В статье автор предлагает новые пути оптимизации в организации работы на различных железнодорожных станциях, учитывая специфические условия местности и работы.
Ключевые слова: грузооборот, грузовая работа, железная дорога.
Объемы грузовой работы конкретных железнодорожных станций зависят от экономического состояния конкретного региона. Необходима своевременная адаптация железнодорожного транспорта к изменениям экономики региона для обеспечения гарантированного вывоза предъявляемых к перевозке грузов.
Для оптимальной её организации нужна идеально выстроенная система логистики, тесное взаимодействие при работе железнодорожных станций и примыкающих к ней железнодорожных путей необщего пользования. Для устранения узких мест в инфраструктуре станций и перегонов, технологии их работы проводят технический аудит, при необходимости корректируют Единый сетевой технологический процесс. Необходимы новые технологии взаимодействия работы путей необщего пользования и железнодорожной станции, которые будут учитывать возможности портов-партнёров, припортовых дорог, конечных получателей груза.
Например, ПАО «Кузбасская топливная компания» предлагает проект «Универсализация грузовых поездов» [7], в соответствии с которым предполагается формирование так называемого обезличенного гружёного поезда, которому будет назначен адрес в процессе формирования погрузки.
Если компания-грузоотправитель предполагает сформировать экспортный маршрут в адрес порта Дальнего Востока, но в данные отчётные сутки ОАО «РЖД» корректирует погрузку в сторону уменьшения в связи со снижением выгрузки в порту. Грузоотправитель незамедлительно переоформляет состав, к примеру, в адрес северо-западных портов или пограничных переходов [7].
Оптимальности в организации грузовой работы на станции можно достичь за счёт организации работы с грузоотправителями на принципах клиентоориентированности, использования гибкого тарифного регулирования, координации и развития транспортно-логистической деятельности на сети железных дорог ОАО «РЖД».
На организацию грузовой работы железнодорожных станций влияют следующие факторы: число грузоотправителей (грузополучателей), период работы грузового фронта, цикл работы грузовых фронтов; количество подач и уборок вагонов на грузовом фронте; среднее количество вагонов в подаче на грузовой фронт с учётом возникновения отказов погрузочно-разгрузочных машин; загрузка маневрового локомотива и другие факторы.
Для железнодорожных станций, а также регионов с преимущественной погрузкой (выгрузкой) однородных грузов целесообразно распределять погрузочно-выгрузочные операции между основными станциями в узле (регионе) с возможным закрытием малодеятельных станций в связи с наличием значительных потерь по причине необходимости организации развоза на малодеятельные станции вагонов под погрузку или выгрузку, а также их уборки. С целью минимизации эксплуатационных расходов на малоинтенсивных железнодорожных линиях (МЖЛ) допускается совмещение профессий. В составе мобильной бригады грузового поезда возможно совмещение следующих профессий: кондуктора грузовых поездов с составителем поездов и/или осмотрщиком-ремонтником вагонов, агента СФТО с приемосдатчиком груза и багажа.
В состав поездной бригады пригородного или пассажирского поезда могут входить: машинист, управляющий поездом, помощник машиниста локомотива, осуществляющий приготовление маршрутов и помощь в управлении поездом. Передвижение работников мобильных бригад осуществляется порядком определенным местной инструкцией. Работник мобильной бригады, исполняющий обязанности агента СФТО и приемосдатчика груза и багажа, для осуществления своей деятельности должен иметь мобильное терминальное оборудование. Передача и прием данных мобильным терминальным оборудованием осуществляется с использованием:
– беспроводных сетей на станции и (или) в пути следования мобильной бригады;
– подключения мобильного терминального оборудования к проводной информационной сети на станции.
Способы передачи и приема данных с помощью мобильного терминального оборудования, а также порядок установки оборудования для создания беспроводных сетей определяются владельцем инфраструктуры с учетом местных условий.
На тупиковых МЖЛ с неинтегрированным грузовым движением при условии одновременного нахождения на перегоне (участке) только одного поезда или локомотива, применяются следующие способы организации движения:
– с диспетчерским управлением (организацию движения производит поездной диспетчер);
– с дистанционным управлением (организацию движения производит дежурный по железнодорожной станции примыкания МЖЛ).
Рекомендации по оптимальной организации вагонопотоков местных для дороги может заключаться в регулировании вагонным парком с учётом взаимодействия с другими дорогами. Применение регулировочных мероприятий основывается на постоянном контроле за передвижением вагонопотоков и анализе размещения вагонов. Такой контроль и анализ позволяют осуществлять предупредительное регулирование вагонопотоков. В системе регулирования вагонных парков возможно оперативное регулирование погрузки.
Литература:
1 Экономика железнодорожного транспорта: учебник / Под ред. Н. П. Терёшиной, Л. П. Левицкой, Л. В. Шкуриной — М.: ФБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2013. — 536 с.
2 Вакуленко, С. П. Эффективность эксплуатации и обслуживания малоинтенсивных железнодорожных линий: Монография [Текст] / С. П. Вакуленко, А. В. Колин, Н. Ю. Евреенова, Д. Ю. Роменский, К. В. Голиков. — М.: ВИНИТИ РАН, 2018. — 218 с.
3 Рыженков А. В., Прокофьева Е. С. Оценка показателей использования вагонов / Железнодорожный транспорт. № 8. 2017. — с. 62–64.
4 Вакуленко, С. П. Малодеятельные линии: состояние и варианты оптимизации [Текст] / С. П. Вакуленко, А. В. Колин, Н. Ю. Евреенова // Мир транспорта. — 2017. − № 3. — С. 174−180.
5 Вакуленко, С. П. Направления оптимизации работы малоинтенсивных железнодорожных линий [Текст] / С. П. Вакуленко, А. В. Колин, Н. Ю. Евреенова // Вестник Ростовского государственного университета путей сообщения. — 2017. − № 4. — С. 89−95.
6 Распоряжение ОАО «РЖД» № 1005/р от 26.05.2017 г. «Об утверждении перечня важнейших сортировочных, участковых и грузовых железнодорожных станций»
7 Гептинг И. Поездам меняют направления // Гудок № 71 (26444) от 26.04.2018 г. 1 полоса.
8 Вакуленко, С. П. Проблемы и перспективы малоинтенсивных линий [Текст] / С. П. Вакуленко, А. В. Колин, Н. Ю. Евреенова, Д. Ю. Роменский // Автоматика, связь, информатика. — 2017. — № 6. — C. 7−10.
9 Распоряжение ОАО «РЖД» от 17.05.2017 № 944р «Об утверждении Регламента эксплуатации и обслуживании инфраструктуры на малоинтенсивных железнодорожных участках».
10 Вакуленко, С. П. О правовых основах эксплуатации малоинтенсивных линий / С. П. Вакуленко, Н. Ю. Евреенова / / Мир транспорт. — 2019. № 1. — С. 164–171.