «РЖД» аттестации, которую прошли более 176 тыс. руководителей и специалистов. Из них 97,2 % признаны соответствующими занимаемой должности, лишь в отношении 4,9 тыс. чел. (2,3 %) принято решение о повторной аттестации.

Таким образом, развитие системы управления персоналом получило качественное развитие. Значительно повысился уровень профессионализма работников. Сложилась одна из лучших в стране систем подготовки и повышения квалификации персонала, использующая собственные корпоративные ресурсы, созданы специализированные структуры — корпоративный центр развития профессионального обучения персонала, создается центр дополнительного корпоративного образования руководящих работников ОАО «РЖД».

Подводя итог, можно сделать вывод, что внедрение компетентного подхода прошло в ОАО «РЖД» стадию становления в полной мере применяется в рамках обучения управленческого персонала.

Стратегия развития кадрового потенциала способствовала обеспечению достижения в ОАО «РЖД» социально — экономических и финансовых показателей. В связи со значительными изменениями внешней и внутренней среды Компании решением правления ОАО «РЖД» от 25 марта 2019 года предусмотрена актуализация функциональной стратегии развития кадрового потенциала на период до 2030 года.

Литература:

1. Стратегия развития кадрового потенциала ОАО «РЖД» на период до 2015 года. Утверждена Распоряжением ОАО «РЖД» от 31 августа 2009 г. № 1819р.;

2. В. А. Спивак «Организационное поведение и управление персоналом», учебное пособие для вузов, 2019г.;

3. Н. И. Шаталова «Управление персоналом на производстве», 2019г.;

4. Чирва И. П. Оценка качества деятельности вузов, реализующих подготовку кадров для железнодорожной отрасли // Материалы XVI международной конференции «Информационные технологии на железнодорожном транспорте». — СПб., 2019. — С. 143–148.;

5. Гусев А. А., Паршина В. С. Подготовка менеджеров нового типа для ОАО «РЖД» на основе компетентного подхода // Вестник Ярославского государственного университета. — 2019. — № 4. — С. 65–77.

Основные термины (генерируются автоматически): компетенция, балл, среднее, таблица, уровень, человеческий капитал, кадровый потенциал, командная работа, компетентный подход, системное мышление.


Ключевые слова

компетенция, персонал, развитие, эффективность, человеческие ресурсы, корпоративное обучение, модели компетенции, уровни владения компетенциями

Похожие статьи

Мотивация персонала промышленных предприятий

Так как сегодня мы наблюдаем появление качественно новых тенденций, которые носят иной характер, являются законами другого измерения и требуют новых научных и прикладных подходов к управлению персоналом, то перед менеджерами стоит задача не только ра...

Роль мотивации в системе удержания квалифицированных сотрудников организации в современных рыночных условиях хозяйствования

Статья посвящена исследованию роли мотиваций квалифицированного персонала с целью его удержания на предприятии. Автором определено, что мотивация является серьезным инструментом стабилизации деятельности не только персонала, но и всего предприятия. Т...

Особенности формирования кадровой структуры образовательных учреждений

В научной статье отмечено, что образовательные учреждения в настоящее время укомплектованы педагогическими кадрами, имеющими необходимую квалификацию для решения поставленных перед нею задач. Автор в статье подчеркивает, что в современных условиях ко...

Значение факторов профессиональной и социокультурной подготовки кадров в обеспечении качества продукции

Актуальность темы. Управление персоналом в организации занимает одно из важных мест, так как сотрудники имеют непосредственное влияние на процесс деятельности и развития компании. Каждая компания работает по направлению улучшения системы управления п...

Рекрутинг как важнейший этап в системе управления персоналом

Актуальность данной темы обусловлена тем, что в условиях развивающейся рыночной экономики в России эффективность деятельности предприятий зависит от качества человеческих ресурсов, поэтому технологии рекрутинга имеют серьезное влияние на достижение к...

Организация процесса обучения в ресторане на примере ООО «Ламбик»

В эпоху активного развития ресторанного бизнеса в Российской Федерации открывается все большее количество предприятий общественного питания и, пожалуй, единственной отличительной особенностью того или иного заведения становится качество оказываемых у...

