Приоритетным направлением современной системы образования является воспитание патриота, ценителя Родины и русских традиций. Для достижения желаемого результата необходимо выстроить систему формирования патриотизма у школьников.
В современных политических условиях проблема отношений России с другими странами стоит особенно остро. Существенно тормозится развитие экономики, что приводит к ощутимому расслоению общества, миграции российской интеллигенции, возникновению различных экстремистских молодежных движений. В такой ситуации первостепенная цель работы образовательного учреждения — привить школьникам гордость за свою родину, ее историческое наследие и уважение к культуре других стран. Более того, Россия всегда должна быть конкурентоспособной державой в сфере обороны, готовой в любой момент отразить атаку противника [1].
Базовыми организациями в этом направлении являются учреждения дополнительного образования, а также внешкольные мероприятия в школах. В настоящее время существует достаточно разнообразных программ военно-патриотического воспитания как для учеников школы, так и для молодежи. Тренировочные клубы созданы для молодежи на базе образовательных учреждений, где они не только тренируются в стрельбе и силовых приемах, но и выезжают за пределы своих клубов и практикуют полученные навыки.
В последнее время исторические факты часто искажаются, что приводит к обесцениванию древних ценностей, отсутствию трепета и уважения к богатейшей истории России. Сегодня патриотизм формируется уже не культурой, научными фактами и художественной критикой, а текущей, зачастую негативной информацией о России. Вопрос военно-патриотического воспитания приобрел государственное значение и требует немедленных действий.
Общепринятое понятие патриотизма — это не просто любовь к Родине, а выражение уважения к Российской Федерации, российскому народу, президенту как гаранту безопасности, вооруженным силам как к защите. В «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой патриотизм определяется как «преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу».
В одном из своих выступлений в российских средствах массовой информации президент России В. В. Путин сказал: «Патриотизм —это главное. Без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве, и даже о национальном суверенитете».
Таким образом, можно сделать вывод, что патриотическое воспитание — это совместная деятельность, направленная на объединение государства и общественных организаций, а также на формирование у современного молодого поколения высокого долга перед своей Родиной, готовности решать проблемы. Проблемы, направленные на защиту и отстаивание национальных интересов.
Гражданско-патриотическое воспитание — основа патриотического воспитания общества. Служение Родине — результат многовекового военного строительства нашей страны. Россия на протяжении веков знала огромное количество войн, вооруженных конфликтов и революций. Основные духовно-нравственные качества школьников — это привитие любви к Родине, принятие российских законов и неукоснительное соблюдение Конституции [2].
Структура военно-патриотического воспитания школьников во внеурочной деятельности и в учреждениях дополнительного образования:
– список задач, связанных с развитием и повышением желания стать патриотом; миролюбивое отношение к окружающему миру и патриотические чувства; преклонение перед Вооруженными Силами Российской Федерации, повышенный интерес к изучению военных традиций;
– воспитательная система российских субъектов, функционирующая с учетом знаний педагогики и психологии и дающая гарантию воспитания патриотически развитой личности;
– основа военно-патриотического воспитания — самосовершенствование обучающихся, готовых выполнять возложенные на них задачи, укрепление обороноспособности государства Российского.
Задачи патриотического воспитания: 1) разработка эффективных форм работы, направлений проектной деятельности, направленной на формирование у школьников патриотического начала; 2) воспитывать чувство гражданской ответственности перед государством, патриотическую направленность личности, способной эффективно выполнять свои обязанности гражданина как в мирное, так и в военное время; 3) развивать и укреплять особый интерес к малой родине, осознавать ценность этой концепции [3].
В нынешней политической ситуации вести патриотическую военную деятельность непросто. Наиболее комфортные условия для укрепления патриотизма во внеклассной деятельности, так как эта деятельность не ограничивается четко определенными стандартами, а направлена на проявление личностных качеств человека, предоставляя несколько вариантов саморазвития и поощряя каждого ученика к творческой самореализации. Наиболее эффективно воспитание патриотических качеств личности происходит в деятельности различных военных музеев, краеведческих кружков, военно-спортивных объединений [4].
По развитию патриотических воинских качеств у учеников можно выделить следующие направления работы: патриотически-спортивный (клубы, лагеря), краеведческий (реконструкция исторических событий), культурно-исторический (музеи, концертные программы), патриотически-гражданский (объединения) [5].
Показатели эффективности и качества военно-патриотического воспитания в системе учреждений дополнительного образования и во внешкольной деятельности:
– эмоционально-психологический (моральные установки и военные знания, эмоциональный фон, устойчивость к переживаниям);
– социально-психологический (психологический климат у детей и подростков);
– материальное оснащение (материально-техническая база, оснащение учебной литературой);
– педагогический (уровень педагогической этики учителей).
Требования, которые необходимо выполнить для достижения наилучшего результата в патриотическом воспитании учащихся: 1) новейшие научные открытия военной промышленности должны найти место на занятиях в учебных заведениях; 2) при организации и проведении образовательной деятельности эти научные открытия должны быть логически и содержательно связаны с тематикой исследования; 3) знания, полученные на таких занятиях, необходимо умело использовать в общественной деятельности, во время массовых мероприятий [6].
Сегодня патриотические чувства могут не только объединить наше общество, но и раскрыть многим людям смысл своей жизни. Однако стать стимулом к действиям, направленным на улучшение качества жизни всей страны, повысить эффективность работы, дисциплину и ответственность в работе учреждений и организаций, сформировать необходимое правовое сознание и стимулировать инициативу и субъективные характеристики людей, можно только благодаря грамотной работе учреждения. образование в этом направлении [7].
Формирование у молодежи таких качеств, как гражданственность, уважение к правам и свободам человека, любовь к Родине, семье, природе родного края, является актуальной проблемой в сфере образования. Одним из средств воспитания у школьников общей культуры, верности духовным традициям России, ответственности за ее характер может стать курс патриотического воспитания в рамках внеурочной деятельности. Конечно, понятие «патриот» невозможно без таких составляющих, как семья, дом, школа, друзья, город, страна.
Литература:
- Луговинов, В.И. Гражданско-патриотическое воспитание сегодня / В.И. Луговинов // Педагогика. – 2006. – № 5. – С. 52–59.
- Аманбаева Л. И. Гражданское воспитание учащейся молодёжи в новых социальных условиях. Дисс.. докт. пед. наук. Якутск, 2002. — 351 л.
- Войкин А. Ю. Военно-патриотическое воспитание учащейся молодежи в малом городе: диссертация… кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Войкин Александр Юрьевич; [Место защиты: Костром. гос. ун-т им. Н. А. Некрасова]. — Кострома, 2007. — 245 с.: ил. РГБ ОД, 61 07–13/3061
- Советова Е. В. Система воспитательной работы в школе / Е. В. Советова, О. В. Шувалова. - М. : Чистые пруды, 2008. - 32 с.
- Коробанов В. А. Патриотическое воспитание молодёжи в условиях политической трансформации российского общества. Дисс.. канд. полит, наук. Саратов, 2005. — 184 л.
- Мельчакова И. В. Военно-патриотическое воспитание учащейся молодежи средствами культурно-досуговой работы: Дис… канд. пед. наук: 13.00.01: Москва, 2003 189 c. РГБ ОД, 61:04–13/1116
- Чистяков С. Н. Содержание и организация военно-патриотической работы в муниципальных учреждениях дополнительного образования. Дисс.. канд. пед. наук. — М., 2002. 187 л.