В статье рассмотрены направления повышения конкурентных преимуществ для предприятия за счет возможности оптимизации производственных процессов в рамках новых подходов к оценке конкурентоспособности.
Ключевые слова : конкурентоспособность, факторы конкурентоспособности фирмы, подходы к оценке конкурентоспособности, повышение конкурентоспособности.
В настоящее время повышение конкурентоспособности является одной из главных целей предприятия. Предприятия придают большое значение анализу своих сильных и слабых сторон для оценки своих возможностей в конкурентной борьбе и разрабатывают мероприятия, за счёт которых предприятие могло бы повысить конкурентоспособность и обеспечить свой успех. Для поддержания конкурентоспособности предприятию необходимы инновации [1, с.44].
Основные цели повышения конкурентоспособности предприятия и возможные направления их реализации представлены на рисунке.
Рис. Дерево целей программы повышение конкурентоспособности
Как видим из рисунка 1, конкурентоспособность может быть повышена за счет снижения издержек, расширения ассортимента и повышения качества продукции, а также за счет продвижения товаров и услуг компании. При этом издержки могут быть сокращены за счет снижения издержек производства, управления и реализации [3, с.96].
Также имеются различные направления повышения качества, которые включают в себя не только повышение качества продукции, но и повышение качества обслуживания клиентов.
Проведя анализ ООО «Флагман», были выявлены основные направления повышения конкурентоспособности предприятия.
С целью повышения конкурентоспособности предприятия предлагается реализация следующих направлений:
- Совершенствование маркетинговой деятельности
- Разработка и внедрение мероприятий по продвижению ООО «Флагман» в социальных сетях
- Совершенствование и продвижение сайта ООО «Флагман»
Рассмотрим каждое из направлений подробно.
По результатам исследования конкурентоспособности было выявлено, что в ООО «Флагман» маркетинговая деятельность не развита: стимулирование сбыта отсутствует, анализ внешней и внутренней среды не ведется. Однако, маркетинговая деятельность является необходимым звеном системы управления предприятий, поэтому ООО «Флагман» нуждается во внедрении отдела (службы) маркетинга.
Также в организации необходима разработка и внедрение мероприятий по продвижению в социальных сетях. Маркетинг в социальных сетях (SMM) — это один из эффективных методов продвижения товаров и услуг через известные сети Вконтакте и Instagram. Социальные сети помогают оперативно определять актуальные потребности людей, предоставлять необходимые данные для дальнейшей работы с имеющимися нуждами. Общение и консультация потребителя в социальных сетях считается одним из методов воздействия на потенциального клиента [7, с.126]. SMM маркетинг позволяет вывести на рынок новые товары или услугу, для этого необходимо рассказать об их уникальных характеристиках и показать сам продукт (визуализация играет большое значение), при этом увеличивая значимость бренда. На площадках в социальных сетях можно получить эффект от консультации потребителя. Продуктивная обратная связь дает толчок для увеличения прибыли, роста посещаемости и активности в социальных сетях
SMM деятельность, которую необходимо развивать на предприятии поможет воздействовать на потребителя следующим образом:
− напоминать о предприятии, его продукции и услугах;
− привлекать новых клиентов через визуальный маркетинг;
− формировать мотивацию к приобретению и пользованию услугой;
− стимулировать к покупке путем проведения промо-акций;
− сформировать позитивный имидж в голове у потребителя;
− информировать о предстоящих мероприятиях, скидках и специальных предложениях [7, с.128].
Таким образом, с целью продвижения в социальных сетях необходимо реализовать следующие мероприятия:
1) публиковать промокоды только на официальных страницах ООО «Флагман» (можно публиковать разные промокоды на разных площадках, чтобы определить более эффективную);
2) сообщать о новых акциях и специальных предложениях только в соцсетях;
3) делать розыгрыши на площадках в социальных сетях (одним из условий можно указать подписку на рассылку сообщений);
4) заказать рекламу сообщества Вконтакте для своей целевой аудитории;
5) заказать рекламу официальной страницы в Instagram.
Третьим направлением, которое предполагается к реализации в ООО «Флагман» является совершенствования сайта предприятия. На сегодняшний день сайт ООО «Флагман» не отражает в полной мере особенности предприятия. Неудобная навигация и плохо продуманная структура сайта исключает быстрый и удобный поиск необходимой информации. На сайте отсутствует конструктор изделий ПВХ и возможность узнать степень готовности заказа. Сайт рассчитан на определенное количество позиций, возможным для внесения в расчет, что исключает возможность отобразить все доступные для заказа позиции. Несвоевременное внесение изменений на сайт, периодически информация носит неактуальный характер.
В связи с вышеперечисленным предлагается создать уникальный сайт, на котором можно изучить и приобрести услуги и продукцию ООО «Флагман». На сайте также предлагается создать мини-игру для развлечения клиентов, при открытии сайта будет отображаться «всплывающее окно», в котором пользователю будет предлагаться поучаствовать в игре и получить дополнительную скидку. Данная услуга будет стимулировать пользователя сделать заказ. Игра будет доступна только для зарегистрированных пользователей и только один раз в сутки. Полученный купон будет храниться в личном кабинете, действие купона будет составлять одну неделю. Для получения скидки будет необходимо ввести промокод в корзине организации, также возможно применить промокод сразу после его получения.
В качестве игры предлагается «Тир в стиле дикого запада». Суть игры: пользователю предлагается три выстрела в движущуюся мишень, при удачном попадании пользователь получает скидку в размере от 3–10 %. Игра сопровождается музыкой в стиле кантри. Для разработки игры будет заключен договор с фрилансером, затраты на создание игры составят 40 тысяч рублей. Техническая поддержка игры остается на подрядчике, который обслуживает сайт в течение года.
Таким образом, для повышения конкурентоспособности ООО «Флагман», были предложены мероприятия, связанные с развитием SMM, модернизацией и оптимизацией сайта, а также мероприятия, направленные на совершенствование маркетинговой деятельности.
Литература:
- Кузнецов В. В. Факторы, влияющие на конкурентоспособность отечественных предприятий // Наука сегодня: проблемы и перспективы развития: материалы Международной научно-практической конференции (Вологда, 30 ноября 2016 г.): в 2 ч. — Вологда: ООО «Маркер», 2016. — Ч. 2. — С. 42–44.
- Габибова, М. Ш. Пути повышения конкурентоспособности предприятия [Текст]: / М. Ш. Габибова // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 85–87.
- Карпов, А. Л. Конкурентное пространство предприятия и отрасли Текст: / А. Л. Карпов — М. ОмГУ, 2016.- 280 с
- Мазилкина Е. И. Управление конкурентоспособностью / Е. И. Мазилкина, Т. Г. Паничкина. — М.: ОмегаЛ, 2009. — 328 с.
- Ситникова Э. В., Сабынина Н. А. Проблема определения экономической сущности понятия «конкурентоспособность» // Финансы. Управление. Инновации: сб. науч. ст. — Курск. — 2016. — С. 169–173.
- Фатхутдинов Р. А. Глобальная конкурентоспособность. На стол современному руководителю: монография / Р. А. Фатхутдинов. — М.: РИА Стандарты и качество, 2009. — 464 с.
- Фатхутдинов Р. А. Стратегическая конкурентоспособность: учеб. для вузов. — М.: Экономика, 2015. — 504 с.