В статье представлены факторы уникальности паломнического туризма в Узбекистане и рассматриваются категории культурного, исторического и природного наследия. Также анализируется нынешняя ситуация в сфере охраны и управления объектами исторического, культурного наследия Узбекистана. Указывается ряд задач и нерешенных проблем, существующих в сфере охраны и защиты объектов культурного наследия. В частности, привлечение большого потока посетителей посредством продвижения паломнического туризма, потому что древние города Узбекистана признаны центрами исламского мира. На протяжении веков эта земля стала колыбелью великих ученых, философов, государственных деятелей и исламских богословов, чьи имена вписаны золотыми буквами в историю человечества.
Ключевые слова : паломнический туризм, отдых, культурное обогащение, духовная зрелость, очищение, священные места.
Развитие туристического бизнеса в Узбекистане связано с восстановлением и защитой культурного наследия и культурных объектов. По мере развития туристического бизнеса в Узбекистане, в основном в исторических и древних городах, таких как Бухара, Самарканд, Хива и Ташкент, появляются новые исторически ценные районы и новые культурные объекты. [1]
Известными мастерами суфизма в исламском мире являются Абу Исмаил Мухаммад ибн Иса Ат-Термизи, Абу Абдулла Мухаммед ибн Али ат-Термизи; знаменитые семь святых Бухары, мистики — Ходжаи Джахон — Абдулхалик Гиждувани, Ходжа Мухаммад Ариф Ревгари, Махмуд Анджир Фагнави, Ходжа Али Ромитани, Мухаммед Бобои Самоси, Саид Мир Кулол и Бахауддин Накшбанди. [4]
Как нам известно, использование туристических объектов и ресурсов на европейских, азиатских и американских туристических рынках масштабны и не ограничены, поэтому в последнее время продавцы и поставщики туристических услуг концентрируют свое внимание на Узбекистан. Из этого следует, что самое главное в создании туристической инфраструктуры — не подрывать исторический, культурный и самобытный имидж страны. [3]
Каждый культурный, исторический, археологический, туристический центр и объект должен соответствовать своей национальной идентичности и историческому облику, которые повышают интерес покупателей туристических услуг. Как следствие, создание историко-природных парков должно послужить сохранению национальных, местных культурно-исторических памятников и объектов, как единого историко-образовательного, архитектурно-ландшафтного и творческо-культурного комплекса. В нынешнее время необходимо сохранение исторического национального достояния, культурно-исторической ценности, культурного наследия, восстановление и защита исторических, природных и местных ландшафтов, которые дают представление о жизни древнего и современного узбекского народа. [3]
Паломнический туризм в Узбекистане имеет существенный потенциал развития благодаря своим древнейшим городам — Бухаре и Самарканду, где сосредоточены важные святыни исламского мира.
Рассмотрим это на примере Бухары.
Идейная основа священной и благородной Бухары — учение суфизма (наука, дающая возможность достигнуть высот в духовном развитии). Город с наибольшим количеством мечетей (360) и медресе (80), удостоен звания «Звезда исламского мира». Он является одним из семи священных городов в мире наряду с Меккой, Мединой, Багдадом, Дамаском, Иерусалимом и Мазари Шарифом. [2, c. 41]
Наиболее яркие, разнообразные и многочисленные шедевры древнего зодчества сосредоточены в этом городе. А именно обители суфиев-мистиков Центральной Азии представлены в Бухаре. Здесь широкое распространение получило суфийский орден «Ходжагон-накшбандия», требующее от своих последователей идти по пути единения с Богом, не отрываясь от повседневных забот и хлопот, всегда стремиться через самосовершенствование к Богу, занимаясь делом и развивая свое профессиональное мастерство. [1]
Учение своими корнями уходит к Салману Фарсу, Абу Бакру Сиддику, Пророку Мухаммаду (мир Ему и благословение). Известны около сорока предводителей этого братства, восемь из которых являются бухарцами. А семеро из них похоронены в Бухаре и ее окрестностях. Гробницы семи «святых ликов» сегодня являются местом паломничества мусульман со всего мира, известного как паломнический маршрут — «Семь пиров святой Бухары» (см. таблицу № 1).
