В обеспечении эффективного внедрения стратегических принципов национального значения в работу дошкольной образовательной организации значительную роль играет разработка программы развития ДОУ, которая позволяет оценить текущее состояние системы, а также структурировать дальнейшие действия по её модернизации. Выбор наиболее значимых проблем, а также определение временных ориентиров для реализации поставленных целей и задач является базовым для разработки программы развития образовательной организации.
Ключевые слова: программа развития дошкольной образовательной организации, стратегическое развитие дошкольных образовательных организаций, инновационный менеджмент.
To ensure the effective implementation of the strategic principles of national significance to the work of the preschool educational organizations play a major role in the development of DOE, which allows to assess the current state of the system and structure of the further actions for its modernization. The choice of the most significant problems, as well as the definition of time targets for the implementation of the goals and objectives is the basic for the development of the program of development of the educational organization.
Keywords: program of development of preschool educational organizations, strategic development of preschool educational organizations, innovative management.
Модернизация системы дошкольного образования является приоритетным направлением современных образовательных стратегий, поскольку ставит своей целью обновление содержания в одной из самых значимых сфер образования. Появление актуальных современных вызовам потребностей подразумевает трансформацию системы дошкольного образования для обеспечения конкурентоспособности современной системы, способствующей воспитания социально ответственного гражданина и повышению качества образования. Новые федеральные образовательные стандарты меняют приоритеты развития общества и способствуют обновлению всей системы. Ряд исследователей в области теории управленческих компетенций, таких как, Н. А. Каратаева, Т. Н. Патрахина, Б. А. Райзберг, Е. В. Чертоляс, Э. Ш. Шаймиева, придерживаются принципа обновления содержания образования согласно требованиям современного времени, что влечёт за собой повышение ответственности дошкольной образовательной организации перед обществом, поскольку результат обучения и воспитания ребёнка дошкольного возраста влияет не только на адаптацию в социуме, но и в целом на успех его дальнейшего развития.
В обеспечении эффективного внедрения стратегических принципов национального значения в работу организации значительную роль играет разработка программы развития ДОУ, которая позволяет оценить текущее состояние системы, а также структурировать дальнейшие действия по её модернизации. Выбор наиболее значимых проблем, а также определение временных ориентиров для реализации поставленных целей и задач является базовым для разработки программы развития образовательной организации. Основные временные рамки реализации данного проекта традиционно включают в себя пятилетний период.
Высокая значимость разработки и реализации программы развития дошкольного образовательного учреждения для социума в период обновления всех систем его жизнедеятельности обосновывает актуальность представленного исследования, где наиболее острой проблемой является переход на качественно новый уровень функционирования системы. Не меньшего внимания заслуживает потребность в расширении ресурсного обеспечения реализации программы развития ДОО в соответствии с современными потребностями, в том числе в аспекте обновления понимания эффективности управленческих компетенций
Объектом данного исследования явилось стратегическое развитие дошкольных образовательных организаций.
Предмет исследования : программа развития дошкольной образовательной организации.
Целью данной работы стала рассмотрение основных положений к разработке программы развития дошкольной образовательной организации.
В соответствии с обозначенной целью определены следующие задачи:
- определить наиболее важные задачи программы развития дошкольной образовательной организации;
- представить структурные компоненты программы развития дошкольной образовательной организации;
- обозначить основные этапы разработки программы развития ДОУ.
Одной из самых приоритетных целей модернизации образования в России является сегодня обновление содержания и технологий его внедрения в системе дошкольного образования. Во многих аспектах прослеживается серьёзная необходимость переформатирования всей системы дошкольного образования из режима функционирования в режим развития, где стабильная работа образовательных учреждений, характеризующаяся способностью воспроизводить эффективные решения и активно использовать их на практике, постепенно заменяется новыми качествами системы, устремлённой к инновационным изменениям.
Управление развитием образовательного учреждения занимается определением перспектив развития и экспертизой разработанных проектов и программ.
Одним из самых значимых документов для организации, двигающейся в сторону инновационного развития, выступает программа развития образовательного учреждения. Базовое для данного исследования определение программы, трактует её с позиции совместной деятельности людей, нацеленной на переход от настоящего к будущему, согласно желаемому образу. Модельный образ будущего, заложенный в программе развития учреждения, позволяет организации чувствовать себя уверенно, понимая, к какому результату она стремится, сколько времени потребуется на его достижения, какие действия должны быть предприняты работниками данной организации для осуществления задуманного, а также адекватно распределить функциональные обязанности и проследить за выполнением принятых решений.
Таким образом, формируется ясное понимание, что и как должно быть сделано руководителем и коллективом сотрудников для достижения поставленной цели, которая определяет в свою очередь ряд частных задач приоритетного значения.
Программа развития ДОУ нацелена на реализацию трёх наиболее важных задач. Наиболее значимой среди них является выработка стратегических и тактических принципов перехода дошкольного образовательного учреждения к образу желаемого будущего. Для этого необходимо изучить и зафиксировать текущее состояние организации, нацеленное на реализацию стратегических целей и задач, а также выработать понимание желаемого образа будущего организации, к которому следует стремиться. Необходимо выработать перспективный план движения к намеченной цели, соответствующий потребностям и возможностям организации, а также её философии [1, с.48].
