В статье представлено теоретико-методологическое обоснование проблемы становления молодого специалиста в условиях дошкольной образовательной организации. Проблема становления молодого специалиста в условиях дошкольной образовательной организации является актуальной, что подтверждается рядом положений.
Ключевые слова : молодой педагог, адаптация, специалист.
Проблема становления молодого специалиста в условиях дошкольной образовательной организации является актуальной, что подтверждается рядом положений.
В соответствии с Федеральным Законом от 29 декабря 2012 года № 279-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ) дошкольное образование впервые стало первым уровнем общего образования.
Одна из задач государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года № 1642, — разработка и реализация комплексной программы повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций, направленной в том числе на овладение ими современными образовательными технологиями и методиками обучения и воспитания, знаниями, умениями и навыками [4].
Национальный проект «Образование», утвержденный президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, ставит следующие задачи: внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников, охватывающей не менее 50 процентов учителей общеобразовательных организаций, и формирование системы непрерывного обновления работающими гражданами своих профессиональных знаний и приобретения ими новых профессиональных навыков, включая овладение компетенциями в области цифровой экономики всеми желающими. Реализация национального проекта «Образование» направлена на обеспечение доступного качественного образования. Однако качество также зависит от финансирования образования. К концу 2024 года в рамках федерального проекта, действующего в рамках нацпроекта «Образование», 70 % учителей в возрасте до 35 лет будут вовлечены в различные формы поддержки и сопровождения в первые три года работы [2]. Данные мероприятия направлены на материальную поддержку молодых педагогов, повышение престижа педагогической профессии.
По данным Минпросвещения в 2019 году количество молодых педагогов составляет меньше 6 % от всех работающих в образовательных организациях: только 5,9 % от всех работающих в образовательных организациях, это 1 млн 354 тыс. человек моложе 29 лет.
В российском обществе сложился четкий образ педагога — это женщина лет сорока, обязательно строгая внешне, и обязательно высшее педагогическое образование. Родители относятся к молодому педагогу скептически, считая его бесхарактерным, неопытным. Такой педагог, по мнению многих родителей, не сможет поддерживать дисциплину в группе, классе. Также одно из сомнений родителей, что у молодого специалиста нет опыта подачи материала. Однако такие педагоги более открыты к инновационным технологиям, у них не пропал интерес к своей сфере деятельности. Обучение и воспитание детей должно проходить в сотрудничестве педагога и родителей, но, к сожалению, в современном обществе такая модель редко когда реализуется. Родители знают свои права, но совершенно забывают о своих обязанностях. В то время как от педагога требуют лишь исполнять обязанности, забыв о том, что у него тоже эти самые права имеются.
Несмотря на программу по обновлению кадров, всероссийские данные свидетельствуют о том, что молодые педагоги, получившие квалификацию «воспитатель детского сада» по специальности «Дошкольное образование», не идут работать в дошкольные образовательные организации. Причинами могут быть следующие: неумение применять теоретические знания на практике, слабая мотивация, низкая заработная плата.
Множество научных исследований посвящено проблеме профессионального становления молодых педагогов в дошкольной сфере. Проблеме профессионального становления молодых и начинающих педагогов в сфере дошкольного образования посвящены научные исследования К. Ю. Белой, М. С. Гвоздевой, Л. М. Денякиной, Н. Н. Лященко, Л. В. Поздняк, П. И. Третьякова, Л. И. Фалюшиной и др. [3]. По мнению данных авторов, вхождение в профессию молодых педагогов дошкольной организации отличается большой напряжённостью. От того, как пройдёт период вхождения в профессию, будет зависеть останется ли он работать в сфере дошкольного образования [3].
Молодые педагоги, которые сейчас чаще всего приходят работать в дошкольные образовательные организации, — это специалисты со средним профессиональным образованием, прошедшие программу профессиональной переподготовки по направлению «Дошкольное образование». Также многие образовательные организации предлагают дистанционное (заочное) обучение с получением диплома о среднем профессиональном образовании. Теоретические знания, полученные в ходе такого обучения, слабо подкреплены практическими умениями. Также хочется отметить, что особенность работы начинающих педагогов не отличается от работы педагогов со стажем, они несут ту же ответственность, имеют те же должностные обязанности, и отвечают за жизнь и здоровье своих воспитанников. Многие молодые специалисты боятся собственной несостоятельности во взаимодействии с воспитанниками, их родителями [5].
Рассмотрим противоречия, определяющие проблему:
- Достаточно большое количество исследований проблемы становления молодого специалиста и отсутствие на практике результата данных исследований в конкретной образовательной организации.
- Многочисленные исследования посвящены проблеме становления молодого специалиста в целом, но без учета специфики организации (ДОО).
- Требования к качеству работы молодого специалиста и недостаточная психологическая готовность выпускника в связи с молодым возрастом.
- Большое количество теоретических знаний, приобретенных в ходе получения дистанционного (заочного) обучения, и неумение применять их в практической деятельности с детьми.
В своей работе мы рассматриваем создание модели сопровождения молодого специалиста, которая в конечном итоге будет содействовать профессиональному становлению молодого специалиста. Содержание работы зависит от следующего:
— имеется ли педагогическое образование по направлению «Дошкольное образование» либо только программа профессиональной переподготовки,
— имеют ли опыт практической работы с детьми;
— каких результатов в своей профессиональной деятельности хотят добиться.
В зависимости от этого будут выбраны формы и методы работы с молодыми педагогами.
Новизна нашей деятельности предполагает использование с молодыми педагогами как распространённых форм работы, таких как наставничество, консультации, семинары, коллективные просмотры, так и новых форм работы. К инновационным современным формам сопровождения молодых специалистов можно отнести коучинг и Тайм-менеджмент [3].
Все выше сказанное обусловило выбор темы исследования:
«Исследование проблем становления молодого специалиста в условиях дошкольной образовательной организации»
Цель исследования: исследовать причины и способы преодоления проблем становления молодого специалиста.
Для достижения сформулированной цели поставлены следующие задачи:
- На основании теоретического анализа и нормативно-правовых документов определить существующие подходы к изучению проблем становления молодого специалиста;
- Изучить особенности становления молодого специалиста в условиях ДОО;
- Выявить основные проблемы становления молодого специалиста в условиях ДОО;
- Создать модель сопровождения молодого специалиста в условиях ДОО.
Научная новизна исследования будет состоять в том, что мы определим, изучим особенности становления молодого специалиста в условиях ДОО, создадим модель сопровождения молодого специалиста в конкретной образовательной организации.
Литература:
- Адушкина, К. В. Психолого-педагогическое сопровождение субъектов образования [Электронный ресурс]: учебное пособие / К. В. Адушкина, О. В. Лозгачёва; Урал. гос. пед. ун-т. — Электрон. дан. — Екатеринбург: [б. и.], 2017–1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
- Паспорт национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319308/ (дата обращения: 08.01.2021).
- Пономарёва Л. И. Тьюторское сопровождение молодых педагогов как инновационный компонент процесса управления дошкольной образовательной организацией // Проблемы современного педагогического образования. — 2017. — № 57–4. — с.174–178.
- Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286474/ (дата обращения: 08.01.2021).
- Черданцева Е. В. Организация работы с молодыми педагогами в муниципальной системе образования // Молодой педагог: адаптация и профессиональное становление. Материалы II межрегиональной научно-практической конференции. –2015 –с. 3–7.