Организация и методика проведения учебных занятий по физической культуре в Российской таможенной академии в условиях пандемии COVID-19 | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №4 (346) январь 2021 г.

Дата публикации: 22.01.2021

Статья просмотрена: 111 раз

Библиографическое описание:

Валовенко, М. В. Организация и методика проведения учебных занятий по физической культуре в Российской таможенной академии в условиях пандемии COVID-19 / М. В. Валовенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 4 (346). — С. 378-380. — URL: https://moluch.ru/archive/346/77921/ (дата обращения: 15.11.2024).



Ключевые слова: методика, учебные занятия, физическая культура, пандемия, COVID-19.

Актуальность. В условиях распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, объявленной Всемирной организацией здравоохранения пандемией 11 марта 2020 года, стало необходимым искать оптимальный формат проведения учебных занятий в высших учебных заведениях так, чтобы качество занятий не падало по сравнению с их очным посещением. Выработанные требования к организации и методике проведения учебных занятий в Российской таможенной академии позволили не только не потерять форму, но и улучшить ее в большинстве случаев, несмотря на возникшие проблемы.

Цель работы. Целью работы являлось выявление особенностей организации и методики проведения учебных занятий по физической культуре в Российской таможенной академии в условиях пандемии COVID-19, выявление преимуществ и недостатков.

Физическая культура — сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности [2]. Она предназначена для поддержания спортивной формы. Также при умеренных физических нагрузках укрепляется иммунитет, который в наше время так необходим.

В 2020 году из-за пандемии COVID-19 обучающиеся высших учебных заведений были вынуждены перейти на дистанционный формат обучения по всем дисциплинам, в том числе и по физической культуре [1]. При реализации некоторых дисциплин очное присутствие не требовалось, так как задания могли быть оцифрованы и переданы преподавателю с учетом информационных технологий (в РТА с помощью электронной информационной образовательной среды — ЭИОС РТА). Однако с реализацией дисциплины «элективные курсы по физической культуре» возникли проблемы [3]. Перед руководством вузов стояла непростая задача — организовать обучение таким образом, чтобы такой формат проведения учебных занятий минимально отличался от очного. В связи с этим руководством Российской таможенной академии (РТА) и, в частности, преподавательским составом кафедры физической подготовки был выработан определенный формат проведения занятий удаленно, который вступил в силу 18 марта 2020 года.

Организация проведения учебных занятий по физической культуре для студентов РТА включала в себя:

— подключение учащихся к видеоконференции в групповой форме на платформе ZOOM;

— ведение дневника самоконтроля;

— ознакомление с выпусками «ФОК[1] в телефоне» в группе спортивного сектора Совета обучающихся в социальной сети «ВКонтакте» и фиксация выполнения данных упражнений в дневнике самоконтроля.

Вид дневника самоконтроля студентов РТА по физической культуре

Рис. 1. Вид дневника самоконтроля студентов РТА по физической культуре

Методика проведения занятий в основном никак не отличалась от очного проведения таких занятий и включала в себя:

— разминку;

— комплекс упражнений, направленных на развитие конкретных групп мышц или укрепление ОФП[2];

— заминку.

Важно отметить, что незаменимой частью каждого занятия, проводимого очно, являлся бег. Однако в условиях самоизоляции, когда возможности выйти на улицу не было, таковым условием проведения занятий пришлось пренебречь.

Реализация данной дисциплины в дистанционном формате имела как преимущества, так и недостатки перед очным форматом обучения. Остановимся подробнее на недостатках, которые привели к двум негативным последствиям: уменьшение числа студентов, которые удовлетворены проведением учебных занятий в таком формате, а также снижение процента посещаемости студентов.

Был проведен опрос среди студентов 1 потока 3 курса факультета таможенного дела РТА, где был задан вопрос: «Как вы оцениваете организацию и методику проведения учебных занятий по физической культуре в РТА в ZOOM?». Всего в опросе приняло участие 145 человек: 95 из них (65,5 %) — неудовлетворительно, 50 (35,5 % — удовлетворительно).

