В статье уделяется внимание основным ошибкам родителей и взрослых, несущих ответственность за воспитание детей. Рассматриваются основные причины возникновения детских неврозов, связанных с неправильным воспитанием и предлагаются рекомендации по предупреждению возникновения данных неврозов.
Ключевые слова: воспитание, ребенок, родитель, личность.
Правильный подход к воспитанию ребенка с рождения гарантирует его успешную самостоятельную и счастливую жизнь в будущем. Но даже благонамеренный родитель может влиять на своего ребенка как положительным, так и отрицательным способом. С каждым годом возрастает количество детей, которым поставлен диагноз какого-либо нервного заболевания. [2] Большинство родителей либо не обращают внимания, либо поверхностно относятся к проблемам детей. Подростковые неврозы, как правило, лишь следствие тех проблем, тянущихся из раннего детства. [3] Также доказан факт того, что детская травма влияет на физическое здоровье человека в зрелом возрасте. [1] Родителям важно знать, каким образом они формируют личность ребенка и понимать, какие ошибки совершают в воспитании.
Понятийный аппарат:
Воспитание — целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. [23]
Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контексте социальных отношений, общения и предметной деятельности. [24]
Невроз — название группы нервно-психических расстройств, возникающих по причине острых и хронических психологических травм и характеризующихся отсутствием качественных изменений психической деятельности. [25]
Самооценка — представление человека о важности своей личности и деятельности среди других людей. [26]
Родители — ближайшие родственники человека, составляющие основу его семьи (отец и мать). [27]
Ребёнок — человек в период детства. [28]
Гипоопека — тип воспитания в семье, характеризующийся тем, что дети лишаются необходимых им заботы и внимания. [29]
Гиперопека — это отношения между родителями и детьми, для которых характерно повышенное внимание, чрезмерная забота, тотальный контроль поступков и действий ребенка. [30]
Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) — тяжёлое психическое состояние, возникающее в результате единичного или повторяющихся событий, оказывающих сверхмощное негативное воздействие на психику индивида. [31]
Психика — совокупность мыслительных процессов и явлений; специфический аспект жизнедеятельности животных и человека в их взаимодействии с окружающей средой. [32]
Окружение ребенка в раннем детстве определяет успешность формирования его личности. Важнейшими жизненными ориентирами для малыша становятся мать и отец. Домашнее воспитание характеризуется сугубо индивидуальным и персонализированным воздействием, посредством которого и происходит формирование личности ребенка. Чем в более младшем возрастном периоде находится ребенок, тем органичнее сочетается обучение и воспитание, присмотр и забота. Также существенную роль в становлении и развитии играет общение. Правильный образ себя самого у ребёнка появится лишь тогда, когда окружающие его люди в этом искренне заинтересованы.
Социум, безусловно, накладывает на формирование личности ребенка отпечаток, но основа, поведенческая модель и манера коммуникативного взаимодействия закладывается семьей. Организуя процесс воспитания следует учитывать возрастные особенности ребенка. Малышу важно не испытывать ограничений при взаимодействии с родителями. Положительная, эмоционально окрашенная оценка со стороны родителей поступков и личностных качеств ребёнка порождает у него уверенность в себе, веру в свои способности и возможности. Вследствие ограниченности знаний и оценки своих возможностей, малыш целиком ориентируется на мнение воспитывающих его людей, что формирует его самооценку.
При переходе от года ко второму году жизни многие дети начинают проявлять непослушание. [4] У ребенка возникает потребность в познавании окружающего мира, потому он повторяет раннюю деятельность. либо совершает новую, проявляя настойчивость и любознательность, получая новый опыт. В это время ребенок наталкивается на сопротивление взрослых. Если взрослый не может объяснить причину запрета, то сталкивается с упорным повторением малышом своих действий. Это есть форма протеста ребёнка против неадекватного поведения взрослого в отношении его. Очень важно обсуждать с ребенком ситуации, которые вызывают у него несогласие, разбираться в причинах этого несогласия, слушать, что стоит за протестом или нежеланием ребенка. [5]
Становление личности ребенка школьного возраста происходит вследствие формирования новых отношений с ровесниками и взрослыми. В межличностном взаимодействии подростки воссоздают или противопоставляют отношения, существовавшие в семейном кругу. Через личностное общение у подростков формируются нормы взаимоотношений и собственное мировоззрение. Происходят изменения в самооценке, когда успехи или неудачи связываются субъектом деятельности с наличием или отсутствием у него необходимых способностей. Самооценка является причиной регуляции поведения и деятельности человека.
