В тексте представлены перспективы развития информационного поля в СМК, перечислены воздействия рекламы на восприятие общества и создание массовой культуры, выделены перспективы развития и преимущества.
Ключевые слова : СМК, воздействия рекламы, массовая коммуникация, культура.
Массовая коммуникация существует с древних времен, когда она присутствовала в основных формах вербального и невербального общения.
С течением времени средства массовой информации сильно трансформировались из средства публичной коммуникации в глобальную платформу социальной коммуникации, где люди могут свободно выражать свои мысли. Новые технологии и платформы социальных сетей изменили восприятие мира, сформировали массовую культуру, массовое общество.
Кроме того, этот всплеск инноваций и технологий также стимулировал развитие медиаиндустрии, что привело к появлению колоссальных карьерных возможностей в этой области.
Сущность средств массовой коммуникации, их значение и развитие очень важны для современного общества, ведь благодаря этому происходит формирование и функционирование общественных институтов. На сегодняшний день существует множество различных каналов и средств для передачи информации, они постоянно совершенствуются, позволяя с лёгкостью донести необходимую информацию до масс.
Охват и влияние средств массовой информации повсеместны и неисчислимы. Абсолютно все подвергаются этому воздействию, благодаря чему можно повлиять на то, как мы будем относится к продуктам, людям, событиям и многому другому. К одним из самых эффективных средств массовой информации относят: интернет, телевидение и радио, т. к. они могут одновременно охватить широкую аудиторию.
Проблема современных СМИ и общества заключается в колоссальном влиянии первых на последнее. Речь идет не только о «массовой информации», но и о массовой культуре, массовом обществе.
Процесс, в котором человек, группа людей или организация отправляет сообщение через канал связи большой группе анонимных и разнородных людей и организаций, называется системой массовой коммуникации.
Выделяют следующие подсистемы массовых коммуникаций:
- Аудитория. (Аудитории могут быть различны, и отличаться по возрастам, религиям, интересам и др.)
- Организации. (Которые делятся на два типа: а) те, которые частично формируют контент, определяют содержание и ставят цель; б) те, которые полностью формируют контент и распространяют его целевой аудитории.)
- Заказчики контента. (Люди, заинтересованные в содержании и распространении.)
- Подсистема контроля, включающая в себя:
– органы власти;
– разного рода независимые организации, осуществляющие аккредитации и контроль;
– ассоциации, сообщества, общины и т. д.
По средством информирования разных групп общества, складывается массовая культура, которая активно проникает во все сферы человеческой жизни. Массовая культура представляет собой часть общественной жизни, которая формирует и транслирует культурные ценности для общего потребления.
Выделяют три основных группы функций средств массовой коммуникации:
- Удовлетворение потребностей человека как личности.
- Удовлетворение потребностей определенных социальных групп общества и человека как одного из членов группы.
- Удовлетворение потребностей общества в целом как целостной социальной системы и соответственно человека как члена общества.
Социальная коммуникация должна учитывать все аспекты предпочтений социальных групп общества, их потребности и психологические особенности людей, таким образом СМК реализует свои социальные функции. Иначе, передаваемые средствами массовой коммуникации, будут не поняты или не приняты аудиторией.
Таким образом, система средств массовых коммуникаций — это сложная система, которая включает в себя аудиторию, средства воздействия на нее, каналы распространения информации и сам контент (распространяемую информацию), по сути, воздействие СМИ на аудиторию сегодня — один из важнейших элементов управления обществом как со стороны государства, так и со стороны бизнеса, использующего систему массовых коммуникаций для формирования потребительского поведения.
Массовая коммуникаций оказывает влияние на эмоциональную и ценностную сферу общества, тем самым формируя определенные ценности и поведение, выгодные тому, кто распространяет информацию, что может порождать негативные для общества последствия в виде социальных конфликтов, эмоционального угнетения и т. д.
Контроль за системой массовой коммуникации позволяет, по сути, навязывать свою волю выбранной аудитории, что порождает необходимость контроля за содержанием и распространением контента в массы.
Литература:
- Болокова М. А. Средства массовой коммуникации как фактор формирования массовой культуры в информационном обществе /М. А. Болокова, А. А. Безрукова //Вестник Адыгейского государственного университета. — 2019. — № 1 (234). — С. 163–168.
- Гилева Е. А. Средства массовой коммуникации /Е. А. Гилева //Colloquium-journal. — 2019. — № 13–6 (37). — С. 88–90.