Патриотическое воспитание в дополнительном образовании | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (346) январь 2021 г.

Дата публикации: 24.01.2021

Статья просмотрена: 143 раза

Библиографическое описание:

Коломыцева, Т. А. Патриотическое воспитание в дополнительном образовании / Т. А. Коломыцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 4 (346). — С. 344-346. — URL: https://moluch.ru/archive/346/77944/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье автор описывает основные направления работы с обучающимися по патриотическому воспитанию в системе дополнительного образование средствами краеведения.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, дополнительное образование

Проблема патриотического воспитания не может быть решена без формирования у молодого поколения уважительного отношения к прошлому и настоящему своей страны. Одной из особенностей современного патриотического воспитания является увеличение значения связи человека с местом, где он родился, с его малой Родиной. Молодежь всё чаще проявляет живой интерес к истории своего учебного заведения, района, города, края. Так история трансформируется из абстрактного понятия в историю событий и судеб людей, переплетенных с малой Родиной. [1,c.39]

Правовой основой патриотического воспитания на современном этапе является: Конституция РФ, Федеральные законы РФ «Об образовании», «О воинской обязанности и воинской службе», «О ветеранах», «О днях воинской славы России», «Об увековечении Победы советского народа в ВОВ 1941–1945 гг»., «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ» и другие нормативные правовые акты.

В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы» сказано: «Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины». [2. с. 4]

В современном обществе патриотическое воспитание молодежи в основном прививают в учреждениях дополнительного образования, которые имеют самые благоприятные условия для этого. Школьники сами по собственной инициативе приходят в дополнительное образование, здесь нет уроков, домашнего задания. Взаимодействие строится с учетом, прежде всего, желаний и возможностей и интересов школьников. Ребенок сам выбирает свой круг интересов и занимается тем, что ему нравится, он творчески развивается и активно совершенствует свой кругозор.

Патриотическое воспитание — это не разовые мероприятия, а многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность педагогов, учащихся и родителей, направленная на сохранение в памяти потомков подвигов героев войн и других ключевых событий нашей истории.

Особое внимание уделяется событиям Великой Отечественной войны, потому что победа под Прохоровкой 12 июля 1943 года является коренным переломом в войне, изменившая ход событий в пользу Советского Союза. Нам есть чем гордиться, ведь наша белгородская земля прославляется ратными подвигами наших дедов и прадедов. То, что третье ратное поле России находится в семидесяти километрах от города Губкина, накладывает на нас ответственность за воспитание патриотов, достойных сынов и дочерей своего Отечества, способных всегда встать на защиту своей малой родины.

Главным направлением деятельности МБУДО «Станция юных туристов» является «Туризм и краеведение», которое в полном объёме предоставляет возможность для реализации всех элементов государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы». В рамках реализации данной программы, с целью патриотического сознания и воспитания учащихся, в МБУДО «Станция юных туристов» проводятся следующих мероприятия:

1) Для учащихся объединений МБУДО «Станция юных туристов» организуются экскурсии.

Мы понимаем, что одним из способов воспитания гражданина, горячо любящего свою Родину, является развитие патриотического чувства с помощью глубокого анализа великих побед советских солдат в Великой Отечественной войне. Педагоги МБУДО «Станция юных туристов» систематически проводят экскурсии с учащимися по памятным местам города Губкина, связанным с событиями Великой отечественной войны. Они рассказывают о героях-губкинцах, участниках разных битв и сражений в ходе Великой Отечественной войны, явившихся переломными моментами в её течении. Это:

− экскурсия к памятнику «Братская могила советских воинов», переулок Героев;

− экскурсия по «Аллее Героев» к мемориалу «Вечный огонь» по улице Советской;

− экскурсия к «Памятнику шахтёрам, погибшим в годы Великой Отечественной войне» по улице Советской;

− экскурсия к памятному знаку «Губкинцам, погибшим в 1941–1945 гг.» по улице Дзержинского;

− экскурсия к стеле «Труженикам тыла» по улице Лазарева.

Победа Советской Армии на Курской дуге является одной из самых важных побед в истории Великой Отечественной войны, а для жителей Белгородчины, живущих на этой земле, помнящей взрывы противотанковых орудий, скрежет металла, стоны раненых — самая важная.

Мы организуем выездные экскурсии: «Экскурсия в музей — диораму «Курская битва. Белгородское направление», «Экскурсия в музей — заповедник «Прохоровское поле», «Экскурсия в «Музей бронетанковой техники» в поселке Прохоровка». Такие экскурсии надолго остаются в памяти учащихся. У детей захватывает дух в крупнейшей в Европе диораме «Курская битва. Белгородское направление», посвященной Прохоровскому танковому сражению, происходит осознание себя, как части большой страны с глубокой и героической историей.

2) Исследовательская деятельность — ещё одно из направлений в деятельности педагогов МБУДО «Станция юных туристов» по патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Насколько удастся педагогу увлечь детей работой, связанной и с наукой, и с воспитанием патриотизма, настолько и откроются души, сердца, сознание детей, таков будет результат.

Наши учащиеся стали победителями и призёрами конкурсов различного уровня с исследовательскими работами: «Ветеран Великой Отечественной войны Полухина Нина Григорьевна», «Жизненный путь Звонцовой Клавдии Павловны — узницы гетто», «Дети войны», «Он не вернулся из боя» и др. В данных работах представлен образец самоотверженного подвига советских людей в годы Великой Отечественной войны, который конкретным примером воздействует на подростков и формирует у молодёжи патриотическое сознание.

3) Третье направление в деятельности МБУДО «Станция юных туристов» — это практика социальных действий.