Таблица 1
Типы воспитания, отрицательно влияющие на психику ребенка [7;20;21;22]
Тип воспитания |
Как характеризуется |
К чему приводит |
Способы предупреждения |
Гипоопека |
Родители уделяют внимание удовлетворению внешних (видимых) потребностей ребенка: еда, кров, одежда. Внутренние (душевное тепло, любовь, поддержка, интерес) игнорируются. |
Формирование комплекса ненужности; Неуверенность в себе; Замкнутость; Тревожность и страх перед будущим; Потребность доказывать окружающим свою значимость и существование, часто деструктивными методами; Конфликтность, агрессивность; Уход от одиночества и обесцененности в мир иллюзий. |
Часто проводить время с малышом, не отвлекаясь в процессе; Проявлять искренний интерес к жизни малыша; Говорить о теплых чувствах к ребенку каждый день, обнимать (прикасаться); Не игнорировать вопросы или проблемы, даже если те кажутся незначительными; Хвалить и подбадривать, создавать ощущение значимости и успешности |
Гиперопека |
Характеризуется потаканием всем капризам ребенка. Ребенок занимает центральное место в семье в ущерб потребностям и интересам взрослых. |
Инфантильность и капризность; Безответственность; Отсутствие сострадания; Неумение принимать альтернативу, справляться с решениями и принимать отказ; Отсутствие целеустремленности; Манипуляции, чтобы получить желаемое; Концентрация на себе и своей исключительности; Неумение коммуницировать и выстраивать отношения с окружающими людьми; Черствость, проявление нарциссизма; Неумение преодолевать трудности; Истерический невроз. |
Распределять обязанности по дому между членами семьи; Давать возможность делать дела самостоятельно, формируя у ребенка ответственность и уверенность в своих собственных силах; Перестать контролировать каждый шаг ребенка. Ребенок сам должен научиться составлять алгоритмы действий и отвечать за них; Уметь отказывать ребенку, иметь разумные границы дозволенного. |
Жестокое воспитание |
Характеризуется отношениями с ребенком сквозь призму силы, часто физической. Отсутствие у ребенка возможности отстаивать свою точку зрения. |
Неумением сдерживать и контролировать агрессию, срывы на тех, кто слабее; Замкнутостью, обособленностью, враждебность; Безынициативность; Отсутствие навыков коммуникации и социальной адаптивности; Неврастения; Невроз навязчивых состояний тревоги, депрессия, низкая самооценка, симптомы ПТСР, суицидальные наклонности. |
Способы наказания -конструктивные; Нейтрализуйте негативные чувства активной физической деятельностью; В случае, когда не сдержались и ударили ребенка — просите прощения. Так вы учите ребенка тому, что бывают ошибки и можно прощать; Избавьтесь от привычки оценивать поведение ребенка: есть поступок, а есть последствия. |
Воспитание «золушки» |
Обязанности взрослых сбрасываются на ребенка. Взрослые в силу занятости не справляются с тяжелой ношей. Характеризуется неспособностью взрослых брать на себя ответственность. |
Психосоматические заболевания; Желание угождать всем; Неспособности отстоять свои интересы в будущем; Брать на себя больше, чем можно вынести; Роль жертвы или спасателя; Неудовлетворенность жизнью и непонимание себя; Ощущение одиночества в кругу семьи, потерянность, ревность к другим детям, уныние, плаксивость. |
Избавить ребенка от обязанностей взрослых; Не требовать непосильного; Организовывать личное пространство ребенка; Позволять дурачиться и проводить время по усмотрению ребенка; Ценить и благодарить малыша за помощь. Он родился не для помощи взрослым, его труд не обязанность, а дар. |
Повышенная моральная ответственность |
Личность самого ребенка и его потребности в расчет не берутся. Гиперсоциальное воспитание, при котором требуют идеального соответствия с правилами и нормами общества. |
