В данной статье рассматривается вопрос о значении педагога при проведении расследования с участием несовершеннолетнего. Получение наиболее полных и достоверных показаний от несовершеннолетнего лица возможно лишь при обеспечении грамотного педагогического подхода к проведению допроса.
Ключевые слова: несовершеннолетний, педагог, уголовный процесс, процессуальный статус, возрастные особенности, специальные знания.
Несовершеннолетние зачастую становятся участниками производства по уголовным делам в том или ином процессуальном статусе. Однако в силу возрастных особенностей психофизического и интеллектуального развития они нуждаются в дополнительной защите своих законных интересов и особом педагогическом подходе. Помимо защитника в лице законных представителей ребенка и адвоката в уголовном процессе должен участвовать педагог.
История развития данного вопроса в уголовном судопроизводстве ведет свое начало с принятия Закона от 2 июня 1897 г. «Об изменении форм и обрядов судопроизводства по делам о преступных деяниях малолетних и несовершеннолетних, а также законоположений об их наказании», который внес изменения в Устав уголовного судопроизводства 1864 года.
На данный момент среди ученых-юристов ведутся дискуссии о процессуальном статусе педагога. Точка зрения одних сводится к тому, что педагог — это разновидность специалиста, другие же отождествляют его со статусом самостоятельного участника процесса. Так, С. В. Сурменова предлагает дополнить часть 1 статьи 58 УПК РФ положением о том, что участвующие в уголовном деле педагог или психолог являются специалистами [1]. Ее позиция основана на том, что педагог, приглашенный для проведения следственных действий, обладает профессиональной квалификацией и специальными познаниями. В противоположность этой позиции существует другая точка зрения. В частности, М. С. Строгович утверждал, что педагог (психолог) и специалист — это разные процессуальные фигуры, которые выполняют разные функции и выступают в разных процессуальных формах [2]. Она подтверждается тем, что в УПК РФ обозначен процессуальный статус специалиста как лица, в полномочия которого входит по использование научно — технических средств, обнаружению и изъятию предметов и документов.
В науке выделяется две формы участия педагога и психолога: процессуальное и непроцессуальное [3].
К процессуальным формам следует отнести три вида участия:
1) участие в следственных действиях;
2) допрос педагога и психолога либо в качестве свидетеля, либо в качестве эксперта, если они проводили судебную экспертизу;
3) участие педагога в качестве личного поручителя несовершеннолетнего при решении вопроса об избрании меры пресечения [4].
Непроцессуальное взаимодействие педагога с правоохранительными органами выражается в даче консультаций следователю о психологических особенностях развития конкретного подростка, его личностной мотивации и методах наиболее эффективной работы по получению от него правдивых показаний.
Целесообразность привлечения педагога к следственным действиям с участием несовершеннолетнего обуславливается обеспечением реальной защиты его прав и законных интересов, а также для установления морально-психологических свойств ребенка. Но ч. 2 ст. 425 УПК РФ предполагает обязательное присутствие защитника(адвоката) в таких ситуациях, прерогативой которого и является контроль за соблюдением законных интересов несовершеннолетнего.
В случаях, когда требуется проведение судебно-психологической экспертизы несовершеннолетнего, педагог может привлекаться в качестве специалиста, который обладая специальными знаниями педагогики и психологии способен помочь следователю в определении предмета экспертного исследования и постановке необходимых вопросов.
При проведении предварительного следствия по уголовному делу в соответствии со ст. 421 УПК РФ возникает необходимость обследования социально-бытовых условий воспитания несовершеннолетнего. При этом изучаются семейные, материальные и психологические аспекты жизни несовершеннолетнего подозреваемого. Все эти данные необходимы для выяснения причин и условий, способствовавших совершению им преступления, а также принятию рационального решения по применению мер наказания. Для следователя педагог может выступать также источником непроцессуальной информации о несовершеннолетнем, что помогает тактически-грамотно провести расследование и собирание характеризующей информации.
В заключение хотим сказать, что роль педагога в уголовном судопроизводстве заключается в том, чтобы обеспечить получение наиболее полных и достоверных показаний несовершеннолетнего. Для достижения этой цели педагог должен способствовать установлению психологического контакта и комфортной обстановки во время допроса, следить за корректными формулировками вопросов в зависимости от возраста и психоинтеллектуального развития несовершеннолетнего, определять оптимальную продолжительность допроса в конкретной ситуации, интерпретировать и разъяснять информацию, полученную следователем.
Так компенсируется недостаток специальных педагогических знаний у лица, проводящего расследование преступления с участием подростка. Однако защита прав несовершеннолетнего и принятие процессуальных решений по уголовному делу не входит в компетенцию педагога.
Литература:
- Сурменева С. В. Участие педагога в стадии предварительного расследования: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. Челябинск, 2009. С. 9.
- Строгович М. С. Курс советского уголовного процесса: в 2 т. Т. 2. М., 1970.С. 477–478.
- Елагина Е. В. Тактика использования специальных знаний при расследовании преступлений / Курс криминалистики: В 3 т. / Под ред. докт. юрид. наук, проф. О. Н. Коршуновой. 2-е изд., перераб. и доп. Т. 1. Общая теория криминалистики. Криминалистическая техника. Криминалистическая тактика. // СПб: Изд-во «Юридический центр».. 2016. C. 643–669.
- Машинская Н. В. Формы участия педагога и психолога в досудебном производстве по уголовным делам в отношении несовершеннолетних / Н. В. Машинская — Вестник ВГУ. Серия: Право, 2014, С. 254..