Результаты опроса среди студентов РТА на предмет удовлетворенности организацией и методикой проведения учебных занятий по физической культуре в ZOOM

Рис. 2. Результаты опроса среди студентов РТА на предмет удовлетворенности организацией и методикой проведения учебных занятий по физической культуре в ZOOM

Еще одним негативным последствием дистанционного формата проведения занятий по физической культуре в РТА стало снижение процента посещаемости студентов. Ниже приведена гистограмма, составленная на основе данных о посещаемости студентов 1 потока 3 курса факультета таможенного дела РТА.

Посещаемость студентов РТА учебных занятий по физической культуре до и во время пандемии COVID-19

Рис.3. Посещаемость студентов РТА учебных занятий по физической культуре до и во время пандемии COVID-19

Исходя из анализа данных таблицы можно отметить, что до перехода на новый формат обучения посещаемость в среднем составляла 90 %, однако с переходом на новый формат число студентов, посещающих занятия, резко снизилось до 75 %.

Такие последствия проведения занятий, исходя из нового формата обучения, можно объяснить проблемами, с которыми чаще всего встречались студенты при проведении занятий в дистанционном формате. Их можно отобразить в рисунке, приведенном ниже.

Основные проблемы студентов при проведении занятий по физической культуре через видеоконференции в «ZOOM»

Рис.4. Основные проблемы студентов при проведении занятий по физической культуре через видеоконференции в «ZOOM»

Подводя итоги, стоит отметить, что разработанные руководством и преподавательским составом кафедры физической подготовки Российской таможенной академии организация и методика проведения учебных занятий по физической культуре в условиях пандемии COVID-19 стали хорошим аналогом очных занятий, которые также позволили предотвратить развитие таких проблем со здоровьем как гиподинамия, заболевания глаз, искривление позвоночника и т. д., которые могли развиться из-за постоянного нахождения студентов за компьютером в «сидячем» положении. Однако такой формат занятий является временным аналогом и никогда не сможет заменить очного проведения учебных занятий, ввиду рассмотренных выше недостатков (малая удовлетворенность студентов таким форматом обучения, а также снижение процента посещаемости студентов таких занятий, ввиду различных объективных и субъективных проблем).

Литература:

  1. Распоряжение Правительства РФ от 16 марта 2020 г. N 635-р. Электронный ресурс: URL: gov.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm (дата обращения 14.10.2020)
  2. Наздрачев, Г. О. Занятия физической культурой во время пандемии / Г. О. Наздрачев, А. С. Машичев. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 20 (310). — С. 489–490. — URL: https://moluch.ru/archive/310/70143/ (дата обращения: 14.10.2020).
  3. Зайцева Н. В., Кульчицкая Ю. В. Пути реализации дисциплины «Физическая культура» в период самоизоляции студентов вуза // Развитие науки, национальной инновационной системы и технологий: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 13 мая 2020г.: Белгород: ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020. С. 125–129. URL: https://apni.ru/article/705-puti-realizatsii-distsiplini-fizicheskaya-kult (дата обращения: 14.10.2020)

[1] ФОК – физкультурно-оздоровительный комплекс РТА

[2] ОФП - общая физическая подготовка

Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, ZOOM, занятие, методика проведения, Российская таможенная академия, снижение процента посещаемости студентов, формат обучения, дистанционный формат, очное проведение, физическая подготовка.


Похожие статьи

Некоторые особенности физической подготовки курсантов высших образовательных учреждений ФСИН России в процессе занятий физической культурой с применением психофизических практик

В данной статье нами были рассмотрены цели и содержание психофизических практик, применяемых в сфере физической подготовки курсантов образовательных учреждений ФСИН, проведена параллель использование стандартной программы физической подготовки и с пр...

Проблемы занятий физической культурой в условиях самоизоляции

Данная статья посвящена анализу проблем занятия студентов вуза по физической культуре в условиях пандемии COVID-19.

Влияние заболевания COVID-19 на двигательную активность студентов

В данной статье будут рассмотрены вопросы физической активности студентов высших учебных заведений после пандемии COVID-19. Будет проведён анализ и рассмотрены способы самостоятельной физической активности.

