Ключевые слова: методика, учебные занятия, физическая культура, пандемия, COVID-19.
Актуальность. В условиях распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, объявленной Всемирной организацией здравоохранения пандемией 11 марта 2020 года, стало необходимым искать оптимальный формат проведения учебных занятий в высших учебных заведениях так, чтобы качество занятий не падало по сравнению с их очным посещением. Выработанные требования к организации и методике проведения учебных занятий в Российской таможенной академии позволили не только не потерять форму, но и улучшить ее в большинстве случаев, несмотря на возникшие проблемы.
Цель работы. Целью работы являлось выявление особенностей организации и методики проведения учебных занятий по физической культуре в Российской таможенной академии в условиях пандемии COVID-19, выявление преимуществ и недостатков.
Физическая культура — сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности [2]. Она предназначена для поддержания спортивной формы. Также при умеренных физических нагрузках укрепляется иммунитет, который в наше время так необходим.
В 2020 году из-за пандемии COVID-19 обучающиеся высших учебных заведений были вынуждены перейти на дистанционный формат обучения по всем дисциплинам, в том числе и по физической культуре [1]. При реализации некоторых дисциплин очное присутствие не требовалось, так как задания могли быть оцифрованы и переданы преподавателю с учетом информационных технологий (в РТА с помощью электронной информационной образовательной среды — ЭИОС РТА). Однако с реализацией дисциплины «элективные курсы по физической культуре» возникли проблемы [3]. Перед руководством вузов стояла непростая задача — организовать обучение таким образом, чтобы такой формат проведения учебных занятий минимально отличался от очного. В связи с этим руководством Российской таможенной академии (РТА) и, в частности, преподавательским составом кафедры физической подготовки был выработан определенный формат проведения занятий удаленно, который вступил в силу 18 марта 2020 года.
Организация проведения учебных занятий по физической культуре для студентов РТА включала в себя:
— подключение учащихся к видеоконференции в групповой форме на платформе ZOOM;
— ведение дневника самоконтроля;
— ознакомление с выпусками «ФОК[1] в телефоне» в группе спортивного сектора Совета обучающихся в социальной сети «ВКонтакте» и фиксация выполнения данных упражнений в дневнике самоконтроля.
Рис. 1. Вид дневника самоконтроля студентов РТА по физической культуре
Методика проведения занятий в основном никак не отличалась от очного проведения таких занятий и включала в себя:
— разминку;
— комплекс упражнений, направленных на развитие конкретных групп мышц или укрепление ОФП[2];
— заминку.
Важно отметить, что незаменимой частью каждого занятия, проводимого очно, являлся бег. Однако в условиях самоизоляции, когда возможности выйти на улицу не было, таковым условием проведения занятий пришлось пренебречь.
Реализация данной дисциплины в дистанционном формате имела как преимущества, так и недостатки перед очным форматом обучения. Остановимся подробнее на недостатках, которые привели к двум негативным последствиям: уменьшение числа студентов, которые удовлетворены проведением учебных занятий в таком формате, а также снижение процента посещаемости студентов.
Был проведен опрос среди студентов 1 потока 3 курса факультета таможенного дела РТА, где был задан вопрос: «Как вы оцениваете организацию и методику проведения учебных занятий по физической культуре в РТА в ZOOM?». Всего в опросе приняло участие 145 человек: 95 из них (65,5 %) — неудовлетворительно, 50 (35,5 % — удовлетворительно).
Рис. 2. Результаты опроса среди студентов РТА на предмет удовлетворенности организацией и методикой проведения учебных занятий по физической культуре в ZOOM
Еще одним негативным последствием дистанционного формата проведения занятий по физической культуре в РТА стало снижение процента посещаемости студентов. Ниже приведена гистограмма, составленная на основе данных о посещаемости студентов 1 потока 3 курса факультета таможенного дела РТА.
Рис.3. Посещаемость студентов РТА учебных занятий по физической культуре до и во время пандемии COVID-19
Исходя из анализа данных таблицы можно отметить, что до перехода на новый формат обучения посещаемость в среднем составляла 90 %, однако с переходом на новый формат число студентов, посещающих занятия, резко снизилось до 75 %.
Такие последствия проведения занятий, исходя из нового формата обучения, можно объяснить проблемами, с которыми чаще всего встречались студенты при проведении занятий в дистанционном формате. Их можно отобразить в рисунке, приведенном ниже.
Рис.4. Основные проблемы студентов при проведении занятий по физической культуре через видеоконференции в «ZOOM»
Подводя итоги, стоит отметить, что разработанные руководством и преподавательским составом кафедры физической подготовки Российской таможенной академии организация и методика проведения учебных занятий по физической культуре в условиях пандемии COVID-19 стали хорошим аналогом очных занятий, которые также позволили предотвратить развитие таких проблем со здоровьем как гиподинамия, заболевания глаз, искривление позвоночника и т. д., которые могли развиться из-за постоянного нахождения студентов за компьютером в «сидячем» положении. Однако такой формат занятий является временным аналогом и никогда не сможет заменить очного проведения учебных занятий, ввиду рассмотренных выше недостатков (малая удовлетворенность студентов таким форматом обучения, а также снижение процента посещаемости студентов таких занятий, ввиду различных объективных и субъективных проблем).
Литература:
- Распоряжение Правительства РФ от 16 марта 2020 г. N 635-р. Электронный ресурс: URL: gov.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm (дата обращения 14.10.2020)
- Наздрачев, Г. О. Занятия физической культурой во время пандемии / Г. О. Наздрачев, А. С. Машичев. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 20 (310). — С. 489–490. — URL: https://moluch.ru/archive/310/70143/ (дата обращения: 14.10.2020).
- Зайцева Н. В., Кульчицкая Ю. В. Пути реализации дисциплины «Физическая культура» в период самоизоляции студентов вуза // Развитие науки, национальной инновационной системы и технологий: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 13 мая 2020г.: Белгород: ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020. С. 125–129. URL: https://apni.ru/article/705-puti-realizatsii-distsiplini-fizicheskaya-kult (дата обращения: 14.10.2020)
[1] ФОК – физкультурно-оздоровительный комплекс РТА
[2] ОФП - общая физическая подготовка