В данной статье рассматриваются органы финансового управления, а именно: роль и функции государственных органов в системе финансового управления. Представлена современная система государственного финансового управления.
Ключевые слова: финансы, государство, финансовая система, управление, экономика, финансовый аппарат.
This article discusses financial management bodies. Namely, the essence, role, and functions of government agencies in the financial management system. The modern system of public financial management is presented.
Keywords: finance, state, financial system, management, economy, financial apparatus.
Всем сферам деятельности человека присуще управление, в том числе и финансовой. Управление – это сознательное и целенаправленное воздействие на объекты при помощи совокупности методов, приемов для достижения определенного результата. Управление основывается на знании объективных закономерностей в развитии общества. На управление оказывает большое влияние государство, в лице соответствующих управленческих структур [4, с.209].
На всех уровнях финансовой системы осуществляется управление финансами. Общегосударственное управление устанавливает общие принципы, правила, нормы. Также оно обеспечивает проведение единой финансовой бюджетной политики, налоговой, валютной, денежно-кредитной, и управляет финансами отдельных субъектов РФ [6, с.234].
Управление преследует следующую цель. Это финансовая устойчивость, финансовая независимость, которые проявляются в профиците бюджета, снижении гос.долга, в макроэкономической сбалансированности, а также в твердости национальной валюты. Все это должно быть в сочетании экономических интересов государства и общества.
Финансовое управление — это целенаправленное формирование процесса перераспределения финансовых ресурсов между различными субъектами финансовой системы и внутри них деятельности по привлечению и эффективному использованию финансовых ресурсов [5, с.211–214].
Объектами финансового управления являются различные типы финансовых отношений, которые могут возникать на разных уровнях финансовой системы.
Система управления финансов изложена [8, c.207] на рис. 1.
Рис.1. Система управления финансами
Федеральное собрание, которое состоит из двух палат — Совет Федерации и Государственная Дума, Правительство РФ, Президент РФ являются высшими органы государственной власти и управления, и именно они осуществляют общее (стратегическое) управление финансами РФ.
Совокупностью всех организационных структур, которые осуществляют управление финансами, называют — финансовый аппарат [1, с.321–323].
Стоит рассмотреть структуру аппарата управления финансами в Российской Федерации на общегосударственном уровне [3.с.132]. Она представлена на рис.2.
Рис.2. Структура аппарата управления финансами в Российской Федерации на общегосударственном уровне
У каждого органа управления финансами свои функции и полномочия [7, с.124–125]. Они изложены в таблице 1.
Таблица 1
Органы управления финансами
Органы управления |
Функции |
Президент Российской Федерации |
Определяет основные направления финансовой политики РФ. Регламентирует деятельность финансовых органов, участник бюджетного процесса |
Парламент РФ (Государственная Дума, Совет Федерации) |
Осуществляют принятие федеральных законов, утверждение федерального бюджета и контроль над его исполнением |
Правительство Российской Федерации |
Разработка федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов. |
Министерство финансов Российской Федерации |
Разработка и реализация единой государственной финансовой политики |
Федеральное казначейство РФ |
Обеспечивает исполнение федерального бюджета, кассовое обслуживание исполнения бюджетов, введение бюджетного (бухгалтерского) учета и составление бюджетной (бухгалтерской) отчетности |
Федеральная налоговая служба |
Контролирует правильность исчисления и внесения в бюджет налогов |
Федеральная таможенная служба |
Контролирует исчисление и внесение таможенных платежей |
Центральный Банк Российской Федерации |
Разрабатывает и реализует денежно кредитную политику государства |
Счетная палата Российской Федерации |
Контролирует расходование средств федерального бюджета согласно финансовому законодательству |
Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. Председатель Правления Центрального банка РФ назначается Государственной Думой Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации [2, с.341–342]. Органы представительной и исполнительной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления обеспечивают в пределах своей компетенции управление финансами на соответствующих территориях.
В результате мы видим целостную картину реализации стратегического финансового управления со стороны законодательной и исполнительной власти. Но, несмотря на такую обширную систему, где за каждым государственным органом закреплены свои функции, в системе финансового контроля имеются проблемы.
К примеру, такие проблемы присутствуют в правовом регулировании финансового контроля. Имеется ряд противоречий, а они негативно отражаются на эффективности финансового государственного контроля. Нормативная база финансового контроля далека от современных экономических и социальных реалий. Она не отвечает целям и задачам которые стоят перед механизмом финансового контроля. Не закреплен на федеральном уровне основной понятийно-категориальный аппарат финансового контроля. В БК РФ отсутствует определение финансового контроля, там присутствует лишь небольшая характеристика государственного финансового контроля. Также вызывает ряд проблем достаточно большая система органов финансового контроля. Задачи органов финансового контроля размыты, деятельность координируется слабо.
Как решать данные проблемы? Сегодня необходимо дальнейшее совершенствование структуры аппарата финансового управления, связанное с повышением роли финансовой системы в экономическом и социальном развитии. К примеру, усиление правового статуса Счетной палаты, а также, возможно, принятие нового законодательства о финансовом контроле. Это улучшение должно быть основано на активизации финансовой политики государства и хозяйствующих субъектов.
Литература:
- Базиков, А.А., Базикова, В. А. Экономическая теория в микро-, макро- и мировой экономике: Учебно-методические разработки. — М.: Финансы и статистика, 2019. — 416с.
- Воронина, М. В. Финансовый менеджмент: Учебник для бакалавров / М. В. Воронина. — М.: Дашков и К, 2015. — 400 c.
- Воронина, М. В. Финансовый менеджмент: Учебник для бакалавров / М. В. Воронина. — М.: Дашков и К, 2016. — 400 c.
- Гаврилова, А. Н. Финансовый менеджмент / А. Н. Гаврилова, Е. Ф. Сысоева, А. И. Барабанов. — М.: КноРус, 2018. — 368 c.
- Герасименко, А Финансовый менеджмент — это просто: Базовый курс для руководителей и начинающих специалистов / А Герасименко. — М.: Альпина Паблишер, 2016. — 481 c.
- Тренев, Н. Н. Управление финансами: Учебное пособие. — М.: Финансы и статистика, 2019. — 495 с.
- Финансовый менеджмент: Учебник / Под ред. Шохина Е. И.. — М.: КноРус, 2018. — 270 c.
- Финансовый менеджмент: Учебник / Под ред. Берзона Н. И.. — М.: КноРус, 2019. — 167 c.