Особенности когнитивных стратегий у пациентов с депрессивным синдромом | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №5 (347) январь 2021 г.

Дата публикации: 30.01.2021

Статья просмотрена: 95 раз

Библиографическое описание:

Адамова, В. М. Особенности когнитивных стратегий у пациентов с депрессивным синдромом / В. М. Адамова, Е. М. Иванова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 5 (347). — С. 114-116. — URL: https://moluch.ru/archive/347/78006/ (дата обращения: 15.11.2024).



В современных реалиях диагностика когнитивных функций является необходимым звеном помощи, оказываемой в рамках психиатрического отделения. Изучение когнитивных стратегий позволяет выявить дезадаптивные фильтры восприятия, коррекция которых повышает успешность интеграции пациентов в привычную социальную жизнь. Эффективность работы с данной категорией доказана множеством исследований в рамках когнитивно-поведенческой психотерапии. Поэтому разработка способов интеграции в реалии стационара- значимая задача для клинической психологии.

Ключевые слова: когнитивные стратегии, когнитивные функции, аффективная беглость, особенности восприятия пациентов с депрессией.

Введение:

Когнитивные стратегии — стратегии восприятия поступающей информации, связанные с возникновением различных по качеству мыслей (адаптивных или дезадаптивных). Быстрая диагностика когнитивных функций — запрос современной клиники [1]. Когнитивные стратегии являются компонентом когнитивных функций, который связан с восприятием ситуации, и влияет на дальнейшее формирование реакций. Следовательно, определение специфических взаимосвязей между предпочитаемыми когнитивными стратегиями и психопатологической симптоматикой позволит определить не только причины поведенческой дезадаптации, но и выделить те сильные стороны, на которые пациент может опираться в процессе самопомощи при выписке из стационара.

Нами была выдвинута гипотеза: особенности предпочтений когнитивных стратегий взаимосвязаны с выраженностью психопатологической симптоматики у пациентов с депрессивным синдромом.

Цель:исследовать особенности когнитивных стратегий в рамках депрессивного синдрома.

Методы исследования:

В ходе исследования были использованы методики:

– Опросник когнитивной регуляции эмоций (адаптация Е. И. Рассказовой, А. Б. Леоновой и И. В. Плужникова) [2]

Опросник из 36 утверждений, позволяющий определить ведущие типы когнитивных стратегий регуляции эмоций. В нем диагностируется выраженность 9 типов когнитивных стратегий.

– Госпитальная Шкала Тревоги и Депрессии (HADS) [6]

Шкала содержит 14 утверждений, направленных на первичную диагностику тревожной и депрессивной симптоматики. Каждое утверждение оценивается испытуемым в зависимости от степени проявления указанного феномена.

– Опросник выраженности психопатологической симптоматики (Symptom checklist-90-revised) [3]

Состоит из 90 наименований психопатологических симптомов, которые испытуемый ранжирует в зависимости от выраженности в своем состоянии за последний месяц.

– Методика «Аффективный тест на вербальную беглость» [1]

Нацелена на диагностику когнитивных функций, механизмов переработки эмоциональной информации. Последнее позволяет определить особенности восприятия поступающих стимулов, вызывающих эмоциональную реакцию. Особенности восприятия будут во многом зависеть и от предпочитаемых когнитивных стратегий.

В пилотажном исследовании приняли участие условно психически здоровые лица (n=8), пациенты с аффективными расстройствами (n=8; рубрики по МКБ -10: F31, F32). Все участники — женщины в возрасте от 16 до 29 лет. 95 % с неоконченным или оконченным высшим образованием.

Все участники дали письменное информированное согласие на использование данных исследования в научных публикациях.

Результаты и их обсуждение:

В результате проведенного исследования были выявлены статистически значимые различия между предпочтением когнитивной стратегии «Принятие» у группы нормы (13 % испытуемых) и клинической (88 % испытуемых) (Uкр=0,007, р=0,005 по критерию U Манна-Уитни). По остальным разновидностям когнитивных стратегий значимых различий между двумя группами выявлено не было. При этом по результатам апробации опросника когнитивной регуляции эмоций [2] по шкале «принятие» не было обнаружено значимых различий между контрольной группой и пациентами с аффективными расстройствами. Можно сделать предположение, что в связи с переживаемым дискомфортом от неустойчивости собственного аффективного состояния пациенты вынуждены принимать происходящие обстоятельства для сохранения социальной адаптации, что они сами отмечали в ходе клинической беседы.

