Ключевые слова: имидж, репутация, фирменный стиль, образовательная организация, конкурентоспособность, маркетинг
Позитивный имидж образовательной организации играет важную роль в поддержании ее конкурентоспособности. Как уже известно, конкурентоспособность является главным фактором, определяющим успешность образовательной организации. В данной статье предпринята попытка описать механизм формирования устойчивого и благоприятного имиджа образовательной организации.
Современные российские образовательные организации, осознавая значимость имиджа как элемента конкурентоспособности, находятся в непрерывном процессе его формирования и укрепления. Взаимодействие всех заинтересованных сторон создает впечатления об организации, которые, в свою очередь, повышают или понижают доверие к организации. Исследования подтверждают, что в большинстве случаев качество услуг образовательной организации менее важно, чем ее имидж, поскольку положительное или отрицательное эмоциональное восприятие сильнее определенных характеристик, показателей и результатов.
Проблема формирования имиджа образовательных организаций становится актуальной в современном мире. Образовательные учреждения признают, что в условиях конкурентного образовательного рынка они должны работать над позитивным имиджем. Однако, как показывает практика, далеко не все образовательные организации имеют механизмы и методы формирования имиджа.
Понятие имиджа также тесно связано с репутацией образовательного учреждения, которая состоит из нескольких составляющих, и которая удерживается в массовом сознании на протяжении многих лет. Разница между имиджем и репутацией заключается в том, что репутация — это результат построения имиджа.
Образовательное учреждение среднего образования — это открытая социально-педагогическая система, которая взаимодействует со многими социальными институтами и все чаще именуется сферой услуг, используя такие понятия, как конкурентоспособность, сегмент рынка, образовательная услуга, реклама и др. [3].
Устойчивый позитивный имидж школы сегодня можно рассматривать как важную современную составляющую методического продукта школы и как дополнительный управленческий ресурс, ресурс развития образовательной организации.
Под образом школы мы понимаем эмоционально окрашенный образ образовательного учреждения, часто сознательно формируемый, имеющий целенаправленно заданные характеристики и призванный оказывать психологическое воздействие определенной направленности на конкретные группы общества [2].
Необходимость создания имиджа школы определяется следующими причинами:
− во-первых, сложная демографическая ситуация (особенно в небольших городах) усиливает конкуренцию между учебными заведениями на одной территории в борьбе за набор и удержание обучающихся;
− во-вторых, сильный позитивный имидж облегчает доступ образовательного учреждения к наилучшим возможным ресурсам: финансовым, информационным, кадровым и т. д.;
− в-третьих, сформировав положительный имидж, образовательное учреждение при прочих равных условиях становится более привлекательным для педагогов, так как оказывается способным в большей степени обеспечить стабильность и социальную защищенность, удовлетворенность работой и профессиональное развитие педагога;
− в-четвертых, устойчивый позитивный имидж дает эффект обретения образовательным учреждением определенной силы, в том смысле, что он создает резерв доверия ко всему, что происходит в стенах образовательной организации, в том числе и к инновационным процессам;
Образовательным учреждениям основного общего образования необходимо создавать и развивать положительный имидж для получения конкурентного преимущества:
− обладать различными факторами, способствующими созданию имиджа образовательной организации;
− анализировать восприятие образовательной организации аудиторией, на которую направлена деятельность организации, и сравнить позиции настоящего времени и ценности «как это должно быть»;
− анализировать влияние существующего имиджа на степень доверия к организации.
Школа проходит в течение своей жизни четыре основные стадии: стадию становления; стадию утверждения на определенных позициях и более или менее стабильного существования; стадию инновационной деятельности с устойчивым прочным положением на занимаемых позициях; и стадию трансформации, которая ведет либо к смерти, либо к следующему витку инноваций.
Но поскольку проблема формирования имиджа образовательной организации является достаточно новым явлением в области управления школой, то логичнее рассматривать особенности процесса формирования имиджа не по этапам развития школы, а в соответствии с этапами работы по созданию имиджа школы.
Анализ нескольких технологий формирования имиджа организации, разработанных различными авторами, дает основание полагать, что алгоритм создания имиджа школы может включать в себя:
− выявление социальных групп, заинтересованных в предоставлении образовательных услуг, сформированных представлений о школе;
− выявление соответствующих предпочтений и ожиданий аудитории;
− построение имиджа, разработке стратегии формирования имиджа;
− контроль промежуточных результатов, корректировка;
− мониторинг имиджа школы.
Нами выделено три стадии формирования и подтверждения имиджа школы.
На первом этапе создания имиджа важно строго следить за соблюдением обещаний и их выполнением. Лучше начать с малого, но наверняка реализовать задуманное, чем пытаться охватить многое, и не обеспечить выполнение какой-то части. В соответствии с позитивным настроем должно формироваться и поведение педагогического коллектива, так как первое впечатление от общения с педагогами очень трудно исправить. Внутренний образ школы только формируется (или корректируется) на этом этапе.
Второй этап. Активное формирование имиджа школы.
Третья стадия. Поддержка, коррекция и актуализация сформированного имиджа школы. Она заключается в управлении процессом поддержки, коррекции и обновления внутреннего имиджа школы.
На каждой стадии определяются информационные материалы, которые предназначены для внешнего представления.
Образовательное учреждение должно иметь четко определенные приоритеты, свою философию.
К основным методам формирования имиджа образовательной организации можно отнести: эффективные PR-мероприятия (презентации и выставки образовательных услуг, публикации в СМИ, ярмарки ремесел и др.); благоустройство здания и территории школы; повышение педагогической культуры.
Сформированный положительный имидж школы позволит решить ряд задач:
1) повышение привлекательности школы, прежде всего, для родителей, учащихся и педагогического коллектива;
2) повышение эффективности мероприятий по информированию населения о новых образовательных услугах;
3) содействие внедрению новых образовательных услуг;
4) повышение уровня организационной культуры школы.
Таким образом, результатом сформированного положительного имиджа образовательного учреждения может быть степень развития объекта оценки перспективности его начинаний, зрелости и профессионализма педагогического коллектива, актуальности методического продукта и креативности методической работы в образовательной организации.
Литература:
- Ганаева Е. А. Разработка маркетинговой стратегии образовательной организации: учебное пособие / Е. А. Ганаева. — М.: Флинта, 2015. — 112 с.
- Даниленко Л. В. Имидж учебного заведения // Справочник руководителя образовательного учреждения. — № 1. — 2014.
- Имидж образовательной организации как фактор повышения привлекательности на рынке образовательных услуг / Джабраилова Л. Х., Джапаева Й. В. // Известия Чеченского государственного педагогического института. — 2019. — Т. 25. — № 3 (27). — С. 129–136
- Миканба В. Т., Тодикова В. Б. К вопросу о сопоставительном анализе понятий «имидж» и «бренд» // Наука и Мир. — 2016. Т. 3. — № 12 (40). — С. 35–36