В статье приводится информация о различных способах, видах и стилях плавания, а также о спасательных мерах в экстренных случаях при плавании, что является немаловажным фактором для жизни каждого человека.
Ключевые слова: виды, способы плавания, стили плавания, защитные меры, спасательные меры, пострадавший, первая помощь утопающему, быстрота движений.
The article deals with information about different methods, kinds, and styles of swimming. It is also noted about lifesaving measures in emergency cases while swimming, which considered important factors in the life of every people.
Key words: swimming styles, styles of swimming, protective precautions, lifesaving, injured, first aid, safity.
Плавание — уникальный вид спорта, посредством которого организм человека становится сильным и крепким. Его уникальность заключается и в том, что данный вид спорта доступен для всех возрастных категорий. Маленькие дети, научившись плаванию, могут физически окрепнуть, что является немаловажным фактором для их дальнейшей жизнедеятельности. Взрослые же люди, занимаясь плаванием, могут восстановить здоровье, активизировать функциональное состояние вегетативных систем организма и других органов, оно также способствует улучшению сна, поднятию настроения и хорошему самочувствию. Оздоровительное влияние плавания стало массовым достоянием. Плавание является одним из совершенных видов физических упражнений.
Функциональная спортивная деятельность в процессе плавания обладает физиологической специфичностью, отличающей ее от физической деятельности в обычных условиях на суше. Ее специфичность связана механическими факторами, обусловленными с движениями в плотной водной среде, где температура всегда ниже температуры человеческого тела на 10–12 0 С, горизонтальным положением тела и большой теплоемкостью воды, что значительно влияет на работоспособность организма.
Особенности водной среды оказывают влияние на деятельность всех органов и систем организма. При плавании тело находится в горизонтальном положении, и такое состояние значительно влияет на деятельность сердца и органов дыхания. Пловец способен выполнять длительную работу большого объема в воде, которую он не может выполнить на суше.
Плавание включает в себе максимальный уровень мышечной нагрузки, так как в работу привлекается большая часть мускулатуры. При плавании тренируются различные группы мышц. Плавание формирует мышечный корсет, закрепляющий позвоночный столб в естественном положении. При всех способах плавания отсутствует сдавливающая нагрузка, это является причиной высокой подвижности суставов, в том числе, суставов позвоночника.
Существуют различные виды техники плавания на поверхности воды: спортивный, лечебный, оздоровительный, прикладной, игровой и фигурный. Исходя из особенностей механизма условий, в которых формируются движения пловца, плавание можно перечислить к технически сложным видам спорта.
Плавание спортивными способами определяется обтекаемым положением тела, результативным и экономичным выполнением рабочих движений и их координацией. Соблюдая данные условия, пловец может преодолеть с высокой скоростью разные дистанции, причем со существенно меньшими энерготратами.
Скорость — это интегральное определение техники плавания и характеризуется пропорциональностью темпа движений и «шага» пловца.
Темп плавания — это количество гребков, которые выполняются пловцом за единицу времени.
«Шаг» пловца — это также величина в процессе плавания. Расстояние, которое пловец преодолевает за один цикл движений. «Шаг» обусловлен индивидуальной специфичностью пловца: длиной его рук и ног, функциональным состоянием, техникой плавания, а также дистанцией.
Чем выше темп и шаг, тем выше скорость плавания. Темп и шаг пловца — объекты подготовительного действия, и они могут быть применены в качестве управляемых величин в ходе совершенствования техники плавания.
Другой параметр, определяющий технику плавания — это внутрицикловая скорость. Ее модификация происходит по-разному, и у каждого пловца она имеет различные показатели.
Анализ техники профессиональных пловцов утверждает, что она характеризуется следующими критериями:
– результативностью гребковых движений;
– гидродинамической специфичностью фигуры пловца;
– устойчивостью организма пловца к гипоксии.
Оздоровительный вид плавания является массовым физкультурно-оздоровительным способом работы с группой людей. Занятие плаванием, которое проводится регулярно, помогает укреплению мышечного аппарата, активности связочно-суставного аппарата, благотворно влияет на нервную систему, активизирует обмен веществ, улучшает работу сердечно-сосудистой системы и органов дыхания и является хорошим способом для закалки организма.