Возникающие проблемы в процессе реализации данных задач влекут за собой множество неизбежных эффектов отрицательного характера, которые мешают эффективному развёртыванию всей программы.
Предпринятые попытки решения обозначенных задач, в том числе неудачные, позволяют продвинуться по пути достижения намеченной цели, а также способствуют развитию управленческих компетенций и навыков разработки программ, поскольку заставляют рефлексировать управленческий опыт с позиции желаемого будущего и путей, ведущих к нему.
Программа развития — это сложное средство управления, которое должно обладать определенными качествами (согласно концепции управления развитием организации И. Н. Дроздова):
- «актуальность — ориентация на решение наиболее значимых проблем для будущей системы дошкольного воспитания, конкретного детского сада;
- прогностичность — отражение в целях и планируемых действиях не только сегодняшние, но и будущие требования к дошкольному учреждению, т. е. способность программы подстраиваться к изменяющимся условиям и стандартам, по которых она будет реализовываться;
- рациональность — определение определённых целей и способов их достижения, которые позволяют получить максимально значимый результат.
- реалистичность — обеспечение соответствие между желаемым и возможным;
- целостность — реализация всех действий, необходимых для достижения цели, а также согласованность связи между действиями;
- контролируемость — операциональность контроля за промежуточными и конечными результатами, соответствие их поставленным целям» [6].
Программа развития дошкольной образовательной организации может разрабатываться по разным технологиям, но в каждой должны быть отражены структурные компоненты:
– информация о ДОУ;
– проблемный анализ уровня работы учреждения;
– концептуальное видение будущего организации;
– стратегические ориентиры развития организации, способствующие переходу к новому состоянию всей системы;
– целеполагание для эффективной реализации миссии организации,
– пятилетнее планирование.
Разрабатывая программы, авторы ставят своей целью полноценно раскрыть предназначение образовательной организации, миссия которой помочь формированию личности ребёнка. При её разработке серьёзное значение отводится разработке основной концепции развития организации, определению её цели и формулированию основных задач. Вместе с тем, программа позволяет раскрыть актуальность, новизну и практическую значимость перспективных планов проектной деятельности, которые определены в организации приоритетными. В программе раскрываются как научно-теоретические составляющие, на которых базируется данный проект, так и показатели, которые помогают оценить степень достижимости поставленной цели. Каждая программа развития предполагает серьёзный анализ имеющихся ресурсов, которые влияют на временные рамки реализации программы, выбор её исполнителей, а также ресурсное, в том числе информационное обеспечение проекта [5 с. 88]. Программы развития ДОУ включают определение инструментов анализа и коррекции результатов. Заключительным этапом разработки программы является перспективное планирование дальнейшего развития образовательной организации.
Необходимость разработки программы развития определяется ограниченностью ресурсов для её реализации и высокой значимостью достижимости максимально полезных результатов. Не меньшее значение имеет необходимость согласовывать деятельность множества людей, особенно в условиях существующей нестабильности как внешней, так и внутренней среды организации. Программно-целевой подход к управлению является наиболее оптимальным инструментом реализации потенциала организации, несмотря на трудность разработки программы развития и неготовность к такому формату работы многих представителей педагогической общественности [3 с. 25]. На данный момент все программы развития образовательных организаций базируются на стратегических документах федерального значения, а следовательно, так или иначе, отвечают целям и задачам развития образования всей страны.
Таким образом, мы рассмотрели основные положения к разработке программы развития дошкольной образовательной организации и определили наиболее важные задачи программы развития дошкольной образовательной организации, представили структурные компоненты программы развития дошкольной образовательной организации, обозначили основные этапы разработки программы развития ДОУ.
На основе проведённого исследования можно сделать вывод о том, что стратегическое развитие ДОО является действенным средством обеспечения качества дошкольного образования при условии разработки целостной программы развития ДОУ. Программа развития дошкольной образовательной организации отражает все аспекты, влияющие на её успешную реализацию, в том числе те, которые являются наиболее проблемными и требуют безотлагательных действий [4 с. 179].
Литература:
- Гужов В. В. Формирование инновационной стратегии развития образовательного учреждения // ТДР. 2013. № 6.
- Каратаева Н. А. Теоретические основы дошкольного образования. Региональные образовательные программы: учебное пособие для среднего профессионального образования / Каратаева Н. А., О. В. Крежевских. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 118 с.
- Лотова И. П. Оценка эффективности деятельности ДОО как составляющая социального управления / Управление дошкольным образовательным учреждением. 2017. № 4. С. 14–30.
- Моисеев А. М. Обеспечение качества стратегического управления современной общеобразовательной организацией // Ученые записки ИУО РАО. 2017. № 3(63). С. 178- 191.
- Нухова А. А. Подходы к разработке программы развития дошкольного учреждения / Актуальные вопросы современной науки 2013. № 27. С.160–172.
- Дроздов И. Н. Управление развитием организации. — Владивосток: Дальневосточный государственный технический университет, 2002. // Электронная публикация: Центр гуманитарных технологий. — 13.01.2012. URL: https://gtmarket.ru/laboratory/basis/4498