В статье рассматриваются информационно-коммуникационные технологии и их роль в современном образовании, в частности, в преподавании физической культуры. Широкое развитие и распространение информационно-коммуникационных технологий оказывает значительное влияние на жизнедеятельность человека, однако методы и подходы их применения в процессе обучения требуют дополнительного рассмотрения.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, физическое воспитание, профессионально-педагогическая деятельность, тренер.
Современный этап развития общества ставит перед российской системой образования целый ряд принципиально новых задач, в число которых входит необходимость повышения качества и доступности образования, укрепление связи между различными уровнями образования, интеграция в информационно-коммуникационный мир, научное и образовательное пространство. Поэтому развитие образования за последние несколько лет ставит перед собой важные задачи — развитие личностных качеств обучающихся, повышение качества общего образования и включения в социально ценные виды деятельности и др. Кроме того, вопросу повышения профессиональной компетентности тренеров по физической культуре уделяется значительное внимание, так как данная дисциплина требует внедрения особых методов и подходов использования информационных технологий в процессе обучения. Совершенствование работы тренеров и преподавателей физической культуры возможно на основе использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), однако специфика данной дисциплины заключается в том, что в отличии от других, она не может переходить на дистанционный уровень полностью. Поэтому роль педагога в данной деятельности велика.
Модернизация системы образования должна создать условия для обучения молодого поколения в информационно-технологическом обществе XXI века, где определяющим фактором является уровень личного образования, его интеллектуальный и творческий потенциал, который позволяет использовать и разрабатывать новые методы в науке и производстве.
Согласно исследованиям А. Л. Семенова, одной задачей модернизации и информатизации современного образования, является создание информационно — образовательной среды школы, направленной на повышение качества образования. [5]
Перейдем к более подробному рассмотрению понятия информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Информационные технологии (ИТ) представляют собой совокупность систематических и массовых методов, а также методов обработки информации, созданных прикладной информатикой во всех видах человеческой деятельности с использованием современных средств связи, полиграфии, компьютерных средств и программного обеспечения.
Совокупность информационных и образовательных технологий представляет собой технологии в сфере образования, которые используют специальные технические информационные инструменты (компьютер, аудио, кино, видео) для достижения педагогических целей. По словам Мовчан И. Н., информационно-образовательная среда любого образовательного учреждения обязана включать в себя наиболее полный комплекс информационно образовательных ресурсов, в число которых входят: цифровые образовательные ресурсы, компьютеры и иное оборудование, современная система разработанных педагогических технологий, коммуникационные каналы связи и др. [4]
Использование информационных компьютерных технологий (ИКТ) в образовании имеет ряд преимуществ:
- Информационные технологии значительно расширяют возможности для представления образовательной информации. Использование цвета, графики, звука, всего современного видеооборудования позволяет воссоздать реальную ситуацию;
- Пользование современными технологии может значительно повысить уровень мотивации учащихся к обучению. Адекватная оценка познавательных способностей учащихся, позволяет объективно оценить способности и наметить наиболее оптимальные цели в обучении;
- ИКТ привлекают учащихся к процессу обучения, способствуют широкому раскрытию их способностей, активизации познавательной деятельности;
- Использование ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности для задания учебных задач и управления процессом их решения. Компьютеры позволяют создавать и анализировать модели различных объектов, ситуаций, явлений;
- ИКТ позволяют осуществить наиболее объективный контроль над деятельностью учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления процессом обучения. Подобный контроль способствует формированию рефлексии учащихся.
На основе использования ИКТ в процессе обучения информационная функция педагога перестает быть ключевой. Со стороны учителя, на первый план выходит организационная и контрольная функции.
Психолого-педагогические основы использования ИКТ в обучении — это концепции обучения развитию, подхода к деятельности и технологии исследовательской деятельности. Таким образом, основная роль учителя заключается в определении целей обучения, организации условий, необходимых для успешного решения образовательных проблем.
