Каждой сфере общества присуща определенная самостоятельность, они функционируют и развиваются по законам целого, т. е. общества. Например, влияние экономической сферы на общество проявляется в том, что, во-первых, каждое государство проводит определенную политику в этой области, во-вторых, именно эта политическая направленность дает рывок к развитию, более обширному функционалу и наконец, к положительным результатам развития современной экономической модели.
Формирование внутренней экономической политики государства порождает взаимозависимость всех отраслей жизни общества, тем самым, государство должно акцентировать внимание на все проблемы и основные острые углы, которые не дают положительному росту экономических показателей. Социальный и экономический прогресс, зависит от зрелости не только институтов власти, политических элит и лидеров, но и самого общества, в котором они складываются. Объектом нашего исследования являются муниципальные казенные учреждения — тем самым, они являются совокупностью государственного управления и общественных процессов.
Модернизация государственного сектора России в рамках проводимой бюджетной реформы предполагает осуществление соответствующих систем в финансовой политике государства, которые направлены на особое совершенствование в управлении финансами. В данном случае особое значение имеет модернизация финансового механизма, которая является ключевым источником обеспечения государственных учреждений, как институтов, реализующих обязательства публично-правового образования [3, c. 39].
Данные обстоятельства определяют необходимость совершенствования механизма финансового обеспечения государственных учреждений, налаживанию денежных потоков, как бюджетного, так и внебюджетного финансирования, что и определяет актуальность выявленной проблематики. В экономическом комплексе нашей страны сформировалось значительное количество бюджетных образовательных учреждений, которые финансируются как из государственного бюджета, так и из других внебюджетных источников. Бюджетные организации играют важную роль в становлении экономической модели государственного устройства, ведь их наличие и поддержка являются основой для развития экономико-социальной стороны современного общества. В данной статье хотелось бы уделить внимание именно казенным учреждениям и рассмотреть их функциональный барьер.
Главное препятствие в функционировании казённых учреждений связано с приносящей доходом деятельностью. В отличие от государственных (муниципальных) учреждений иного типа казённые учреждения имеют право осуществлять приносящую доход деятельность при условии, если она закреплена в учредительных документах. Хотелось бы уделить внимание правовой стороне этого вопроса и углубиться в Бюджетный Кодекс РФ [1]. Для достижения совершенствования в нормативно-правовой сфере казенных учреждений, хотелось бы внести некоторые коррективы, которые смогут направить основные проблемы в нужное русло. Во-первых, необходимо внести изменения в статью 161 БК РФ, а именно это будет подразумеваться в том, что на данный момент казённые учреждения полностью подчинены своему учредителю — органу местного самоуправления, а это означает, что распоряжаться доходами от внебюджетной деятельности не могут. Но, как известно, дефицит финансирования казённых учреждений существует, а потребности, которые необходимы для эффективной работоспособности требуют определённых затрат, речь идёт, как о повышении квалификации сотрудников, так и о такой насущной проблеме, как закупка необходимых комплектующих для продуктивной работы, к примеру канцелярия, портативная и мультимедийная техника [2, c. 129]. Эти расходы, конечно, заключаются в смету при планировании финансирования казённого учреждения каждый год, но этих средств катастрофически не хватает. Для того, чтобы решить эти две насущные проблемы, предлагаются следующие решения:
− 10 % от общей прибыли из внебюджетной деятельности, казённое учреждения имеет право оставлять на своем лицевом счете;
− вести полную отчётность о перечисленных и потраченных средствах;
− данные средства возможно будет потратить только на повышение квалификации сотрудников и закупку дополнительной техники, канцелярии, (в данном случае это дополнительные блоки бумаги, канцтовары, принтеры, технические устройства);
− данные изменения закрепить в уставе казённого учреждения.
В связи с предложенными ключевыми изменениями мы можем столкнуться с тем, что финансирования учредителем (муниципальным органом), естественным путём сократиться, что и целесообразно, ведь полностью весь доход учредитель не будет получать, но благодаря таким мерам, мы сможем обратить внимание властей, что недофинансированность казённых учреждений очень явна и выходит на такой серьёзный уровень. С одной стороны, сама ситуация может вызвать много споров, но если дать некую «свободу» казённым учреждениям, то мы сможем увидеть преображения и эффективность применения таких инновационных мер.
Актуальным является вопрос об определении направлений совершенствования правового положения образовательных учреждений. Одним из направлений может стать пересмотр сложившихся отношений государства и учреждений образования (бюджетных учреждений) в сфере их финансирования. Сложившаяся схема финансирования образовательных учреждений позволяет рассматривать их как некую государственную структуру, которая финансируется не полностью, частично, по отношению к реальным потребностям [5, c. 68].
Одновременно образовательные учреждения, решая важные публичные (государственные) задачи, находясь в ограниченных законодательством рамках, вынуждены осуществлять самофинансирование, восполняя недостаток бюджетных средств [4, c. 48]. Очевидно, для совершенствования сформированной схемы финансирования необходима разработка дополнительных правовых гарантий для бюджетных учреждений, обеспечивающих комплексное решение проблем их функционирования и финансирования. Такого рода учреждения должны финансироваться на основе реальных потребностей и быть надежно защищены от таких традиционных для рыночной экономики явлений, как инфляция, рост цен и тарифов на различного рода товары и услуги.
Необходимым направлением повышения финансовой стабильности образовательных учреждений может стать разработка законодательных актов, направленных на повышение эффективности использования финансовых ресурсов путем различных форм кредитования обучающихся.
Образовательный кредит, выделяемый, например, под государственный заказ в целях дополнения государственного финансирования, может осуществляться в разных формах: целевого возвратного и безвозвратного кредитования или субсидирования студентов, направленных на подготовку специалистов для конкретных государственных организаций.
Возврат кредита осуществляется студентами после окончания образовательного учреждения с обязательным трудоустройством «по распределению».
Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что в сфере внебюджетной деятельности казенных учреждений нуждается в совершенствовании. Если раньше продажа предоставляемых учреждением платных услуг приносила прибыль и внебюджетная деятельность не была убыточной, то в настоящий момент этого сказать нельзя — необходимо находить новые решения для превращения внебюджетной деятельности из убыточной в прибыльную.
Литература:
- Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 22.12.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021). — Режим доступа: КонсультантПлюс.
- Андреева, О. В. Трансформация источников финансирования социальной сферы [Текст] / О. В. Андреева // Сибирская финансовая школа, 2016. — № 3 (116). — С. 129-134.
- Богер, И. Б. Модернизация механизма финансового обеспечения деятельности государственных учреждений [Текст] / И. Б. Богер // Проблемы современной науки и образования. — 2017. — № 9 (27). — С. 39-42.
- Васюнина, М. Л. Финансовое обеспечение казенных учреждений: необходимость и направления совершенствования [Текст] / М. Л. Васюнина // Финансы и кредит. — 2017. — № 19. — С. 48-53.
- Гилядова, М. Н. Финансирование социального обслуживания в России: новый этап [Текст] / М. Н. Гилядова, М. Л. Седова // Экономика. Налоги. Право. — 2016. — № 5. — С. 68-74.