Развитие адаптивного спорта в Сургуте (Ханты-Мансийский автономный округ — Югра) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №4 (346) январь 2021 г.

Дата публикации: 25.01.2021

Статья просмотрена: 69 раз

Библиографическое описание:

Попова, Д. В. Развитие адаптивного спорта в Сургуте (Ханты-Мансийский автономный округ — Югра) / Д. В. Попова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 4 (346). — С. 326-328. — URL: https://moluch.ru/archive/346/77874/ (дата обращения: 17.10.2024).



Несмотря на то, что количество людей с инвалидностью с каждым годом уменьшается, потребность в организации их досуга, помощи социализации по-прежнему стоит так же остро. Спорт является одним из ключевых аспектов жизни и люди с ограниченными возможностями здоровья так же проявляют к нему большой интерес.

Ключевые слова: адаптивный спорт, люди с ограниченными возможностями здоровья, инвалидность, центр адаптивного спорта.

Despite the fact that the number of people with disabilities decreases every year, the need to organize their leisure time, help socialization is still as acute. Sport is one of the key aspects of life and people with disabilities also show great interest in it.

Keywords: adaptive sports, people with disabilities, disability, center for adaptive sports.

По данным Федерального реестра инвалидов, по состоянию на 1 января 2020 года в Российской Федерации насчитывается 11 188 902 млн инвалидов, в том числе 688,023 тыс. детей-инвалидов [4]. Для их комфортной жизни Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации была разработана государственная программа «Доступная среда» на 2011–2025 годы и направлена на решение следующих задач:

− оценка состояния и повышение доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;

− устранение социальной разобщенности инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами;

− модернизация государственной системы медико-социальной экспертизы;

− обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным услугам.

В Государственную программу входят следующие подпрограммы:

  1. Обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.
  2. Совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы.

Данная программа позволяет людям с ограниченными возможностями здоровья быть более адаптированными к современной жизни, позволяет им стать более мобильными, но при этом программа не предусматривает их саморазвития.

К огромному сожалению, социум отказывается принимать людей с ограниченными возможностями здоровья. Их обходят стороной, отталкивают, потому что у большинства людей инвалидность вызывает отвращение, в особенности это проявляется на людях с заболеваниями «Детский церебральный паралич» и «Синдром Дауна».

При всех своих физических недостатках люди с подобными особенностями стараются вести активный образ жизни в частности занимаются спортом. В статье 31, ФЗ от 04.12.2007 N 329-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» говориться: «Адаптивная физическая культура является частью физической культуры, использующей комплекс эффективных средств физической реабилитации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья».(п.2), а так же «Физическая реабилитация и социальная адаптация инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с использованием методов адаптивной физической культуры и адаптивного спорта осуществляются в реабилитационных центрах, физкультурно-спортивных клубах инвалидов, физкультурно-спортивных организациях». (п.1) [1].

Согласно утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. N 1101-р «Стратегии развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2020 года» ее основным целевым ориентирам и этапам их реализации одним из пунктов является «увеличение доли лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения (на первом этапе — с 3,5 процента до 10 процентов и на втором этапе — до 20 процентов)» [2].

С учетом необходимости и поставленных государством задач в 2017 в году, в ходе реорганизации в Сургуте было открыто БУ «Центр адаптивного спорта Югры». Центр является одной из ведущих организаций страны в сфере адаптивного спорта. По данным сайта Федерального реестра инвалидов на 01 января 2020 года в ХМАО-Югре проживает 52 758 людей с ограниченными возможностями [4]. Из них 9.5 тысяч регулярно занимаются физической культурой и спортом. 81 спортсмен Югры входит в состав сборных России по различным видам спорта, участвующих в соревнованиях всероссийского и международного уровня, а также в Паралимпийских играх.

Помимо подготовки профессиональных спортсменов центр осуществляет функции регионального оператора по организации работы индивидуальных программ реабилитации и абилитации (ИПРА) инвалида, ребенка-инвалида в сфере адаптивной физической культуры и спорта. Кроме того, Центр успешно реализует несколько программ физкультурно-оздоровительной направленности. Программы актуальны для всех категорий людей с врожденными или приобретенными ограничениями здоровья, включая детей с расстройствами аутистического спектра и синдромом Дауна. С апреля 2019 года по апрель 2020 года Ханты-Мансийский автономный округ — Югра является экспериментальной площадкой по разработке моделей и механизмов вовлечения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в занятия физической культурой и спортом в рамках федерального проекта «Спорт — норма жизни» [5].

Адаптивный спорт оказывает всестороннее воздействие на развитие личности человека.

Спорт для людей с ограниченными возможностями здоровья — это особый мир отношений и переживаний, который захватывает, помогает сфокусироваться на новых объектах, активизирует умственную деятельность, в тот же момент помогает расслабиться, изменить эмоций и настроение.

Это дает человеку с ограниченными возможностями здоровья повысить его самооценку и почувствовать себя полезным гражданином общества и на сегодняшний день Ханты-Мансийский автономный округ, в частности город Сургут является одной из развитых географических точек в направлении организации адаптивного спорта.

Литература:

  1. ФЗ от 04.12.2007 N 329-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»
  2. «Стратегия развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2020 года» утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. N 1101-р
  3. Государственная программа «Доступная среда»
  4. Официальный сайт Федерального реестра инвалидов. Численность инвалидов в разрезе субъектов РФ. https://sfri.ru/analitika/chislennost/chislennost/chislennost-po-gruppam?territory=1
  5. Официальный сайт БУ ХМАО-Югры «Центр адаптивного спорта Югры» http://www.csi-ugra.ru/
Основные термины (генерируются автоматически): ограниченная возможность здоровья, адаптивный спорт, физическая культура, Российская Федерация, адаптивная физическая культура, спорт, Государственная программа, государственная система, медико-социальная экспертиза, Федеральный реестр инвалидов.