На сегодняшний день, важной задачей становления и развития информационно-образовательной среды является то, что данный ресурс должен отражать приоритетность образовательных педагогических целей по отношению к внедряемым информационно-коммуникационным технологиям в систему образования. Здесь наиболее точным является высказывание Е. В. Мельниковой и П. В. Веденеева, представляющих информационно-образовательную среду, как систему психолого-педагогических условий и программно-аппаратных средств, способствующих непосредственно информационному взаимодействию между субъектами образовательного процесса. [3] Соответственно, подобная формулировка предполагает разнообразное содержание рассматриваемого нами понятия, видение его как сложной системы, состоящей из множества отдельных частей, взаимодействующих между собой. Исследователями С. В. Тарасов, А. В. Вишняковой, В. А. Ясвиной и Н. В. Щиголевой были выделены следующие ключевые компоненты информационно-образовательной среды:
а) ценностно-целевой компонент, отражающий совокупность целей и перечень ценностей педагогического образования;
б) содержательно-методический компонент, направленный на содержательную сферу данной среды, отражающий методы и принципы обучения;
в) коммуникационно-психологический компонент, определяющий особенности субъектов в процессе обучения;
г) организационно-административный компонент, отображающий правовую основу, совокупность нормативной документации [3].
Определение оптимальных условий использования ИКТ для активизации учебного процесса по физической культуре, повышения его эффективности и качества, является существенным в процессе обучения. Физическая культура, основанная на развитии физических качеств спортсменов, имеет свои особенности, применение ИКТ при занятиях данной дисциплины должно быть в комплексе с традиционными методами. Каждое учебно-тренировочное занятие представляет собой единицу процесса тренировки. В зависимости от сочетания методов и средств подготовки спортсменов, различают занятия как комплексной, так и избирательной направленности.
Применение ИКТ на уроке физической культуре позволит сэкономить время тренеров на объяснение материала. Так, например, демонстрация правильного выполнения упражнений посредством видео, позволит наглядно продемонстрировать его технические особенности, выделить ошибки, предупредить о возможных сложностях и т. д.
Известно, что современное молодое поколение испытывает повышенный интерес к технологиям. Таким образом, использование наглядных материалов (видео-контента) в процессе обучения, позволит повысить интерес учащихся к данной дисциплине.
Директор Института информатизации образования РАО И. В. Роберт подчеркивает возможности использования ИКТ, «реализация которых создает предпосылки для беспрецедентной в истории педагогики интенсификации учебного процесса, а также создания методов, направленных на развитие личности обучаемого». На сегодняшний день ИКТ вносят колоссальный вклад в создание наиболее эффективного процесса обучения физической культуре, обеспечивают занятость учащихся, рост знаний, способствуют обретению дополнительных навыков обучения [1].
Выводы. Входе анализа специально литературы, было выявлено, что в области организации и управления тренировочным процессом по физической культуре существует целый ряд проблем. Это обусловлено тем, что методология исследований в физической культуре долгое время формировалась на традиционных методах преподавания.
Успешность в обеспечении качества преподавания физической культуры, в первую очередь, определяется уровнем внедрения современных методов обучения.
Необходимо отметить, что в научно-методической литературе вопрос физической подготовки детей с использованием ИКТ является недостаточно разработанным. Имеются лишь единичные работы, освещающие отдельные стороны ИКТ и их роли в образовательном процессе.
Литература:
- Гурин Я. В. Анализ развития сети спортивных клубов в условиях мегаполиса / Я. В. Гурин, К. И. Братков // Научная дискуссия: инновации в современном мире. — 2016, — № 3–2 (46), — С. 56–59.
- Кузьмина Н. В. Методы системного педагогического исследования. Л.: ЛГУ, 1980. 10 с.
- Мельникова Е. В. Формирование образовательной информационной среды школы как средства повышения качества учебных достижений учащихся. Иваново, 2006, С. 7
- Мовчан И. Н. Цифровые образовательные ресурсы: современные возможности и тенденции развития//Сборник научных трудов Sworld. 2010. Т. 26. № 4. С. 36–38
- Семенов А. Л. Качество информатизации школьного образования [Текст] / А. Л. Семенов / / Вопросы образования: научно-образовательный журнал. — 2005. — № 3 — С. 248–270