В статье рассказывается о проблеме формирования профессиональной коммуникативной компетенции подготовки будущих сотрудников правоохранительных органов, для которых коммуникативная компетенция является одним из основных показателей профессионализма в будущей карьере.
Ключевые слова: коммуникативность, компетенция, профессионализм, русский язык, сотрудник правоохранительных органов.
Год за годом вхождение Узбекистана в мировое образовательное пространство ставит новые цели на пересмотр старых и создание новых подходов к подготовке специалистов. Сегодня современное высшее образование в Узбекистане характеризуется изменениями в направленности, целях и содержании. В связи с этим, в соответствии с одобренной Концепцией развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года разработана прочная интеграция науки, образования. В целях улучшения качества образования, подготовки конкурентоспособных кадров, эффективной организации научной и инновационной деятельности, развития международного сотрудничества, а также во исполнение постановления Президента Республики Узбекистан от 11 июля 2019 года № ПП-4391 «О мерах по внедрению новых принципов управления в систему высшего и среднего специального образования», который определяет стратегические цели, приоритетные направления, задачи, этапы развития высшего образования в Республике Узбекистан на среднесрочную и долгосрочную перспективу и является основанием для разработки отраслевых программ и комплекса мер в данной сфере. В результате основным конечным итогом новой образовательной стратегии должна стать не система знаний, умений и навыков, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах.
Проблема формирования профессиональной коммуникативной компетенции особенно четко выявляется при организации подготовки будущих сотрудников правоохранительных органов, для которых коммуникативная компетенция является одним из основных показателей профессионализма.Профессиональная коммуникация сотрудников правоохранительных органов обусловлена обширным спектром социокультурных сфер функционирования права и социальными функциями языка права как инструмента передачи адресату социально управляющей информации. Специфика языка юристов проявляется в интеграции специальных языковых средств юридической науки и правоприменительной практики (законодательства), которая выражается в слиянии научного, официально-делового и публицистического стилей речи, в особенностях их использования в юридических текстах.Содной стороны, язык права обслуживает коммуникацию в административно-правовой сфере, в сугубо юридической профессиональной среде, с другой стороны, в силу того, что правовые отношения пронизывают собой все общество и касаются практически каждого человека, письменные юридические тексты могут выполнять функции сообщения и воздействия в самых разных сферах и средах общения. [1]
Проблема формирования профессиональных коммуникативных ресурсов специалиста актуализируется в системе обучения будущих сотрудников правоохранительных органов, для которых коммуникативная компетенция является одним из основных показателей профессионализма. Предполагается, что многоаспектность речевой подготовки студентов юридического профиля сотрудников правоохранительных органов, может быть оптимально реализована с помощью модульной структуры обучения русскому языку и культуре речи.
Модульное проектирование учебного процесса предполагает изменения в оценке достижений студентов. Изучение каждого модуля должно завершаться определенной формой контроля, цель которого — дать возможность студентам и преподавателю выяснить, как освоена данная часть курса, оценить достигнутое и получить информацию о проблемах. [5]
В профессиональной подготовке сотрудников правоохранительных органов, необходимы специальные навыки речевого общения в устной и письменной форме: умение ставить вопросы, обосновывать и адекватно формулировать решения в нормотворческой и правоприменительной практике, безошибочно толковать смысл словесных сообщений, содержащих ту или иную правовую информацию, выступать публично, адекватно переводить устную речь в письменное изложение и т. д.
Специалисты правоохранительных органов с высшим образованием, которых направляют на места работы по назначению, часто сталкиваются со значительными трудностями при устном и письменном выражении своего мнения на русском языке, а также при использовании речевого этикета при общении с русскоязычным населением.
Необходимость подготовки современных кадров, знающих несколько языков, ведение научных работ на русском языке, усовершенствование методологии языкового преподавания, всё это требование рынка труда. А также, организация методических работ; совершенствование методов обучения на основе интегративного подхода; изучение зарубежного опыта; внедрение инновационных педагогических технологий в преподавании профессионально ориентированного русского языка на юридических вузах является одной из приоритетных задач.
