В статье автор пытается описать актуальность организации сетевого взаимодействия в системе среднего профессионального образования.
Ключевые слова: сетевое взаимодействие, система образования, профессиональное образование, совместная деятельность.
Система профессионального образования (далее — СПО) — это большой и значимый сегмент российской системы образования. По статистике насчитывается более 3 тысяч профессиональных образовательных организаций, а количество обучающихся превышает 3 миллиона человек. В настоящее время система профессионального образования пользуется популярностью среди молодежи, а специальности и рабочие профессии СПО стали осознанным выбором абитуриента и своеобразной гарантией успешного начала карьеры.
Развитие и модернизация российской системы образования способствует перестройке деятельности профессиональных образовательных организаций. В последнее время они ищут новые формы работы с обучающимися, новые модели взаимодействия, которые обеспечат повышение качества образовательных услуг на протяжении всего учебного процесса. Взаимодействие профессиональных образовательных организаций становится современной технологией, позволяющей им не только выживать, но и динамично развиваться.
В целях обеспечения качества подготовки специалистов и квалифицированных рабочих и служащих к потребностям экономики профессиональные образовательные организации системы СПО сталкиваются с проблемой увеличения финансовых затрат на организацию и обеспечение образовательного процесса. Особенно это касается тех направлений, где подготовка рабочих и специалистов ориентирована на высокотехнологичные отрасли экономики, которые требуют от современных выпускников обладать компетенциями, отвечающими международным требованиям. Непрерывное наращивание ресурсного потенциала на базе отдельных профессиональных образовательных организаций, особенно в условиях многоуровневой и многопрофильной структуры, становится неэффективным и не способствует достижению высокого уровня подготовки кадров по всем направлениям. В этой ситуации решением может стать переход к концентрации дорогостоящих ресурсов в рамках создания сетевых объединений нескольких профессиональных образовательных организаций. Сетевое объединение — это вариант сетевого взаимодействия, которое широко рассматривается в различных исследованиях.
Сетевое взаимодействие — это особый формат совместной деятельности нескольких образовательных учреждений, в том числе с привлечением органов исполнительной власти, работодателей и их объединений, методических, общественных и иных организаций, формируемых для взаимного научения, совместного обучения, обмена опытом, проектирования, разработки, апробации или внедрения учебно-методических комплексов, методов и технологий обучения, воспитания, новых механизмов управления в системе образования.
В настоящее время сетевая организация совместной деятельности рассматривается как наиболее актуальная, оптимальная и эффективная форма достижения целей в любой сфере, в том числе и в образовании. Являясь противоположностью иерархической структуры организации совместной деятельности, сетевое взаимодействие предлагает горизонтальные отношения, основанные на равенстве и взаимной заинтересованности друг в друге, совместном принятии решений. Основой возникновения и развития сетевого взаимодействия является наличие у ряда субъектов общественных отношений общего интереса по тому или иному поводу, которым может быть проблема, событие и т. д., что станет для них объединяющим началом. Сетевое взаимодействие предлагает отношения участников, основанные на равенстве и взаимной заинтересованности друг в друге, совместном принятии решений, что также обеспечивает эффективность деятельности образовательной организации в достижении образовательных целей.
Причины, по которым говорят о необходимости сетевого взаимодействия в СПО, достаточно прозрачны: есть проблемы образования, которые трудно решить в отдельном профессиональном образовательном учреждении, они могут быть решены более успешно в рамках сетевого взаимодействия образовательных учреждений. М. Ю. Швецов и А. Л. Дугаров под сетевым взаимодействием понимают «устойчивые и упорядоченные социальные действия между профессиональными учебными заведениями, отличающимися по своим типам, видам и формам организации, региональными органами управления профессиональным образованием и конкретными участниками данного процесса» [4, с. 33]. Они дают следующее определение сетевого взаимодействия — «это система связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования и управления системой образования; это способ деятельности по совместному использованию ресурсов» [4, с. 34]. Более того, указанные авторы справедливо замечают, что проблему «сети в образовании» образовательные организации понимают так, как это актуально для них в каждом конкретном случае [4, с. 33].
Сетевые формы взаимодействия набирают обороты в системе образования, в том числе и в СПО, сегодня они рассматриваются в числе инноваций, приписывающих значительное количество возможностей и преимуществ. В современном информационном обществе, где информация распространяется с огромной скоростью, невозможно представить инновационные процессы без сетевого взаимодействия. Любая организация всегда испытывает дефицит — ресурсный, кадровый, материально-технический.
Причиной формирования сетевого взаимодействия в СПО может быть любое образовательное мероприятие: реализация образовательной программы, проведение демонстрационного экзамена, подготовка студентов к специализированным мероприятиям (олимпиадам, конкурсам профессионального мастерства, чемпионатам Ворлдскиллс и т. п.).
Итак, можно сделать вывод, что для системы среднего профессионального образования потребность в сетевом взаимодействии выражается в новых возможностях, предлагаемых новой формой работы. Сетевое взаимодействие позволяет решать образовательные задачи, которые ранее были не под силу отдельному образовательному учреждению. Сетевое взаимодействие также порождает новые формы работы и форматы взаимодействия (сетевые проекты и программы, условия обмена образовательными результатами, сетевые объединения). Таким образом, создается потенциал, который приведет как к развитию системы профессионального образования в целом, так и к повышению качества образовательной деятельности.
Литература:
- Образование в цифрах: 2020: краткий статистический сборник / Л. М. Гохберг, О. К. Озерова, Е. В. Саутина, Н. Б. Шугаль; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: НИУ ВШЭ, 2020.
- Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 10 сентября 2020 г. № 59764) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс»
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
- Швецов, М. Ю. Сетевое взаимодействие образовательных учреждений профессионального образования в регионе [Текст] / М. Ю. Швецов // Ученые записки Забайкальского государственного университета. — 2012. — № (выпуск) 5. — С. 33–38.