Прежде чем совершить хадж в Мекку и Медину, паломникам сперва необходимо посетить гробницу Имам-аль Бухари и «Семь пиров». [1]
Туризм становится одной из стратегически важных и динамично развивающихся отраслей экономики нашей страны. Благодаря развитию туризма, в частности, паломнического, мы можем привлечь колоссальный поток туристов, интересующихся религиозным туризмом. [5]
Государственный комитет по развитию туризма Республики Узбекистан зарегистрировал места паломничества, которые могут принимать посетителей со всего мира. Около 100 из них составляют святыни, которые могут посетить не только мусульмане, но и христиане, буддисты и иудеи. [2, c.42]
Узбекистан — уникальная страна, на территории которой родились и развивались древнейшие цивилизации и культуры. Страна, где сохранились великолепные памятники истории и величественные образцы уникальной архитектуры. [6]
Основная цель развития паломнического туризма — продвижение туристического потенциала Узбекистана, как центра исламской цивилизации по всему миру. Мусульмане, в основном из Европы и Юго-Восточной Азии, все больше интересуются паломническим туризмом, который раскрывает всю красоту исламского наследия, представляет богатейшую историю ислама. [2]
Таблица 1
Характеристика паломнической дестинации «Семь пиров святой Бухары»
№ |
Святые лики |
Характеристика святых пиров (шейхов) |
Паломническое место |
1 |
Абдухолик Гиждувани (1103–1120 гг.), известен как «Мировой хаджи». |
Основатель ходжаганского тариката (путь духовного совершенствования). Автор книги «Васиятнома» (Книга завещаний). Требования, сформулированное им перед суфиями: благочестие, проповедь, уважение наставника, сопротивление злу. В 2003 году в Узбекистане широко отмечалось 900-летие великого богослова. |
«Комплекс Хазрата Абдухолик Гиждувани», расположенный в г. Гиждуване Бухарской области Узбекистана. |
2 |
Ходжа Мухаммад Ориф Ар-Ревгари (1165–1259 гг.). Его также называют «Ходжа Ориф Мохитобон» |
Он написал книгу «Орифнома», где описаны теоретические сведения о сущности суфиев и о своем учителе А.Гиждувани. “Начало пути суфиев — это покаяние. Суфий должен полностью погружаться в настоящее. Ибо Настоящий момент дан Богом”. |
«Гробница Ходжа Ориф Ревгари» находится в селении Ревгар Шафирканского района Бухарской области Узбекистана. |
3 |
Ходжа Махмуд Анжир Фагнави (умер 1307 г.) |
Был ремесленником и занимался гончарным делом. Обучался у Х. О. Ревгари. Его учение на пути истины основано не на тихом, молчаливом зикре (упоминание Бога), а на открытом, громком зикре. М. А. Фагнави призывал всех к благим поступкам. |
«Комплекс Ходжа Махмуд Анжир Фагнави» расположен в Вабкентском районе Бухарской области Узбекистана. |
4 |
Ходжа Али Ромитани (1191–1321 гг.), известный как «Ходжа Азизон» |
Автор трактата «Рисолаи Азизон», является учеником Фагнави. Обосновал 10 условий познания истины: соблюдение ритуала очищения, молчания, поста, уединение и аскетизм, исполнение зикра, содержание памяти в чистоте, удовлетворение судьбой, беседа с добродетелями, бодрствование и о дозволенной пище. |
«Гробница Ходжа Али Ромитани» находится в селе Курган Ромитанского района Бухарской области Узбекистана. |
5 |
Ходжа Мухаммад Бобои Самоси (1259–1354 гг.) |
Он передал свой «кулох» (головной убор суфия) Б.Накшбанду, благодаря чему последний приобрел свойства предотвращения несчастий. Он был духовным учителем Амира Кулола и Б.Накшбанда. |
«Комплекс Ходжа Мухаммад Бобои Самоси» расположен в селе Самос Рамитанского района Бухарской области Узбекистана. |
6 |
Саид Мир Кулол (1281–1370 гг.) |
Амир Темур считал себя учеником Амира Кулола. “Знание, говорил он, украшает разум. Наука, приобретенные знания должны приносить пользу, а без практического применения они являются бесполезным грузом”. |
“Гробница Саид Амир Кулол” находится в селении Янги Хаёт Каганского района Бухарской области Узбекистана. |
7 |
Хазрат Бахоуддин Накшбанд (1318–1389 гг.) Он также известен именами «Великий Ходжа», «Царь узорников», «Султан святых» |
В главном своем труде «Аврод» богослов обосновал учение Накшбандия. Девизом тариката было изречение: «Имей в руках работу, душой с Аллахом». Учение основывало ряд морально-этических принципов: призывы к душевной доброте, бережное отношение к природе, любви к животным, духовное общение между учителем и учеником, осознание времени, численности, сердца, дыхания, наблюдение за шагами, путешествие по своей Родине, одиночество при людях, поминовение, возвращение, бдительность и воспоминание. |
“Мемориальный комплекс Хазрата Бахоуддин Накшбанд”, расположен в селе Касри Орифон Каганского района Бухарской области Узбекистана. |
Литература:
- Навруз-Зода З. Б., Навруз-Зода Ш. Б. Паломничество как устойчивая туристическая основа ислама // http://nbisu.moy.su/_ld/5/522_Navruz-Zoda_ISU.pdf
- Таджибаев Шохрух Максудович Особенности паломнического туризма в Узбекистане // Достижения науки и образования. 2020. № 8 (62). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-palomnicheskogo-turizma-v-uzbekistane
- Фарманов Эркин Алимович, Кадыров Давронбек Хашымович, Ходжаева Фотима Набихоновна Роль культурного наследия Узбекистана в развитии туризма // Вестник науки и образования. 2020. № 2–3 (80). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-kulturnogo-naslediya-uzbekistana-v-razvitii-turizma
- Имам Аль-Бухари. Праведники Ислама. https://zen.yandex.ru/media/islam_ihlas/imam-albuhari-pravedniki-islama-5fd2260c11774679764d4ec2
- Докашенко Людмила Владимировна О направлениях развития индустрии туризма в Российской Федерации // Вестник ОГУ. 2014. № 14 (175). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-napravleniyah-razvitiya-industrii-turizma-v-rossiyskoy-federatsii
- Мисрбекова, М. М. Культурные, архитектурные памятники в Узбекистане / М. М. Мисрбекова. — Текст: непосредственный // Исторические исследования: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 21–24. — URL: https://moluch.ru/conf/hist/archive/169/10275/