По результатам корреляционного анализа также выяснилось, что «Принятие» взаимосвязано с выраженностью симптомов по SCL-90 «фобия» r=0,553 (p=0,026); «паранойальность» r=0,533 (p=0,033); «психотизм» r=0,549 (p=0,028). Это не соответствует полученным данным в предыдущих исследованиях [4,5], в которых авторы полагали, что стратегия «принятие» положительно влияет на ментальное благополучие, повышая способность пациентов к более адаптивному восприятию «негативных и неприятных событий в жизни». Ученые описывали эту стратегию, как адаптивную, но по нашим результатам наблюдается взаимосвязь с патопсихологической симптоматикой, нарушающей социальное функционирование. Для выяснения причин расхождения данных необходимо дальнейшее расширение выборки и включение в клиническую беседу контрольных вопросов, связанных с содержанием этой когнитивной стратегии.

Между двумя группами не выявлено статистических значимых различий между содержимым аффективного семантического поля, исследуемым с помощью «Аффективного теста на вербальную беглость». Однако по данным М. В. Балашовой и И. В. Плужникова [1], отмечается наличие изменения механизмов генерации аффективного семантического поля у пациентов с расстройствами аффективного спектра, в отличие от условно психически здоровых испытуемых. Необходимо продолжить исследование с расширением выборки испытуемых двух групп и более обширным качественным анализом результатов, что позволит определить причины расхождения полученных данных, выявить преобладающие особенности изменений вербальной беглости в психопатологическом состоянии.

С помощью коэффициента Спирмена был произведен корреляционный анализ данных. Выявлено, что когнитивная стратегия «Катастрофизация» взаимосвязана с выраженностью депрессивной симптоматики: по шкалам депрессии HADS (r=0,630 p=0,009) и SCL-90 (r=0,536 p=0,032). Предпочтение дезадапивной когнитивной стратегии «Самообвинение» взаимосвязано с выраженностью симптомов по SCL-90: «тревожность» (r=0,509 p=0,044), «фобия» (r=0,67 p=0,005), «паранойальность» (r=0,543 p=0,03) и «психотизм» (r=0,602 p=0,014). Из полученных данных следует, что неадаптивные формы обработки поступающей информации, заключающиеся в обвинении себя и рассматривании ситуации как чрезмерно пугающей, связаны с возрастанием проявлений психопатологических симптомов, утяжеляющих ментальное состояние. При составлении методических рекомендаций важно уделить внимание техникам коррекции данных когнитивных стратегий, с целью разрушения формирования новых адаптивных моделей поведения. Сокращение использования стратегий, искажающих мышление, позволит смягчить психопатологические реакции в связи с минимизацией возникновения дезадаптивных автоматических мыслей.

Были определены следующие взаимосвязи когнитивных стратегий и патологических симптомов: «Фокусирование на планировании» и показатель SCL-90 «депрессия» (r=-0,540 p=0,031), «тревожность» (r=-0,550 p=0,027); «Позитивная переоценка» и результаты шкалы HADS «тревога» (r=-0,6 p=0,14); «депрессия» (r=-0,674 p=0,004); «Позитивная перефокусировка» и шкалы по HADS «тревога» (r=-0,519 p=0,4); «депрессия» (r=-0,545 p=0,29). Эти когнитивные стратегии являются адаптивными вариантами восприятия поступающих стимулов, и обратно взаимосвязаны с проявлениями депрессивной и тревожной симптоматики. Их развитие в перспективе может позволить человеку успешнее вернутся к привычному стилю жизни, а также стать основной задачей при составлении программ тренингов и рекомендаций по самопомощи пациентам с депрессивным синдромом.

Выводы:

Полученные данные свидетельствуют в пользу выдвинутой гипотезы о том, что особенности предпочтений когнитивных стратегий взаимосвязаны с патопсихологической симптоматикой.

