В статье рассматриваются особенности развития творческих способностей детей дошкольного возраста с нарушением речи.
Ключевые слова : нарушение речи, творческая деятельность, способность.
Творчество является важнейшим аспектом, оказывающим влияние на полноценное развитие личности, в особенности — для детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. В процессе осуществления творческой деятельности у ребенка, обладающего ограниченными возможностями здоровья, усиливается ощущение личностной ценности, возникают предпосылки чувства внутреннего контроля и порядка, возникает построение социальных контактов. Кроме того, творческая деятельность оказывает помощь детям в управлении негативными переживаниями и внутренними противоречиями.
Исходя из положений Л. С. Выготского, под творческой деятельностью понимается такая деятельность человека, во время которой создаётся что-то новое, будь то созданное какой-либо вещью внешнего мира или известным построением ума и чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке [1]. Согласно результатам современных исследований, развитие творческих способностей детей с нарушениями речи имеет существенные отличия от развития детей, которые не обладают обозначенными нарушениями. В. П. Глухов отмечает, что для детей с нарушениями речи характерны недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения; недостаточный объем сведений об окружающем мире; отставание в развитии словесно-логического мышления; общая психофизиологическая расторможенность; недоразвитие общей и мелкой моторики, что оказывает непосредственное влияние на развитие творческих способностей ребёнка [2].
Дети с нарушениями речи зачастую обладают неполными и неточными представлениями об окружающем мире, их практический опыт имеет недостаточное обобщение и закрепление в речевой деятельности. Как правило, чем более тяжелыми нарушениями речи обладает ребенок, тем более ограничиваются его возможности проявить себя в творчестве. Примером могут послужить особенности изобразительной деятельности детей с общим недоразвитием речи, такие как бедность содержания, затруднения в выполнении рисунка по замыслу, трудности в создании новых образов. Далее, анализ отечественных и зарубежных исследований творческих способностей детей с нарушениями речи показал, что данная категория детей обладает затруднениями в произведении зрительного анализа формы предмета, определении его пропорций и величины, положения в пространстве. Также данная категория детей испытывает трудности в передаче цвета, формы и строения предмета в соответствии с натурой, расположении предмета в центре листа, правильного соотношения его частей и т. д.
В процессе игры дети дошкольного возраста с нарушениями речи зачастую предпочитают выбор бытовой примитивной тематики, стереотипный характер игры, недостаточно обогащенные сюжеты. Нередко замысле игры оказывается нестойким, что в последствии приводит к ее быстрому распаду. Также на игровую деятельность дошкольников с нарушениями речи напрямую влияет ограниченные в силу особенностей развития возможности общения. Например, многим детям, обладающим речевыми нарушениями, остаются недоступными такие виды творческой активности, как рассказ из личного опыта, понимание языковых конструкций, метафор.
Исходя из положений В. Н. Дружинина, старший дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом развития творческих способностей, так как центральное психическое новообразование данного возрастного этапа — воображение [3]. Исследование творческого воображения детей старшего дошкольного возраста показало, что нарушения развития речи приводит к задержке развития воображения. Это обусловлено тем, что у детей с нарушениями речи ограничен речевой опыт, разговорная речь является бедной и малословной. Проанализированные нами данные позволили нам изучить особенности развития творческих способностей детей с нарушениями речи. В первую очередь, ребёнку, имеющему нарушения развития речи, трудно создавать и воплощать в игре собственных замысел. По этой причине педагоги на начальном этапе работы с данной категорией детей занимают активную позицию в детской игре, взяв на себя главную роль, направляя активность детей в нужное русло. Далее, по мере расширения круга представлений об окружающем мире возрастает возможность ребенка отразить данные представления в игровой деятельности.
Следующее направление, способствующее развитию творческих способностей детей дошкольного возраста, заключается в проведении специальных заданий, в течение выполнения которых происходит развитие наглядно-образного мышления, формирование способности к преобразованию имеющихся образов и созданию новых на их основе. Примером могут выступить использование заданий с элементами аппликации, лепки, рисования, схем, макетов, символических изображений. Для детей с нарушениями речи развитие творческих способностей является ценным, так как оно способствует самореализации, созданию ситуации успеха в конкретной области при помощи своих способностей и приложенных усилий. Следует отметить, что для формирования творческих способностей детей с нарушениями речи огромный потенциал заключен в изобразительной деятельности, декоративной деятельности с использованием нетрадиционных техник, таких как витраж, коллаж, папье-маше, комбинированная аппликация, рисование нетрадиционными способами и предметами и т. д. Обозначенные выше техники активизируют творческое воображение детей, их индивидуальные способности, способствуют развитию мелкой моторики, наглядно-образного мышления, а также являются привлекательными в силу своей художественной выразительности. Т. С. Комарова отмечала: «Использование различных материалов обогатит детей знанием способов работы с ними, их изобразительных возможностей, сделает рисунки детей более интересными, разнообразными, выразительными, повысит эстетическую сторону рисунка». «Научение» начинается с формирования мотива — «Я хочу и должен это делать, хочу, потому что мне это интересно» [4].
Психокоррекционные занятия с детьми, имеющими нарушения речи, обусловлены их психологическими особенностями, такими как быстрота наступления утомления, замедленные реакции на внешние раздражители. Исходя из данных особенностей, коррекционная работа должна быть выполнена поэтапно с использованием чередования объяснения с выполнением работы. Быстрая смена видов деятельности дошкольников повышает их работоспособность, нормализует темп работы. Кроме того, чередование объяснения и выполнения работы решает коррекционно-воспитательные задачи, а именно — воспитание выдержки, включенность в деятельность. Далее, в работе с детьми с нарушениями речи первостепенно важным является эмоциональный настрой. Положительные эмоции являются основой психического здоровья и эмоционального благополучия детей дошкольного возраста, в связи с чем немаловажно поддержание интереса ребенка к творческой деятельности. Дети данного возраста испытывают потребность не только в познании, но и в овладении умениями, навыками, способами действий.
В целях развития творческих способностей у детей с нарушениями речи создаются условия для успешной адаптации в социуме, равные возможности для дальнейшего существование в нем. Результат эффективен и мало зависит от умений и способностей. Нетрадиционные техники и различные материалы достаточно просты и напоминают игру. Нестандартность рисования помогает развивать познавательную активность, желание экспериментировать, а главное корректировать их психические процессы, ведь для ребенка важен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление.
Развитие творческих способностей, для детей с нарушениями речи имеет важное значение, способствует раскрытию личного потенциала, приобретению успешного опыта в конкретной области за счет своих способностей и трудолюбия. Ребёнок с нарушениями речи, участвуя в творческой деятельности, может пройти путь от интереса, через приобретение конкретных навыков, к профессиональному самоопределению, что также важно для успешной социализации. Развитие творческих способностей создает условия для успешной адаптации в социуме.
Литература:
- Выготский, Л. С. Проблема возраста / Л. С. Выготский. — 1. — Москва: Труд, 2010. — 184 c. — Текст: непосредственный.
- Глухов, В. П. Методика формирования связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / В. П. Глухов. — 2-е изд. — Москва: МГОПУ, 1995. — 162 c. — Текст: непосредственный.
- Дружинин, В. Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. — 2-е изд. — Санкт-Петербург: Питер, 1999. — 246 c. — Текст: непосредственный.
- Комарова, Т. С. Дошкольная педагогика / Т. С. Комарова, Л. Р. Болотина, С. П. Баранов. — 2-е изд. — Москва: Культура, Академический проект, 2005. — 79 c. — Текст: непосредственный.