В настоящее время возникло серьезное противоречие между возрастающими потребностями в специалистах, хорошо владеющих профессиональной юридической русской речью в правоохранительных органах, и отсутствием приемлемой дидактической системы активизации и развития профессиональной коммуникативной деятельности.
Проблема разработки модели формирования и развития профессиональной коммуникативной компетенции будущих сотрудников правоохранительных органов, которая бы позволила, во-первых, реализовывать в полном объеме принцип инновационности в образовании; во-вторых, отвечала всем современным требованиям, предъявляемым к практической подготовке студентов юридического профиля; в-третьих, учитывала языковую среду обучения, доминирующую в сегодняшнем образовательном пространстве Узбекистана, является актуальной.
Наблюдения, проведенные на занятиях русского языка в Специализированном филиале Ташкентского государственного юридического университета, показывают, что профессиональная речь будущих студентов правоохранительных органов достаточно не соответствует требованиям. Однако в изданных на узбекском языке трудах, двуязычном словаре, научной и популярной литературе, учебниках и учебных пособиях, справочниках, газетах и журналах по культуре речи выражены многие концепции в этой области. На занятиях русского языка использование юридических терминов, создание профессионально ситуативных текстов, казусов, работа над научной литературой, подготовка статей лекций на научные, популярные темы будет обучать будущих сотрудников правоохранительных органов речевому этикету и развивать профессиональную коммуникативность.
У поступившего на юридический вуз студента мотивация к изучению русского языка высока, большинство студентов осознают, что карьера юриста без владения русского языка менее перспективна.
Сегодня юридические термины в значительной степени интернационализированы, и очень высок процент слов и словосочетаний, являющихся одновременно терминами и единицами общего языка. Право и закон регулируют нашу жизнь, и поэтому общая подготовка по языку легко может быть насыщена элементами юридических специальностей. Постоянное развитие умений и навыков вести беседу и делать монологическое высказывания на темы профессионального характера, когда обучение проходит в благоприятной среде, в обстановке взаимосотрудничества, при положительно-эмоциональных ситуациях, при отсутствии перегрузки, при создании высокой мотивации к изучению русского языка, что позволяет выявлять и развивать лучшие личностные качества будущих сотрудников правоохранительных органов. [3]
Цель каждого преподавателя состоит в том, чтобы разработать методику формирования профессионально-коммуникативных умений и систему заданий по развитию навыков работы с текстами и общению на профессиональные темы. Профессионально-коммуникативное обучение русскому языку может осуществляться по-разному в зависимости от того, в какой последовательности протекает обучение языку и профессии. Следовательно, формирование коммуникативной компетенции при обучении русскому языку в условиях получения правовых знаний в юридическом направлении имеет свою специфику, так как оно осуществляется в контексте профессиональной подготовки с учётом будущей профессии.
В настоящее время необходимость усовершенствования развития методики обучения профессиональному русскому языку за счёт формирования системы эффективных упражнений на основе навыков чтения, аудирования, письма и говорения, интегративного подхода с помощью инновационных педагогических технологий, в формировании культуры общения будущих сотрудников правоохранительных органов является очень важным.
Литература:
- Гализина Е. Г. Формирование общекультурной языковой компетенции при обучении профессиональной лексике студентов специальности «Юриспруденция»: сборник научных трудов / Е. Г. Гализина//Язык и коммуникация в современном поликультурном социуме. — М., 2014.
- Губаева Т. В. Словесность в юриспруденции. Казань, 1995. 289 с.
- Магомедова Т. И. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. Махачкала, 2008. с.261
- Методологические основы системы модульного формирования содержания образовательных программ и совместимой с международной системой классификации учебных модулей. М.: МГУ, 2006. 73 с.
- Чернилевский Д. В. Дидактические технологии в высшей школе: Учебное пособие. М.: ЮНИТИ, 2002. 436 с.
- https://cyberleninka.ru/article/n/proektirovanie-i-tehnologizatsiya-protsessa-formirovaniya-russkoyazychnoy-kommunikativnoy-kompetentsii-studentov-yuridicheskogo