В статье рассматривают возможности наставничества как инновационной формы работы с молодыми специалистами системы образования и условия формирования у учителей лидерских компетенций.
Ключевые слова: наставничество, лидерские компетенции, образовательное учреждение, педагогическая деятельность, молодой специалист.
Актуальной проблемой в сфере профессионального образования в настоящее время является повышение конкурентоспособности специалистов системы образования — учителей. Одной из ключевых задач современного педагога является непрерывное повышение квалификации и постоянное совершенствование в профессиональной деятельности.
В процессе педагогической деятельности современные учителя все чаще задумываются о развитии ряда качеств, которые в традиционной системе образования не являлись необходимыми, но от которых в условиях происходящей сегодня модернизации зависит успех всей их деятельности. Такими качествами могут быть, например, уверенность в себе, коммуникативные и организаторские способности. Все они характерны для современного учителя-лидера.
Действительно, педагогическая деятельность современного специалиста образовательного учреждения характеризуется переходом к работе по внедрению и реализации основных положений Федерального государственного стандарта, устанавливающего принципиально новые требования к системе образования. Новые методы обучения, в свою очередь, предъявляют новые требования к личности самого педагога, формируя новое поколение учителей, обладающих инновационным мышлением. Педагог сегодня — это профессия, предполагающая наличие у него лидерских качеств, имеющих профессиональную значимость и представляющих собой одно из ключевых условий успешности в педагогической деятельности.
Неотъемлемыми компонентами лидерства учителя становятся его способность влиять на других, мотивировать, побуждать действовать, планировать и организовывать деятельность, руководить, брать на себя ответственность за полученные результаты. Успех работы современного учителя-лидера во многом определяется его способностью влиять на обучающихся, делая их соисполнителями в педагогическом процессе, а не просто «подчиненными», бездумно выполняющими указания взрослого [1, с. 190].
Лидерские компетенции учителя нового поколения развивают, прежде всего, в процессе профессионального обучения в вузе. Однако идея непрерывности профессионального развития требует, чтобы процесс становления таких компетенций не заканчивался в момент получения диплома о профессиональном образовании, а продолжался в течение всей жизни педагога, приобретая на разных этапах его развития как личности и профессионала новые формы.
Мы полагаем, что в условиях образовательного учреждения ключевым условием и формой организации работы со специалистами по формированию у них лидерских компетенций является наставничество. Именно оно позволяет наладить связь между формированием профессиональных компетенций и лидерских качеств у учителей, без установления которой невозможно подготовить современного конкурентоспособного учителя-лидера.
Наставничество как форма методической работы с молодыми специалистами современного образовательного учреждения имеет в качестве своей цели достижение высокого уровня профессионального развития педагогов и формирование у них профессионально значимых качеств и характеристик, среди которых, несомненно, и необходимые им сегодня лидерские компетенции. Основными аспектами влияния наставничества на процесс развития профессиональных компетенций являются следующие:
– обеспечение успешной социально-психологической адаптации молодых специалистов к профессиональной деятельности, без чего невозможно говорить о проявлении уже имеющихся у педагога лидерских качеств и способностей;
– формирование умения учителей нового поколения самостоятельно и эффективно выполнять поставленные перед ними задачи на основе использования лидерских качеств;
– развитие интереса молодых учителей к осуществлению педагогической деятельности на основе вовлечения учащихся в педагогический процесс, делая их соисполнителями в обучении и формировании личности.
Наставничество в условиях образовательного учреждения осуществляется через совместную деятельность наставника и молодого специалиста. Его содержанием становится практическое освоение учителем инновационных педагогических технологий и их применение в работе с обучающимися; ознакомление молодого специалиста с особенностями педагогического взаимодействия и создания атмосферы успеха; участие наставника в образовательных мероприятиях и контроль режима работы педагога; совместный выбор наиболее эффективных форм организации учебно-воспитательной работы; консультации по общим вопросам организации взаимодействия с членами семей обучающихся; консультации по самообразованию, обучению и аттестации молодых педагогов и так далее [2].
Реализация такой работы обеспечивает консолидацию как внутренних, так и внешних форм воздействий на личность современного учителя, стимулируя развитие и проявление у него лидерских компетенций. В ходе взаимодействия с наставником развиваются психологические качества молодого специалиста, его мотивация и готовность к лидерству, активная познавательная деятельность, личный практический опыт. И, в то же время, наставничество обеспечивает насыщенное содержание и разнообразие профессиональной деятельности учителя, успешность формирования системы профессиональных и личных отношений с субъектами процесса образования. В результате формирование лидерских компетенций специалиста является результатом совместных усилий самого молодого педагога и его наставника.
Таким образом, наставничество сегодня выступает как одно из ключевых условий формирования лидерских компетенций в процессе профессионального становления специалиста в области образования. На наш взгляд, данная форма методической работы позволяет создать в образовательном учреждении все необходимые организационно-педагогические условия, определяющие становление педагогов-лидеров, способных вести за собой других участников образовательного процесса — обучающихся и членов их семей, коллег, представителей социальных партнеров школы.
Литература:
- Салимуллина Е. В. Формирование лидерских качеств будущих педагогов в процессе профессионального становления // Проблемы современного педагогического образования. — 2017. — № 54–7. — С. 189–195.
- Щипунова Н. Н. Организация наставничества в школе с молодыми педагогами // Молодой ученый. — 2016. — № 6. — С. 845–847.