Реализация технологии формирования готовности будущих дизайнеров к инновационной профессиональной деятельности и её успешное функционирование

Одна из приоритетных задач современного высшего образования — это активизация разработки новых технологий, направленных на обеспечение процесса формирования готовности специалистов творческой сферы, в том числе и дизайнеров к профессиональной деятель...

Мотивация и стимулирование труда торгового персонала в розничной сети

Одним из решающих факторов победы в конкурентной борьбе на рынке товаров и услуг является квалифицированный персонал организации. Воплотить стратегические цели в реальность возможно только «руками» торгового персонала, обладающего достаточной мотивац...

Анализ существующего программного обеспечения для автоматизации работы предприятия

Современные мировые тенденции в развитии информационных технологий кардинально изменяют их роль в развитии бизнеса предприятий. Департаменты информационных технологий переходят из роли глубокого сопровождения в статус партнеров, способных предоставит...

Роль мотивации и удовлетворенности работой в повышении эффективности

В современных условиях постоянно меняющейся деловой среды основное внимание часто уделяется сокращению числа рабочих мест путем увольнения и сокращения штатов с целью создания более рациональной организации. Однако не менее важно, чтобы организации о...

Похожие статьи

Мотивация персонала промышленных предприятий

Так как сегодня мы наблюдаем появление качественно новых тенденций, которые носят иной характер, являются законами другого измерения и требуют новых научных и прикладных подходов к управлению персоналом, то перед менеджерами стоит задача не только ра...

Роль мотивации в системе удержания квалифицированных сотрудников организации в современных рыночных условиях хозяйствования

Статья посвящена исследованию роли мотиваций квалифицированного персонала с целью его удержания на предприятии. Автором определено, что мотивация является серьезным инструментом стабилизации деятельности не только персонала, но и всего предприятия. Т...

Особенности формирования кадровой структуры образовательных учреждений

В научной статье отмечено, что образовательные учреждения в настоящее время укомплектованы педагогическими кадрами, имеющими необходимую квалификацию для решения поставленных перед нею задач. Автор в статье подчеркивает, что в современных условиях ко...

Значение факторов профессиональной и социокультурной подготовки кадров в обеспечении качества продукции

Актуальность темы. Управление персоналом в организации занимает одно из важных мест, так как сотрудники имеют непосредственное влияние на процесс деятельности и развития компании. Каждая компания работает по направлению улучшения системы управления п...

Рекрутинг как важнейший этап в системе управления персоналом

Актуальность данной темы обусловлена тем, что в условиях развивающейся рыночной экономики в России эффективность деятельности предприятий зависит от качества человеческих ресурсов, поэтому технологии рекрутинга имеют серьезное влияние на достижение к...

Организация процесса обучения в ресторане на примере ООО «Ламбик»

В эпоху активного развития ресторанного бизнеса в Российской Федерации открывается все большее количество предприятий общественного питания и, пожалуй, единственной отличительной особенностью того или иного заведения становится качество оказываемых у...

Реализация технологии формирования готовности будущих дизайнеров к инновационной профессиональной деятельности и её успешное функционирование

Одна из приоритетных задач современного высшего образования — это активизация разработки новых технологий, направленных на обеспечение процесса формирования готовности специалистов творческой сферы, в том числе и дизайнеров к профессиональной деятель...

Мотивация и стимулирование труда торгового персонала в розничной сети

Одним из решающих факторов победы в конкурентной борьбе на рынке товаров и услуг является квалифицированный персонал организации. Воплотить стратегические цели в реальность возможно только «руками» торгового персонала, обладающего достаточной мотивац...

Анализ существующего программного обеспечения для автоматизации работы предприятия

Современные мировые тенденции в развитии информационных технологий кардинально изменяют их роль в развитии бизнеса предприятий. Департаменты информационных технологий переходят из роли глубокого сопровождения в статус партнеров, способных предоставит...

Роль мотивации и удовлетворенности работой в повышении эффективности

В современных условиях постоянно меняющейся деловой среды основное внимание часто уделяется сокращению числа рабочих мест путем увольнения и сокращения штатов с целью создания более рациональной организации. Однако не менее важно, чтобы организации о...

Задать вопрос