Инновации в современном образовании | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (346) январь 2021 г.

Дата публикации: 20.01.2021

Статья просмотрена: 5642 раза

Библиографическое описание:

Кондратьев, С. С. Инновации в современном образовании / С. С. Кондратьев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 4 (346). — С. 346-347. — URL: https://moluch.ru/archive/346/77841/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье рассматриваются организационные подходы к организации образовательного процесса.

Ключевые слова: образование, инновации, внедрение.

Развитие системы высшего и среднего образования требует от педагогической науки и практики изучения и внедрения современных технологий и новых методов обучения детей и молодежи. Основным признаком инновации является способность влиять на общий уровень профессиональной деятельности педагога, расширять инновационные возможности образования в учебном заведении и регионе. Инновации в образовании — это процесс создания, внедрения и распространения в образовательной практике новых идей, средств, педагогических и управленческих технологий, в результате которых повышаются показатели достижений структурных компонентов образования, происходит переход системы в качественно иное состояние.

Очевидно, что проблемы обучения, воспитания, развития детей и молодежи могут быть успешно решены только при постоянном совершенствовании системы образования на основе научных принципов, высокого уровня профессионализма педагогов, повышение их квалификации, модификации современных подходов к организации педагогического процесса.

Главной функцией образования является развитие человека. Образование должно обеспечить каждому, кто учится, широкие возможности для получения таких условий развития и подготовки к жизни: знаний о человеке, природе и обществе, способствующие формированию научной картины мира как основы мировоззрения и ориентации в выборе сферы будущей практической деятельности; опыта коммуникативной, умственной, эмоциональной, физической, трудовой деятельности, предусматривает формирование основных интеллектуальных, трудовых, организационных умений и навыков, необходимых в повседневной жизни.

Одним из путей повышения эффективности системы образования является внедрение в практику инноваций. Внедрение инноваций в сферу образования — это сложный процесс, предполагающий постепенное обновление и совершенствование содержания, методов, средств, педагогических технологий, что, безусловно, влияет на качество педагогического процесса.

Систематизация нововведений, инноваций предложена в работах К. Ангеловских, Н. В. Горбуновой, A. В. Лоренсова, М. М. Поташника, Н. Р. Юсуфбекова [1, 13] и др. Исследователи проблем педагогической инноватики (А. Арламов, М. Бургин, И. М. Дичкивская, В. Журавлев, В. Загвязинський, Е. Ф. Зеер, Н. Р. Юсуфбекова, А. Николс и др.) [2, 5, 7] стремятся соотнести понятия нового в педагогике с такими характеристиками, как полезное, прогрессивное, положительное, современное, передовое.

Инновация в контексте педагогического процесса означает введение нового в содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и ученика [3, 13, 9].

Под инновациями в обучении понимаются новые методики преподавания, новые способы организации занятий, нововведения в организации образования, методы оценки образовательного результата. Например, создание профильных классов, школа-парк, игровые методики, тьюторство.

Под инновациями в управлении следует понимать нововведения, направленные на привлечение специалистов к управлению образовательными учреждениями, а также различные схемы организации управленческой и хозяйственной деятельности: маркетинговые исследования образовательных учреждений; образования проблемных групп и кафедр внутри учреждения; создание попечительских и управленческих советов с реальными функциями; создание сетевого взаимодействия и структуры взаимодействия школ; введение ваучеров в системе повышения квалификации.

Под инновациями в подготовке и переподготовке кадров образования следует рассматривать новые методики преподавания, новые способы организации занятий, а также новые программы переподготовки кадров, ориентированные на изменение требований к качеству образования: дистанционное обучение; создание сетевых структур; создание интегрированных межпредметных курсов по обучению новых профессиональных групп (менеджеров образования, экспертов, учителей профильной школы) [2, 6, 8].

Наиболее успешно нововведения внедряются в относительно небольших коллективах (от 500 до 1000 человек), где легче проводить психологическую подготовку персонала к нововведениям и где быстрее можно пробудить в людях энтузиазм и веру в успех. Отметим, что при внедрении необходимо планировать риск: как отмечают М.Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоури, каждое второе организационное нововведение заканчивается неудачей (т. е. риск составляет 50 %).

Важно осуществлять процесс реализации инноваций в вузах [1, 10, 11, 12, 13] с целью подготовки будущих учителей к инновационной деятельности, предусматривает: 1) включение в содержание учебных планов и программ общепедагогических, методических и специальных дисциплин («Педагогика», «Психология», «Новые информационные технологии», «Методика преподавания специальных предметов», «Основы педагогического мастерства»); 2) направление учебных занятий на формирование у студентов умений использования инновации как в самостоятельной познавательной деятельности, так и в будущей профессиональной деятельности; 3) введение спецкурсов (по выбору): «Общие основы педагогической инноватики», «Инновационные процессы в образовании», «Инновационные модели обучения в зарубежной школе» в учебные планы подготовки будущих учителей-филологов; 4) включение научно-исследовательской работы в рамках различных психолого-педагогических и методических дисциплин, а также написание курсовых, дипломных, магистерских и научных работ соответствующей тематики; 5) привлечение будущих учителей к реализации проектов разного уровня, которые по тематике и / или средствами реализации связанные с инновациями.

Таким образом, такая система формирования готовности будущих учителей к инновационной деятельности направлена на развитие у студентов потребности в использовании педагогической инноватики в профессиональной деятельности. Она реализуется путем поэтапного усвоения психолого-педагогических, методических и специальных знаний об особенностях использования инноваций в профессиональной деятельности, интегрированных в содержание профессионально-педагогической подготовки будущих учителей и овладение студентами умениями использовать инновации в профессиональной деятельности и предусматривает интеграцию теоретических основ педагогики, практических видов деятельности, педагогической практики и научно-исследовательской работы инновационного направления.