Лечебный вид плавания — способ лечебной физической культуры, ее специфичность — одновременное воздействие воды и активных движений в воде. Определенная, установленная нормам мышечная работа в воде является немаловажным фактором для лечебных целей.
Прикладной вид плавания — способность индивида находиться в воде и произвести там жизненно важные мероприятия. Данный вид плавания является частью профессиональной деятельности персоналов спасательных структур. Прикладное плавание разделяется на следующее: преодоление водных преград, прыжки в воду, спасение утопающих людей.
Игровой вид плавания — это подвижные игры в водной среде. Например, водное поло, которое признано олимпийским видом спорта.
Фигурный — художественно-синхронный вид плавания. Данный вид плавания включает в себе комплекс движений, в который входят элементы хореографии, акробатики и гимнастики. Это один из самых уникальных и зрелищных видов водного спорта, включающий одиночные и парные соревнования. Начиная с 1996 года, команды для соревнований состоят из 8 спортсменок. Этот вид водного спорта также признан олимпийским видом.
В современном спортивном плавании общепризнано в основном наличие четырех стилей плавания: кроль на груди, кроль на спине, брасс и баттерфляй.
Кроль на груди – скоростной и экономичный способ плавания. Кроль на груди широко распространен при дальних заплывах и на марафонских дистанциях. Данный стиль обладает и прикладным значением: благодаря ему можно преодолевать длинные расстояния и подплыть к утопающему. Детали техники кроля на груди применяются для транспортировки утопающего, а также для перемещения грузов.
Современная техника кроля определяется горизонтальным положением тела, попеременными движениями ног, попеременными движениями рук, проносом рук в подготовительном для гребка движении над поверхностью. В стиле кроль на груди тело в воде занимает относительно высокое, вытянутое и хорошо обтекаемое горизонтальное положение. Голова держится на продольной оси тела строго, лицо опущено в воду, а взгляд направлен вперед-вниз. Движения рук при плавании кролем носят разнонаправленный характер. Отсюда, когда одна рука совершает гребок, вторая находится в фазе возвратного движения.
Движения ногами при плавании кролем попеременные. Направления движений: снизу вверх и сверху вниз. Снизу вверх — подготовительное движение, а сверху вниз — рабочее движение. Рабочее движение, направленное вниз, за счет сокращения подвздошно-поясничной мышцы и прямой мышцы бедра начинается от бедра. Подготовительное движение, направленное вверх, за счет сокращения ягодичных мышц — средней и большой мышцы, также начинается от бедра. Затем, очень быстро в это движение включается задняя группа мышц бедра. Эти группы мышц разгибают ногу в тазобедренном суставе. На протяжении обеих фаз происходит подошвенное сгибание. Данный процесс обнаруживается и за счет сокращения икроножной и камбаловидной мышц, и за счет сопротивления воды при движении ног вниз.
Кроль на спине как стиль плавания был впервые включен в программу Олимпийских игр в 1904 г. В целях прикладного вида плавания кроль на спине используется для буксировки людей и предметов. При таких условиях пловец движется ногами.
Техника движений стиля кроль на спине имеет много общего со стилем кроль на груди. Здесь также пловец в воде занимает положение, близкое к горизонтальному положению. Движения руками выполняются попеременно. В нем выделяется фаза гребка, которая состоит из входа руки в воду, захвата и непосредственно гребкового движения, а также фаза возврата. Из за вращения руки в плечевом суставе, кисть руки входит в воду до мизинца. Рука выпрямлена в локтевом суставе, а тело вытянуто в одну линию. Различие кроля на спине от баттерфляя и кроля на груди в том, что в фазе захвата главную роль играет широчайшая мышца спины. На протяжении фазы гребка широчайшая мышца спины и большая грудная мышца остаются главной движущей силой. Движения ногами попеременные, в направлениях сверху вниз и снизу вверх. Сверху вниз — подготовительное, снизу вверх — рабочее движение.
Положение головы во время плавания стилем кроля на спине достаточно стабильное. Шея находится в прямом положении. Мышцы шеи расслаблены. Взор пловца устремлен вверх и немного назад. Ось головы пловца является продолжением оси туловища. Лицо пловца находится над водой.