Понимание специфики процесса обработки информации при депрессивном синдроме позволит клиницистам повысить продуктивность взаимодействия с пациентами в ходе лечения. В дальнейшем полученные представления о характерных когнитивных стратегиях возможно преобразовать в методические рекомендации по коррекции дезадаптивных форм поведения пациента и самопомощи, повышающие его социально-психологическую адаптацию после выписки из лечебного учреждения.

Литература:

  1. Балашова М. В., Плужников И. В. Аффективный тест на вербальную беглость: возможности применения в клинике эндогенных психических заболеваний // Теоретическая и экспериментальная психология. 2019. № 1. — c. 36–50.
  2. Рассказова Е. И., Леонова А. Б., Плужников И. В. Разработка русскоязычной версии опросника когнитивной регуляции эмоций. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология — 2011. — № 4 — с. 161–179.
  3. Derogatis, L. R., Rickels, K., & Rock, A. F. (1976). The SCL-90 and the MMPI: A step in the validation of a new self-report scale. The British Journal of Psychiatry, 128 280, 280–289.
  4. Garnefski, N., Van den Kommer, T., Kraaij, V., Teerds, J., Legerstee, J., & Onstein, E. (2002). The relationship between cognitive emotion regulation strategies and emotional problems: Comparison between a clinical and a non-clinical sample.European Journal of Personality, 16, 403–420.
  5. Kaye-Tzadok, A., & Davidson-Arad, B. (2016). Posttraumatic growth among women survivors of childhood sexual abuse: Its relation to cognitive strategies, posttraumatic symptoms, and resilience. Psychological Trauma: Theory, Research, Practice, and Policy, 8(5), 550–558.
  6. Zigmond A. S., Snaith R. P. () The Hospital Anxiety and Depression Scale (1983). Acta Psychiatrica ScandinavicaVolume 67, Issue 6. P. 361–370
Основные термины (генерируются автоматически): стратегия, HADS, депрессивный синдром, когнитивная стратегия, вербальная беглость, пациент, психопатологическая симптоматика, аффективное семантическое поле, Аффективный тест, депрессивная симптоматика.


Ключевые слова

когнитивные функции, когнитивные стратегии, аффективная беглость, особенности восприятия пациентов с депрессией

Похожие статьи

Педагогические факторы успешной коррекции нарушений речи с использованием нейроупражнений

Автор делится теоретическими и практическим приемами работы с детьми ОВЗ, нейропсихологическими методами. Результативность и успешность формирования речи зависит от многих факторов, и важно вовремя диагностировать речевой дефект и начать успешную кор...

Графическое обоснование адаптивной физической культуры как технологии реабилитации детей с расстройствами аутистического спектра

В статье идет речь о методе коррекции аутизма средствами адаптивной физической культуры, цель и задачи ее применения, которые обоснованы графически. Выстроены конкретные рекомендации для занятий адаптивной физической с детьми с РАС, обоснованы средст...

Нейропсихологический подход в работе с детьми с задержкой психического развития

Приоритетное участие нейропсихологии в решении широкого круга дизонтогенетических проблем обусловлено в первую очередь удручающими реалиями процессов развития в современной детской популяции. Никогда раньше мы не сталкивались с таким обилием и разноо...

Феномен социального избегания у больных сердечно-сосудистыми заболеваниями

Данное исследование обращает внимание на психологическую адаптацию пациентов с заболеваниями сердечно-сосудистой системы через призму их взаимодействия с социальным окружением. Среди особенностей приспособления пациентов кардиологического отделения к...

Кинестетическая сказка как средство развития высших психических функций у детей с тяжелыми нарушениями речи

Статья представляет собой описание результатов теоретического анализа научных исследований по проблеме развития высших психических функций у дошкольников с тяжелыми речевыми нарушениями. Обосновывается взаимосвязь развития высших психических функций ...

Коррекция речевых нарушений у дошкольников с использованием логоритмических занятий

В статье раскрывается понятие логоритмики и ее роль в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста. Формирование правильной речи у детей дошкольного возраста — задача огромной социальной значимости, касающаяся и преподавателей, и родителей. В п...