Договоры в российском праве в период COVID-19

Статья посвящена теоретико-правовым аспектам исполнения договоров в условиях неблагоприятной эпидемиологической обстановки, вызванной распространением коронавирусной инфекции COVID-19.

Проведение демоэкзамена с учетом специфики профессионального модуля

В данной статье уделяется особое внимание внедрению демоэкзамена в средних профессиональных образовательных учреждениях. Особенности поведения обучающихся в период экзаменационной сессии. А также приводится пример заданий из контрольно-измерительных ...

Роль физической культуры как дисциплины учебного плана в ЧГМА

В данной статье рассмотрены проблемы мотивации физической культуры в Читинской государственной медицинской академии. Основное содержание исследования составляет анализ данных, полученных из проведенного опроса среди учащихся в ЧГМА. Было выделено две...

Использование лабораторных работ при формировании системы универсальных учебных действий в курсе биологии 5 класса

В статье раскрыты результаты исследования, связанного с использованием лабораторных работ при формировании системы универсальных учебных действий школьного курса биологии 5 класса.

Организационно-методические условия содержания уроков физической культуры в начальной школе на основе реализации ФГОС

В статье представлены результаты исследования, добровольно принявших участие обучающихся, в рамках написания диссертации.

Занятие физической культурой в условиях пандемии COVID-19

Цель исследования — выделить основные рекомендации к ведению физической активности во время ограничений, вызванных распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19.

Влияние пандемии COVID-19 на особенности бухгалтерского учёта

В статье автор пытается систематизировать основные изменения в системе бухгалтерского учета, вызванные пандемией COVID-19. Анализируя действующее законодательство и основные тенденции развития экономики в условиях пандемии, автор вносит ряд предложен...

Похожие статьи

Некоторые особенности физической подготовки курсантов высших образовательных учреждений ФСИН России в процессе занятий физической культурой с применением психофизических практик

В данной статье нами были рассмотрены цели и содержание психофизических практик, применяемых в сфере физической подготовки курсантов образовательных учреждений ФСИН, проведена параллель использование стандартной программы физической подготовки и с пр...

Проблемы занятий физической культурой в условиях самоизоляции

Данная статья посвящена анализу проблем занятия студентов вуза по физической культуре в условиях пандемии COVID-19.

Влияние заболевания COVID-19 на двигательную активность студентов

В данной статье будут рассмотрены вопросы физической активности студентов высших учебных заведений после пандемии COVID-19. Будет проведён анализ и рассмотрены способы самостоятельной физической активности.

Договоры в российском праве в период COVID-19

Статья посвящена теоретико-правовым аспектам исполнения договоров в условиях неблагоприятной эпидемиологической обстановки, вызванной распространением коронавирусной инфекции COVID-19.

Проведение демоэкзамена с учетом специфики профессионального модуля

В данной статье уделяется особое внимание внедрению демоэкзамена в средних профессиональных образовательных учреждениях. Особенности поведения обучающихся в период экзаменационной сессии. А также приводится пример заданий из контрольно-измерительных ...

Роль физической культуры как дисциплины учебного плана в ЧГМА

В данной статье рассмотрены проблемы мотивации физической культуры в Читинской государственной медицинской академии. Основное содержание исследования составляет анализ данных, полученных из проведенного опроса среди учащихся в ЧГМА. Было выделено две...

Использование лабораторных работ при формировании системы универсальных учебных действий в курсе биологии 5 класса

В статье раскрыты результаты исследования, связанного с использованием лабораторных работ при формировании системы универсальных учебных действий школьного курса биологии 5 класса.

Организационно-методические условия содержания уроков физической культуры в начальной школе на основе реализации ФГОС

В статье представлены результаты исследования, добровольно принявших участие обучающихся, в рамках написания диссертации.

Занятие физической культурой в условиях пандемии COVID-19

Цель исследования — выделить основные рекомендации к ведению физической активности во время ограничений, вызванных распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19.

Влияние пандемии COVID-19 на особенности бухгалтерского учёта

В статье автор пытается систематизировать основные изменения в системе бухгалтерского учета, вызванные пандемией COVID-19. Анализируя действующее законодательство и основные тенденции развития экономики в условиях пандемии, автор вносит ряд предложен...

Задать вопрос