Стиль плавания баттерфляй (от анг. Butterfly — «бабочка») — плавание на животе. При данном стиле плавания руки осуществляют синхронные движения. Руки пловца в момент входа в воду вытянуты вперед. Большая грудная мышца и широчайшая мышца спины в фазе гребка составляют главную движущую силу. В стиле баттерфляй тело не поворачивается вокруг продольной оси, а осуществляет волнообразные движения. Следственно, верхняя половина туловища поднимается, чтобы облегчить пронос рук над водой.
Ноги движутся синхронно. Рабочее движение, которое направлено вниз, начинается с сокращения подвздошно-поясничной мышцы и прямой мышцы бедра, сгибающих ногу в тазобедренном суставе. Ноги осуществляют одновременно волнообразные движения. Стиль плавания баттерфляй является наиболее энергозатратным стилем в плавании.
Брасс — один из древнейших стилей плавания. Здесь движения ногами одновременны и симметричны, также подразделяются на фазы: подготовительные и рабочие. Ноги вытянуты вдоль продольной оси тела и соединены. Наиболее значительный элемент техники подготовительного движения — разведение коленей в стороны. Существенным моментом техники плавания стилем брасс является отсутствие паузы между подготовительным и рабочими движениями. Движения руки подразделяются на гребковые и возвратные. Гребки начинаются, когда обе руки вытянуты перед головой. Рабочая фаза движений ногами — отталкивание наружу-назад — начинается перед вышеупомянутой фазой.
Занятие способами плавания, какими бы они не являлись, всегда одаривают наш организм положительными эмоциями. Следственно, повышается иммунитет организма к различным заболеваниям, возрастает позитивное влияние на состояние ЦНС и укрепляется весь организм. Наряду с многочисленными позитивными аспектами плавание также имеет противопоказания. Защитные способы в процессе плавания являются жизненно-важным фактором.
Каждый пловец должен обладать умением оказание помощи тонущему человеку. Услышав сигнал о помощи, нужно быстро спешить на помощь. Существует вероятность, что тонущий человек попытается схватить спасателя за руки, ноги, голову… Необходимо знать элементарные способы освобождения от захватов. Правила следующие: активное действие незахваченной конечностью; если ни один из приемов не окажется успешным, то следует с утопающим уйти под воду: тогда утопающий сам «отцепится».
Для освобождения от захвата спасатель ладонью одной руки упирается в подбородок, и отталкивает голову назад, одновременно другая рука придерживает тело тонущего за поясницу. В случае захвата за руки необходимо выполнить резкое движение в стороны, надавливая на большие пальцы рук тонущего. Если пострадавший обнаруживается на дне, то его берут под руки, за руки или за волосы, отталкиваются от дна и вместе с ним поднимаются на поверхность.
Безусловно, предусмотреть все потенциальные варианты сложных жизненных ситуаций, в котором может оказаться спасатель, невозможно.
Освободившись от захвата и подняв утонувшего со дна, его транспортируют к берегу. Способ транспортировки зависит от подготовленности пловца и поведения пострадавшего. Известные способы транспортировки:
- Транспортировка пострадавшего за волосы. Таким образом, транспортируют человека, потерявшего сознание. Движения выполняются ногами (брассом, кролем) и свободной рукой.
- На спине за подбородок. Лежа на спине, взять пострадавшего за подбородок и плыть на спине, работая ногами брассом.
- Снизу под руку. Спасатель находится на боку, «верхней» рукой снизу под руку берет утопающего за подбородок и транспортирует, выполняя движения на боку и совершая гребковые движения другой рукой.
- Снизу под две руки. Если утопающий окажется уж больно «буйным», то спасатель берет его за дальнюю руку, «продев» под обе руки пострадавшего свою верхнюю руку, далее, ложится на бок и в таком положении реализует транспортировку. Главные и неотлагательные требования к приемам транспортировки — скорость передвижения с утопающим и обеспечение возможности дыхания ему.
Перед тем, как приступить к оказанию первой помощи, необходимо ускоренно и тщательно осмотреть пострадавшего. При этом основную ориентацию нужно делать на окраску кожных покровов, состояние его дыхания, ширину зрачка, глазные рефлексы и состояние сердечной деятельности. Помощь пострадавшему должна оказаться в силу тяжести его состояния.
