В настоящее время все более осознается тот факт, что традиционные, издавна сложившиеся и используемые на практике формы физкультурно-спортивной работы с детьми и молодежью уже не полностью отвечают современным требованиям и должны быть заменены новыми, более эффективными. Исходя из этого, практически во всех странах идет интенсивный поиск новых идей и подходов к организации физкультурно-спортивной работы
Заметно расширяются исследования воспитания позитивных ценностных отношений личности в области физкультурного образования, профориентации и профессионального самоопределения, открывая, таким образом, новые подходы к решению стоящих здесь психолого-педагогических проблем [2].
Проблема воспитания позитивного ценностного отношения школьников к занятиям физической культуры изучалась в работах многих авторов. К концу XX века в сфере образования стали очевидными две тенденции. Первая — это стремительное увеличение числа детей и подростков, охваченных обязательным дополнительным образованием в учреждениях инновационного типа. Вторая — такое же возрастание количества психических заболеваний, проблем нравственного порядка и др. В результате многие педагоги и родители сейчас поставлены перед сложной дилеммой: образование или здоровье [1].
В трудах целого ряда ученых показано, что изучение позитивных ценностных отношений является необходимой предпосылкой для построения и реализации ценностно-ориентированного обучения и воспитания школьников. Необходимость специального исследования позитивных ценностных отношений у школьников диктуется потребностями школы, практики, текущей жизни в квалифицированных тренерах-преподавателях, организаторах спортивно-физкультурного движения, способных максимально реализовать функционально-ценностный потенциал физической культуры и спорта в интересах укрепления здоровья, и физического воспитания подростков. Гипотеза исследования: Позитивное ценностное отношение учащихся к физической культуре, спорту и здоровью проявляется в их образе и стиле жизни. Мы исходим из того, что формирование здорового образа и стиля жизни в теории и практике образования логичнее всего осуществлять в процессе физического воспитания учащихся. Поскольку формирование знаний, умений и навыков здорового образа и стиля жизни является одной из основных задач физического воспитания подрастающего поколения.
Цель: исследовать формирование позитивного ценностного отношения к физической культуре и спорту у школьников.
Объект и методы исследования
Исследование проводилось на базе МКОУ Куртамышского района «Куртамышская средняя общеобразовательная школа № 1" в сентябре 2020 года.
В исследовании приняли участие 30 человек, возраст 10–16 лет. Среди испытуемых были школьники 5-го, 7-го и 9-го классов. Среди испытуемых 10 человек из 5-го класса, 10 человек из 7-го класса и 10 человек из 9-го класса.
Для исследования отношения учащихся общеобразовательной школы к занятиям физической культурой была использована анкета «Педагогика физической культуры и спорта».
В результате проведённого исследования по определению отношения учащихся 5-х, 7-х и 9-х классов к занятиям физической культурой и спортом, большая заинтересованность у учащихся 5-х классов, у них хорошо сформировано позитивно ценностное отношение (рис. 1).
У 7-х классов средние отношение к занятием физической культурой и спортом, частые ответы «урок физической культуры скучный», формирование позитивно ценностного отношения к урокам физкультуры и спорта сформировано хорошо, но уроки физической культуры считают неинтересными. У 9-ых классов самое низкое значение, часто пропускают уроки физической культуры и считают ее не нужным предметом, некоторые ребята занимаются спортом вне школы, позитивное ценностное отношение к занятием физической культуры и спорта ниже, чем у предыдущих классов.
По полученным данным стало известно, что количество занимающихся каким-либо видом спорта в старших классах значительно меньше, чем в младших (рис. 2).
Сокращение происходит из-за потери интереса к занятиям физической культурой и спорта. Дети просто перестают заниматься спортом (бросают). С возрастом уменьшается влияние родителей, большую часть времени старшеклассники уделяют учебе. Также некоторая часть старшеклассников предпочитает провести время дома, сидя у телевизора и компьютера или просто прогуляться с друзьями.
Также значительно в старших классах сокращается количество тех, кто хочет в будущем стать профессиональным спортсменом. Если в ответах пятиклассников и семиклассников много кто хотел связать свою жизнь со спортом, то в 9-м классе лишь единицы (рис.3). Зато все испытуемые осознают, что нужно следить за своим здоровьем.
Вывод
Возрастные особенности отношения к физической культуре и спорту имели значительное изменение среди 5-х, 7-х и 9-х классов. В 5-х и 7-х классов, спорт для испытуемых играет важное значение и очень интересен им, а уже в 9-м классе заинтересованность к спорту понижена, спорт становится неинтересным. Понижается интерес к спорту у старшеклассников из-за появление новых интересов, например: компьютера, телевизора, прогулок с друзьями, нехватки времени и также с возрастом уменьшается влияние родителей на занятие спорта.
Литература:
- Афанасенко Е.А. Формирование мотивационно ценностного отношения к физической культуре у студентов специальной медицинской группы: автореф. дисс. канд. пед. наук / Е.А. Афанасенко. – Москва, 200б. 25с.
- Зизикова С.И. Формирование позитивного отношения учащихся к занятиям физической культурой: дисс.к .п.н./ С.И. Зизикова.- Самара, 2007. 166 с.
- https://www.dissercat.com/content/vospitanie-tsennostnogo-otnosheniya-shkolnikov-k-fizicheskoi-kulture