Литература:

  1. Ангеловских К. Учителя и инновации: Книга для учителя: Пер. с Македон. — М.: Просвещение, 1991. — 159 с.
  2. Воронов М. В. Профессиональное обучение студентов на основе интегрированных курсов // Инновации в образовании. — 2011. — № 9. — С. 4–15.
  3. Дичкивская И. М. Инновационные педагогические технологии: учебник. 2-е изд., Перераб. Киев, Академвидав. — 2012. — 352 с.
  4. В. И. Загвязинский, В. И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука / В. И. Загвязинский // Инновационные процессы в образовании: сб. науч. тр. — Тюмень, 1990. — С. 5–14.
  5. Зеер Э. Ф. Компетентностный подход как фактор реализации инновационного образования // Образование и наука. Известия Уральского отделения РАО. — 2011. — № 8. — С. 3–15.
  6. Кузьмина Ю. Компетентностный подход в образовательном процессе высшей школы // Высшее образование сегодня. — 2010. — № 11. — С. 22–24.
  7. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования / Кларин М. В. — Рига: Эксперимент, 1995. — 176 с.
  8. Назарова Л. И. Актуальные вопросы развития инновационной образовательной среды вуза // Образование и наука. Известия Уральского отделения РАО. — 2011. — № 7. — С. 47–55.
  9. Поляков С. Д. Педагогическая инноватика: от идеи к практике. — М.: Педагогический поиск, 2007. — 167 с.
  10. Подымова Л. С. Подготовка учителя к инновационной деятельности. — М., 1995.
  11. Сластёнин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: Инновационная деятельность. — М.: Магистр, 1997. — 224 с.
  12. Хуторское А. В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: научное издание. — М.: Издво УНЦ К, 2005. — 222 c.
  13. Юсуфбекова Н. Р. Общие основы педагогической инноватики: Опыт разработки теории инновационных процессов в образовании. — М., 1991. — 256 с.
Основные термины (генерируются автоматически): инновация, педагогический процесс, профессиональная деятельность, внедрение, методика преподавания, образование, создание, способ организации занятий.


Похожие статьи

Анализ инновационных процессов

В статье раскрываются понятия инновации и инновационный процесс, ключевые моменты инновационного процесса, его этапы.

Инновационное развитие системы профессионального образования

В статье рассматриваются вопросы развития и системы профессионального образования.

Роль инновационных изменений в организации

В данной статье рассмотрены проблемы управления инновационным процессом на предприятии. Выявлена классификация инноваций, рассмотрены этапы управления инновациям, а также рассмотрена роль инновации в развитии предприятий.

Основные понятия и определения инноваций и инновационных процессов на региональном уровне

В данной статье рассматриваются основные понятия и определения инноваций, включая инновационные процессы и теорию инновационного развития.

Образовательная инноватика: к постановке вопроса

Статья посвящена развитию инновационных аспектов в области образования.

Инновационные технологии в деятельности органов местного самоуправления

В статье проведен анализ проблематики использования инновационных технологий в деятельности российских органов местного самоуправления.

К решению проблем организации инновационной деятельности в вузах

В данной статье автор высказал свои взгляды на решение проблемы организации инновационной деятельности в системе высшего образования и внесены ряд предложений.

Архитектурное образование: от традиции к технологии и обратно

В статье рассмотрены традиции и технологии в архитектурном образовании как взаимосвязанные элементы.

Информатизация образования

В статье рассматриваются теоретические вопросы и предпосылки развития электронного обучения. Проблемы и перспективы развития информационной составляющей в вузах.

Осмысление инновационных процессов, происходящих в современном образовании

В статье автор пытается осмыслить инновационные процессы, происходящие в современном образовании.

Похожие статьи

Анализ инновационных процессов

В статье раскрываются понятия инновации и инновационный процесс, ключевые моменты инновационного процесса, его этапы.

Инновационное развитие системы профессионального образования

В статье рассматриваются вопросы развития и системы профессионального образования.

Роль инновационных изменений в организации

В данной статье рассмотрены проблемы управления инновационным процессом на предприятии. Выявлена классификация инноваций, рассмотрены этапы управления инновациям, а также рассмотрена роль инновации в развитии предприятий.

Основные понятия и определения инноваций и инновационных процессов на региональном уровне

В данной статье рассматриваются основные понятия и определения инноваций, включая инновационные процессы и теорию инновационного развития.

Образовательная инноватика: к постановке вопроса

Статья посвящена развитию инновационных аспектов в области образования.

Инновационные технологии в деятельности органов местного самоуправления

В статье проведен анализ проблематики использования инновационных технологий в деятельности российских органов местного самоуправления.

К решению проблем организации инновационной деятельности в вузах

В данной статье автор высказал свои взгляды на решение проблемы организации инновационной деятельности в системе высшего образования и внесены ряд предложений.

Архитектурное образование: от традиции к технологии и обратно

В статье рассмотрены традиции и технологии в архитектурном образовании как взаимосвязанные элементы.

Информатизация образования

В статье рассматриваются теоретические вопросы и предпосылки развития электронного обучения. Проблемы и перспективы развития информационной составляющей в вузах.

Осмысление инновационных процессов, происходящих в современном образовании

В статье автор пытается осмыслить инновационные процессы, происходящие в современном образовании.

Задать вопрос