Если у ребенка плохие оценки в школе, как действовать в такой ситуации? Если ребенок в целом учится хорошо, и двойка для него – это исключение, а не правило, не надо воспринимать данное событие как катастрофу. Даже если ребенок учится не так хорошо, как хотелось бы, это еще не говорит о том, что он будет неудачником по жизни. На обучение в школе влияет множество факторов, например, ваш ребенок может быть очень талантливым, но неторопливым, и получать плохие оценки за то, что не успел что-то дописать или решить, у него было решение, но не хватило времени на его реализацию.
А как реагировать на оценки в школе? Игнорировать плохие оценки, конечно же, нельзя. Если вас не волнует результат его учебы, и ребенок будет к нему безразличен. Бурно реагировать на получение двойки тоже не стоит, во-первых, ребенку самому не доставляет удовольствия чувствовать себя хуже других или думать о том, что оценка поставлена несправедливо; во-вторых, по большому счету ничего катастрофического не произошло, это всего лишь оценка, которая чаще всего является еще и субъективной. Что же делать, если у ребенка плохие оценки в школе? Необходимо узнать, что пошло не так, почему получена двойка. Дайте ребенку возможность высказаться и все объяснить.
Анализируя ситуацию и причину, по которой получена двойка, ребенок получает опыт, думает над тем, каких знаний и навыков ему не хватило, чтобы получить хорошую оценку, и в следующий раз постарается приложить максимум усилий, чтобы ситуация не повторилась. А если ребенка ругать за плохие оценки, у него появится страх допустить ошибку, который может вызвать череду плохих оценок. Выполняя контрольные или тестовые задания и ощущая при этом тревогу и страх, ребенок не может сосредоточиться на самом задании и допускает больше ошибок, чем если бы он выполнял работу в спокойном состоянии. Страх может стать одной из причин, почему у ребенка плохие оценки в школе. Кроме того, боясь наказания, ребенок будет замалчивать свои проблемы и страхи, что не будет способствовать установлению доверительных с ним отношений.
Что делать, если ребенок принес двойку
Как реагировать на оценки в школе? Правильная реакция на плохие оценки проста: необходимо спокойно обсудить с ребенком сложившуюся ситуацию и подумать над тем, как можно с ней справиться.
Если ребенку поставили двойку за неправильно выполненное задание, ответ у доски или контрольную работу, спросите, не знал ли он правильный ответ или просто разволновался и не успел ответить. Узнайте, почему он не подготовился лучше. Спросите, не требуется ли ему ваша помощь. Плохие оценки в школе могут быть сигналом, что у ребенка есть пробелы в знаниях. Возможно, он не понял какую-то тему или не знает, как правильно решать такой тип задач. Если это в ваших силах, помогите и объясните ему, если нет, прибегните к помощи репетитора. Не надо выполнять задания вместо ребенка, но необходимо помогать ему понять принцип выполнения задач или запомнить правило.
Плохие оценки в школе могут выставляться еще и за поведение. В этом случае тоже необходимо узнать, что способствовало получению двойки, в чем заключалось недопустимое поведение. Если двойка действительно поставлена заслуженно, объясните ребенку, что можно делать на занятиях, а чего делать не стоит.
Реагируя определенным образом на плохие оценки ребенка, вы закладываете еще и его реакцию на трудности, которые будут случаться в его жизни. Будет ли он воспринимать их как опыт, стараясь мобилизовать силы и улучшить положение, или как вселенскую катастрофу – зависит от вас. Лучше всего научить ребенка решать проблемы спокойно, не впадать в панику и депрессию. Как правило, они все решаемы, и это всего лишь часть жизни.
А еще ребенок должен знать, что вы любите его не за оценки, а за то, какой он есть. Безусловная любовь окрыляет, позволяет чувствовать уверенность в себе и своих силах, тогда и учеба дается легче.
Можно ли учиться без двоек
В традиционной системе образования вряд ли получится учиться без двоек. Даже отличники умудряются их иногда получать. В российских школах принято делить класс на отличников и двоечников, и учителя сами способствуют этому делению, ставя одних в пример и высмеивая других. Только действительно мудрые, опытные и психологически зрелые учителя не делают этого, понимая, что двойка – это признание собственной беспомощности, свидетельство того, что педагог обладает недостаточной степенью компетентности, чтобы научить ребенка.
Например, в школах Финляндии учитель проводит контрольные и проверочные работы для себя, чтобы понять, у какого ребенка и где есть пробелы, а не для того, чтобы оценивать детей. В ОНЛАЙН ГИМНАЗИИ № 1 тоже очень внимательно относятся к личности ребенка, и в случае неусвоения темы стараются снова и снова все объяснить, чтобы ребенок понял все как можно лучше. Эта онлайн-школа имеет четкую позицию: знания важнее оценок. Именно такой подход позволяет ученикам гимназии получать качественные знания, верить в свои силы, набирать высокие баллы на ЕГЭ и поступать в желаемые вузы.
Итак, если время от времени появляются плохие оценки в школе, что делать? Родителям необходимо определиться, что для них важнее: доверие ребенка и качественные знания или оценки, которые зачастую не подкреплены глубокими и устойчивыми знаниями, а получены лишь благодаря зубрежке. Если первое, то спокойно разговаривать с ребенком, исправлять ситуацию, восполнять пробелы в знаниях и любит таким, какой он есть, а не за полученные оценки.