Похожие статьи

Основная проблема адаптивной физической культуры и пути её решения

В статье рассматривается история возникновения адаптивной физической культуры, актуальная проблема адаптивной физической культуры. В нашей стране насчитывается 10 млн. человек с ограниченными возможностями. И всем им нужна реабилитация. К сожалению, ...

Нравственное воспитание молодежи в контексте помощи людям с ограниченными возможностями здоровья

На примере инвалидов по зрению обсуждаются вопросы, связанные с социальной интеграцией и адаптацией людей с ограниченными возможностями здоровья. Анализируется возможность привлечения к решению этой проблемы молодежи. Показано, что участие молодежи в...

Физическая активность людей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и продвижение

Статья посвящена проблеме физической активности людей с ОВЗ. Физическая активность необходима всем для хорошего здоровья, но, к сожалению, доля лиц с ограниченными возможностями здоровья, систематически занимающихся физкультурой и спортом, в России н...

Современные тенденции развития спорта в России (на примере Тульской области)

Данная статья посвящена значению развития спорта в России на примере Тульской области. Роль спорта высоко оценивается обществом, в связи с чем, поддержка спорта государством на всех уровнях очень высока. Для хороших результатов на международных сорев...

Необходимость адаптивной физической культуры и спорта в России

В статье рассмотрена роль адаптивного спорта и его значение для людей с ограниченными возможностями здоровья. Цель статьи — с помощью обзора статей на тему спорта и адаптивного спорта выявить главные причины проблем лиц с ограниченными возможностями ...

Отношение молодежи, проживающей в Евроарктическом регионе, к инклюзивному образованию

Сегодня инклюзивное образование представляет собой признанный на международном уровне инструмент реализации прав людей с ограниченными возможностями здоровья. Одним из важных условий организации данного вида обучения является положительное отношение ...

Методы популяризации физической активности среди молодого поколения

В статье рассматриваются различные методы популяризации физической активности среди молодого поколения. Современные технологии все больше влияют на нашу жизнь. Однако здоровье остается важным аспектом, который требует поддержки. В нашем обществе проб...

Детско-родительские сообщества в духовно-нравственном воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в настоящее время основной целью духовно-нравственного воспитания является воспитание духовно-гармоничной личности, а это возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и госуд...

Зоотерапия и её роль в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье рассматривается метод зоотерапии и его влияние на процесс социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Автор говорит о том, как общение с животными помогает в развитии эмоциональных, коммуникативных навыков ребёнка, повышает ег...

Психологическое сопровождение процесса адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве школы

Проблема включения детей с ограниченными возможностями здоровья в реальную жизнь общества, их социализации и развитии является актуальной на сегодняшний день. Дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды — сложная категория детей, треб...

Похожие статьи

Основная проблема адаптивной физической культуры и пути её решения

В статье рассматривается история возникновения адаптивной физической культуры, актуальная проблема адаптивной физической культуры. В нашей стране насчитывается 10 млн. человек с ограниченными возможностями. И всем им нужна реабилитация. К сожалению, ...

Нравственное воспитание молодежи в контексте помощи людям с ограниченными возможностями здоровья

На примере инвалидов по зрению обсуждаются вопросы, связанные с социальной интеграцией и адаптацией людей с ограниченными возможностями здоровья. Анализируется возможность привлечения к решению этой проблемы молодежи. Показано, что участие молодежи в...

Физическая активность людей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и продвижение

Статья посвящена проблеме физической активности людей с ОВЗ. Физическая активность необходима всем для хорошего здоровья, но, к сожалению, доля лиц с ограниченными возможностями здоровья, систематически занимающихся физкультурой и спортом, в России н...

Современные тенденции развития спорта в России (на примере Тульской области)

Данная статья посвящена значению развития спорта в России на примере Тульской области. Роль спорта высоко оценивается обществом, в связи с чем, поддержка спорта государством на всех уровнях очень высока. Для хороших результатов на международных сорев...

Необходимость адаптивной физической культуры и спорта в России

В статье рассмотрена роль адаптивного спорта и его значение для людей с ограниченными возможностями здоровья. Цель статьи — с помощью обзора статей на тему спорта и адаптивного спорта выявить главные причины проблем лиц с ограниченными возможностями ...

Отношение молодежи, проживающей в Евроарктическом регионе, к инклюзивному образованию

Сегодня инклюзивное образование представляет собой признанный на международном уровне инструмент реализации прав людей с ограниченными возможностями здоровья. Одним из важных условий организации данного вида обучения является положительное отношение ...

Методы популяризации физической активности среди молодого поколения

В статье рассматриваются различные методы популяризации физической активности среди молодого поколения. Современные технологии все больше влияют на нашу жизнь. Однако здоровье остается важным аспектом, который требует поддержки. В нашем обществе проб...

Детско-родительские сообщества в духовно-нравственном воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в настоящее время основной целью духовно-нравственного воспитания является воспитание духовно-гармоничной личности, а это возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и госуд...

Зоотерапия и её роль в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье рассматривается метод зоотерапии и его влияние на процесс социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Автор говорит о том, как общение с животными помогает в развитии эмоциональных, коммуникативных навыков ребёнка, повышает ег...

Психологическое сопровождение процесса адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве школы

Проблема включения детей с ограниченными возможностями здоровья в реальную жизнь общества, их социализации и развитии является актуальной на сегодняшний день. Дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды — сложная категория детей, треб...

Задать вопрос