В статье авторы пытаются раскрыть положительные стороны введения театральных технологий в учебную деятельность на уроках английского языка.
Ключевые слова: театральные технологии, английский язык, процесс обучения.
Каждый педагог имеет представление о том, как важен путь духовного восхождения ребёнка, как нелегко развивается его чувство прекрасного, раскрепощается творческий потенциал. Современный мир выдвинул актуальные требования к образованию: воспитание людей с новым типом мышления, инициативных, творческих, интеллектуально развитых, компетентных. В центре внимания всех современных школ, а, значит, и всех педагогов стоит личность и уважение к ней. Перед учителями поставлена задача помочь её развитию. Из вышесказанного следует, что учителю следует сделать каждое занятие интересным, так как без интереса к предмету даже методически правильно построенный урок с изложением материала на самом высоком научном уровне, с привлечением необходимых примеров из практической жизни, к сожалению, не даст желаемого результата: «Все наши замыслы, все поиски построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться», — писал выдающийся педагог XX века В. А. Сухомлинский. Но одним из путей решения этой проблемы многие ученые и выдающиеся педагоги видят в применении театрализации — такой технологии обучения, применение которой существенно перестраивает структуру урока, форму познавательной деятельности учащихся, раскрывает их творческие способности и реализует эффективность учебно-воспитательного процесса. Отсюда вытекает тема нашего исследования: «Использование театральных технологий в процессе обучения иностранному языку».
Театральная технология на уроках иностранного языка способствует интеграции различных видов и форм творческой деятельности учащихся, повышению уровня усвоения учебного материала, совершенствованию умения выразительного чтения, целостной характеристике образа, объекта, явления — в совокупности словесных и невербальных его составляющих, обогащению речевой культуры личности. Это требует совершенствования театральных методик, используемых в учебном процессе современного образовательного учреждения, что предполагает знание учителем театральной педагогики и способность объективно оценивать свою работу. Школьная театральная технология рассматривается как художественно-эстетическое творчество и форма образовательной деятельности в его теории, истории и практике. Поэтому для учителя иностранного языка очень важно хорошо знать и уметь творчески применять в своей деятельности ведущие принципы и законы театральной технологии, учитывая специфику изучаемого языка. Благодаря театральным технологиям перед учителями открываются новые способы и методы преподавания иностранного языка. Методы театральной педагогики с их воздействием именно на эмоционально-чувственную сферу ребенка дают высокий результат в области развития у учащихся коммуникативности, адаптации к учебному процессу, помогают в формировании адекватной самооценки, иными словами, формируют личностные УУД. Стоит отметить, что театральные технологии представляют возможность сделать урок действенным, эффективным, а общение учителя и ученика живым, следовательно речь учащихся станет более естественной, а общение — более свободным. Ведь иностранный язык — это, прежде всего, средство общения, а театральные технологии позволят ученику справиться со своими языковыми и психологическими барьерами, укажет путь к свободной независимой позиции своего внутреннего Я.
Важно обратить внимание на возраст учащихся и исходя из этого строить план урока с использованием театральных технологий. Например, большой популярностью у учащихся младших классов пользуется уроки с использованием пальчиковых кукол. Важно, что организация кукольного театра не требует особых усилий: сложных костюмов, декораций. Такой метод может успешно применяться на любом уроке английского языка вплоть до семантизации нового грамматического материала, усвоение которого пройдет намного легче. Грамматические сказки помогают закрепить лексические и грамматические навыки, избежав монотонности при их повторении. Детский восторг, вызванный появлением пальчиковых кукол, говорящих различными голосами, но на английском языке, гарантирован однозначно. После семантизации лексики с использованием пальчиковых кукол для формирования и дальнейшего развития навыков монологической и диалогической речи можно построить мини-диалоги или краткие монологи с целью их показа при помощи тех же кукол, чтобы в дальнейшем сам ребенок мог повторить эту работу в паре, тройке, либо индивидуально. Естественно, что детям постарше такой метод будет не интересен, но и для них есть множество занимательных театральных технологий: викторины про фильмы, инсценирование сценок, проекты на тему “Мой любимый литературный герой или актёр” и т. д. Вариантов огромное количество, но в каждом классе свои интересы, которые тоже играют не маловажную роль и их тоже нужно учитывать, так-же как и возраст учащихся.
Дети очень близки к искусству театра. Любой ребенок готов принимать активное участие в различных играх, сценках, творческих заданиях и т. д. К. С. Станиславский советовал актерам учиться игре у детей. Игра занимает большую часть их досуга, особенно в раннем возрасте. Способность воображать себя кем-то иным, играть с преображенными вещами, наконец, повторять в играх виденное в кино, в театре или прочитанное в книгах — это свойство любого ребёнка. Но в процессе взросления способность к творчеству затухает. К сожалению, при обучении детей учителя опираются на память ребенка, заставляя его мыслить стандартно, механически, гася интерес к самому предмету. Стоить отметить, что интерес к предмету влияет на процесс обучения, поэтому важно, чтобы уроки английского языка имели мотивационный характер. Существует множество способов для мотивации ребёнка в изучении иностранного языка. Например, просмотр фильмов и мультфильмов на английском языке, чтение книг, различные игры, творческие задания, а также театральные постановки. На мой взгляд, последний может быть наиболее интересным для ребёнка. Безусловно, важным качеством такой деятельности является творческое развитие учащихся, но помимо этого можно выделить ряд других положительных качеств для изучения английского языка. Активация новой лексики происходит эффективнее, дикция, речь, интонация, голос становятся более точными и внятными. Более того, театральные постановки развивают речь. Дети учатся строить правильные фразы, ребята постарше обретают уверенность и красноречие, избавляются от слов-паразитов.
Исходя из вышесказанного, мы понимаем, что театральные технологии выполняют ряд важных задач. Например, использование различных игр помогает учителю сблизиться с классом, снять напряжение на уроке. Внедрение творческих заданий делает урок более занимательным. Задания на совместную работу или работу в группе создаёт творческую, дружелюбную атмосферу, а также помогает классу стать более сплоченным на уроке. Стоит обратить внимание и на то, что заучивание стихотворений, песен и создание миниатюрных сценок всё это выполняет одну из самых сложных задач при изучении иностранного языка. И если перед учителем стоит задача улучшения его знания фонетики, лексики и грамматики, то использование во время урока театральных технологий может стать сильнейшим стимулом в изучении.
Литература:
- Бетретдинова А. В. Повышение интереса учащихся на уроках литературы приёмами театральной педагогики [Электрон. ресурс] //: http://journal.sakhgu.ru/archive2.ru
- Гузеев В. В. Лекции по педагогической технологии / В. В. Гузеев. — М.: Знание, 2002.
- Ершов П. М., Ершова А. П., Букатов В. М. Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя. — Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998.
- Зайцева Г. Г. Драматизация и инсценирование как виды организации внеклассной работы по иностранному языку. [Электронный ресурс] //: http:// festival.1september.ru
- Зинченко В. П. Современные проблемы образования и воспитания / В. П. Зинченко // Вопросы философии.