Если пострадавший в сознании, то в первую очередь его нужно согреть и успокоить. Иногда пострадавшего извлекают из воды в бессознательном состоянии, но при этом сердечная деятельность сохранена и на «лучевой» артерии прощупывается пульс, дыхание же поверхностное или полностью отсутствует. Кожные покровы синюшные, но глазные рефлексы сохранены. Во время оказание помощи такому пострадавшему необходимо уделить основное внимание тому, чтобы восстановить дыхание. Для того, чтобы дыхание восстановилось, необходимо удалить воду из легких и желудка, очистить полость рта и приступить к искусственному дыханию.
Последовательность работы во время оказания первой помощи включает следующие стадии:
– обеспечение свободы дыхания и кровообращения (расстегивание одежды);
– согревание пострадавшего и приведение его в сознание;
– открывание и очистка рта;
– удаление воды из дыхательных путей, легких и желудка;
– меры по восстановлению дыхания и кровообращения.
В таких случаях, если обнаруживается потеря сознания или обморок, пострадавшего необходимо положить так, чтобы голова оказалась чуть ниже ног, тем самым увеличить венозный возврат и восстановить нарушенное перераспределение крови. Для того, чтобы вернуть пострадавшего к сознанию, можно побрызгать на его лицо и грудь холодной водой или дать понюхать раствор нашатырного спирта, пощекотать ноздри, похлопать ладонями по лицу или пощекотать корень языка тоненькой веточкой. Если при проведении всех вышеупомянутых мероприятиях сознание к утопающему не вернется, его дыхание и сердечная деятельность не улучшаются, то тогда приступают к искусственному дыханию.
Перед тем, как приступить к искусственному дыханию, нужно расстегнуть одежду утопающего, вытащив его из воды, сначала необходимо освободить от воды, ила, песка полость его рта, носа, верхних дыхательных путей, желудка. Рот утопающего открывают пальцами, обернутыми мягкой тканью. Потом укладывают его животом на бедро согнутой ноги спасателя так, чтобы голова пострадавшего была ниже таза. Открыв рот и очистив ротовую полость, удаляют воду, сдавливая нижнюю часть грудной клетки в ритме 14–18 раз в минуту. Вытаскивая наружу язык, закрепляют его и немедленно приступают к искусственному дыханию.
Искусственное дыхание способом «рот в рот» широко распространено. При этом пострадавшего укладывают на спину или сажают. Запрокидывают голову. Спасатель выдыхает из своих легких воздух в рот пострадавшего, а нос зажимается. Выдох часто бывает пассивным, а иногда его специально отсасывают. Вдувания и паузы между ними должны чередоваться ритмично: для взрослых оно должно составлять 12–14 раз в минуту, а для детей оно должно производиться 18–20 раз в минуту. Спасательный фактор вышеупомянутого способа — рефлекторная стимуляция дыхательного центра. Она осуществляется не только за счет расширения грудной клетки при заполнении выдыхаемым воздухом, но и за счет повышенного содержания углекислоты в выдыхаемом воздухе, которая является мощным раздражителем дыхательного центра.
Как было упомянуто выше, предусмотреть всевозможные жизненные варианты сложно. Поэтому, каждому пловцу необходимо быть готовым к разным жизненным ситуациям различной сложности.
Литература:
- Волков В. М., Филин В. П., «Спортивный отбор»: Москва, «Физкультура и спорт», 2008
- Коробков А. В., Головин В. А., Масляков В. А., «Физическое воспитание»: Москва, «Высшая школа», 2006
- Лях В. И., Зданевич А. А./ под ред. В. И. Ляха, Физическая культура 8–9 классы, учебник для общеобразовательных учреждений, М., «Просвещение», 2012
- Маклауд Й., Анатомия плавания; пер. с анг. Борич С. Э. — 2-е изд. — Минск: Попурри, 2013. — 200 с.: ил.
- Мельникова О. А. Плавание. Теория. Методика. Практика: учеб. пособие / О. А. Мельникова. — Омск: Изд-во ОмГТУ, 2009. — 80 с.
- Погребной А. И., О некоторых принципах обучения плаванию / А. И. Погребной // Теория и практика физической культуры. — 199. — № 3.