Учащимися МБУДО «Станция юных туристов», обучающимися по программе «Мы — патриоты России» разработаны социальные акции, приуроченные к юбилейным датам, событиям Победы в Великой Отечественной войне. Одна из самых главных среди них — работа по сбору воспоминаний, творческих работ, свидетельских материалов участников войны, тружеников тыла, «детей войны». Стали традиционными мероприятиями: акция «Юбилейные даты Дня Победы», акция «Открытка ветерану», акция «Чистый памятник».

Участие в такой деятельности воспитывает мужество, любовь к Отчизне, приобщает к изучению военной истории и патриотических традиций Вооруженных сил России, формирует умения и навыки у молодых людей, необходимых гражданину, небезразличному к судьбе своей Родины.

Таким образом, все проводимые мероприятия в МБУДО «Станция юных туристов» играют очень важную роль в формировании у молодёжи патриотического сознания, исторической памяти через изучение истории Великой Отечественной войны.

Литература:

  1. Шульженко, М. Э., Патриотическое воспитание современной молодежи. М.: Молодой ученый, 2017, № 47, — 243 c.
  2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на 2016–2020г. http://www.orthedu.ru/engine/download.php?id=951
  3. Агапова, И.А., Давыдова, М.А., Патриотическое воспитание в школе. М.: Айрис — пресс, 2002, — 224с.
Основные термины (генерируются автоматически): Великая Отечественная война, патриотическое воспитание, экскурсия, государственная программа, дополнительное образование, малая родина, патриотическое сознание, Станция, турист, Курская битва.


Похожие статьи

Русский фольклор как средство воспитания патриотизма кадет на уроках литературы

В статье автор раскрывает методологический аспект организации воспитательного процесса при изучении русского фольклора на уроках литературы.

Детская художественная литература как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников

В статье рассмотрены возможности детской художественной литературы в духовно-нравственном воспитании младших школьников.

Использование художественной литературы в качестве средства нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматривается значение и необходимость формирования экологических знаний у дошкольников. Раскрываются точки зрения разных педагогов к использованию произведений художественной литературы в формировании экологической культуры детей.

Художественная литература как средство формирования экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматривается значение и необходимость формирования экологических знаний у дошкольников. Раскрываются точки зрения разных педагогов к использованию произведений художественной литературы в формировании экологической культуры детей.

Формирование у школьников представлений о родном крае как компонент краеведческого образования

В статье раскрываются педагогические условия формирования у школьников представлений о родном крае в процессе использования краеведческого материала. Рассматриваются формы и методы реализации краеведческого образования во внеурочной деятельности.

Формирование патриотического сознания школьников через организацию краеведческой работы

В статье рассматривается проблема формирования патриотического воспитания школьников через организацию краеведческой работы на уроках и во внеурочной деятельности.

Взаимосвязь детской литературы и изобразительной деятельности в дошкольном образовании

В статье описывается опыт интеграции образовательных областей в дошкольном образовании. Приведены примеры занятий с ориентацией на реализацию Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Развитие творческих способностей младших школьников в изобразительной деятельности на основе игровых технологий

В статье рассматриваются проблемы развития творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства. Даются рекомендации по использованию игровых технологий на уроках изобразительного искусства в начальной школе.

Теоретические основы нравственного воспитания младших подростков посредством библиотерапии

В статье рассматривается проблема нравственного воспитания младших подростков. Раскрываются возможность применения библиотерапии как средства нравственного воспитания в условиях общеобразовательной школы.

Внеурочная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников

Статья посвящена проблеме духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста. Авторы рассматривают особенности духовного-нравственного воспитания младших школьников в рамках внеурочной деятельности. Рассматривается возможность краевед...

Похожие статьи

Русский фольклор как средство воспитания патриотизма кадет на уроках литературы

В статье автор раскрывает методологический аспект организации воспитательного процесса при изучении русского фольклора на уроках литературы.

Детская художественная литература как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников

В статье рассмотрены возможности детской художественной литературы в духовно-нравственном воспитании младших школьников.

Использование художественной литературы в качестве средства нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматривается значение и необходимость формирования экологических знаний у дошкольников. Раскрываются точки зрения разных педагогов к использованию произведений художественной литературы в формировании экологической культуры детей.

Художественная литература как средство формирования экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматривается значение и необходимость формирования экологических знаний у дошкольников. Раскрываются точки зрения разных педагогов к использованию произведений художественной литературы в формировании экологической культуры детей.

Формирование у школьников представлений о родном крае как компонент краеведческого образования

В статье раскрываются педагогические условия формирования у школьников представлений о родном крае в процессе использования краеведческого материала. Рассматриваются формы и методы реализации краеведческого образования во внеурочной деятельности.

Формирование патриотического сознания школьников через организацию краеведческой работы

В статье рассматривается проблема формирования патриотического воспитания школьников через организацию краеведческой работы на уроках и во внеурочной деятельности.

Взаимосвязь детской литературы и изобразительной деятельности в дошкольном образовании

В статье описывается опыт интеграции образовательных областей в дошкольном образовании. Приведены примеры занятий с ориентацией на реализацию Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Развитие творческих способностей младших школьников в изобразительной деятельности на основе игровых технологий

В статье рассматриваются проблемы развития творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства. Даются рекомендации по использованию игровых технологий на уроках изобразительного искусства в начальной школе.

Теоретические основы нравственного воспитания младших подростков посредством библиотерапии

В статье рассматривается проблема нравственного воспитания младших подростков. Раскрываются возможность применения библиотерапии как средства нравственного воспитания в условиях общеобразовательной школы.

Внеурочная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников

Статья посвящена проблеме духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста. Авторы рассматривают особенности духовного-нравственного воспитания младших школьников в рамках внеурочной деятельности. Рассматривается возможность краевед...

Задать вопрос