Формирование поведенческого компонента коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра

В данной статье рассмотрены: особенности формирования поведенческого компонента коммуникативной компетенции у дошкольников с РАС через включение в разнообразные виды детской деятельности, определенные ФГОС ДО. Обозначена ключевая роль эмоциональной п...

Когнитивные дисфункции у пациентов в послеоперационный период

В статье представлен анализ влияния вида анестезии на когнитивные функции пациентов хирургического профиля до и после проведения оперативного вмешательства. Анализ был проведен на выборке из 30 пациентов. Выявлены зависимости тяжести когнитивных нару...

Особенности ольфакторного восприятия лиц с расстройством аутистического спектра и умственной отсталостью

В статье представлен опыт проведения исследования особенностей ольфакторного (обонятельного) восприятия у лиц с различными ментальными нарушениями (расстройством аутистического спектра и легкой степени умственной отсталости). Представлены результаты ...

Некоторые аспекты рассмотрения проблемы стресса

Стресс сегодня — это весьма распространенное состояние, избавиться от которого сложно, но возможно. В данной статье представлен результат рассмотрения данного вопроса, выявление психологического механизма, факторов, способствующих зарождению стресса,...

Похожие статьи

Педагогические факторы успешной коррекции нарушений речи с использованием нейроупражнений

Автор делится теоретическими и практическим приемами работы с детьми ОВЗ, нейропсихологическими методами. Результативность и успешность формирования речи зависит от многих факторов, и важно вовремя диагностировать речевой дефект и начать успешную кор...

Графическое обоснование адаптивной физической культуры как технологии реабилитации детей с расстройствами аутистического спектра

В статье идет речь о методе коррекции аутизма средствами адаптивной физической культуры, цель и задачи ее применения, которые обоснованы графически. Выстроены конкретные рекомендации для занятий адаптивной физической с детьми с РАС, обоснованы средст...

Нейропсихологический подход в работе с детьми с задержкой психического развития

Приоритетное участие нейропсихологии в решении широкого круга дизонтогенетических проблем обусловлено в первую очередь удручающими реалиями процессов развития в современной детской популяции. Никогда раньше мы не сталкивались с таким обилием и разноо...

Феномен социального избегания у больных сердечно-сосудистыми заболеваниями

Данное исследование обращает внимание на психологическую адаптацию пациентов с заболеваниями сердечно-сосудистой системы через призму их взаимодействия с социальным окружением. Среди особенностей приспособления пациентов кардиологического отделения к...

Кинестетическая сказка как средство развития высших психических функций у детей с тяжелыми нарушениями речи

Статья представляет собой описание результатов теоретического анализа научных исследований по проблеме развития высших психических функций у дошкольников с тяжелыми речевыми нарушениями. Обосновывается взаимосвязь развития высших психических функций ...

Коррекция речевых нарушений у дошкольников с использованием логоритмических занятий

В статье раскрывается понятие логоритмики и ее роль в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста. Формирование правильной речи у детей дошкольного возраста — задача огромной социальной значимости, касающаяся и преподавателей, и родителей. В п...

Формирование поведенческого компонента коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра

В данной статье рассмотрены: особенности формирования поведенческого компонента коммуникативной компетенции у дошкольников с РАС через включение в разнообразные виды детской деятельности, определенные ФГОС ДО. Обозначена ключевая роль эмоциональной п...

Когнитивные дисфункции у пациентов в послеоперационный период

В статье представлен анализ влияния вида анестезии на когнитивные функции пациентов хирургического профиля до и после проведения оперативного вмешательства. Анализ был проведен на выборке из 30 пациентов. Выявлены зависимости тяжести когнитивных нару...

Особенности ольфакторного восприятия лиц с расстройством аутистического спектра и умственной отсталостью

В статье представлен опыт проведения исследования особенностей ольфакторного (обонятельного) восприятия у лиц с различными ментальными нарушениями (расстройством аутистического спектра и легкой степени умственной отсталости). Представлены результаты ...

Некоторые аспекты рассмотрения проблемы стресса

Стресс сегодня — это весьма распространенное состояние, избавиться от которого сложно, но возможно. В данной статье представлен результат рассмотрения данного вопроса, выявление психологического механизма, факторов, способствующих зарождению стресса,...

Задать вопрос