Эмоциональная нестабильность ребенка; Обида или ненависть к тем, перед кем «нужно выглядеть достойно»; Нежеланием заводить семью и рожать детей в будущем, потому что это слишком тяжело; Непонимание своего внутреннего мира и потребностей; Двуличность. |
Не стремиться к идеальному: ошибки — это нормально. Важно жить так, как подходит, удобно и комфортно, а не напоказ. Не требовать от ребенка непосильного: ребенок только учится; Примером демонстрируйте, что такое плохо и хорошо, а не лекциями о нравственности и несоответствии малыша идеалам. Избавьтесь от стандартов «ребенок должен… ». |
Тревожно-мнительное воспитание |
Постоянная тревога о том, чтобы чего не случилось. |
Мнительность, тревожность; Недоверие к миру и окружающим; Низкая самооценка и неуверенность в себе; Боязнь проявить инициативу и риск; Усиленный возрастной страх смерти. |
Позволять проявлять самостоятельность, ошибаться и решать проблемы; Давать право выбора и принятия решений; Не требовать от ребенка раскрывать свои секреты. Они есть у каждого. |
Противоречащее |
Сложный и наиболее дисфункциональный тип. Характеризуется разными позициями родителей на предмет правильного типа. |
Истерики, эмоциональные срывы; Невосприимчивость к информации; Неусидчивость; Манипулирование родителями; Капризность, инфантильность, обидчивость; Эмоциональная закрытость, суицидальные наклонности; Невроз навязчивых состояний. |
Построить теплые доверительные отношения с другими людьми: родственники, друзья, учителя, наставники; Поиск консенсуса между парой самостоятельно или с помощью психологической консультации. |
Симбиотическое |
Отсутствие разделения Я-матери и Я-ребенка. Бессознательное стремление остаться с ребенком навсегда, невзирая на его взросление и потенциальный уход во взрослую жизнь. Замещение потребностей ребенка своими. |
Неспособность принимать решения; Отсутствие самостоятельности; Зависимость от мнения матери; Неуверенность в себе; Апатия к жизни. |
Позволять ребенку занимать своими делами самостоятельно; Матери оставить малыша в покое и заняться своей жизнью и саморазвитием. Не преуменьшать способностей ребенка; Не высмеивать проявления самостоятельности: Не указывать, что делать и когда; |
Преднамеренное лишение любви |
Вариант деструктивного воспитания, при котором за любое нарушение правил или оплошность ребенка лишают внимания, заботы и любви. |
Чрезмерная услужливость, жертвенность или девиантное поведение с целью обратить на себя внимание; Ощущению беспомощности, неуверенности в себе: Тревожность перед миром и людьми. |
Ребенок должен быть уверен в родительской любви. И дети, и взрослые совершают непростительные проступки, но нет ничего страшнее осознания, что родители тебя не любят. |
Воспитание чувством вины |
Предусматривает стремление взрослых получить благодарность от ребенка за их вложения. |
Комплекс неполноценности у ребенка; Отсутствие самостоятельности; Низкая самооценка и неуверенность в себе; Страх совершить поступок и рисковать; Ответственность за решения других. |
Малыш не в ответе за воспитание родителями его самого. Не стоит требовать благодарности от того, кому родители должны по факту его существования и согласно своему решению. |
Культ болезни |
Состояние здоровья ребенка ставится во главу и все семейные взаимоотношения основываются на этом. Улучшение состояния игнорируется или бессознательно отвергается. |
Манипулирование родителями; Инфантилизм, робость, тревога перед самостоятельностью и здоровым образом жизни. |
Вместо честных выяснений отношений, развода или серьезных решений проще закрыть глаза и отдаться уходу за больным ребенком. Поэтому куль болезни — сигнал к тому, чтобы поговорить и решить семейные проблемы. |
Формирование личности ребенка зависит так же и от личностных качеств родителей, их поведения, отношений, манер и мировоззрения. Выделяются четыре основных пассивных типа воздействия личности родителя на личность ребенка. [6]
- Имитация
Дети подражают своим родителям, неосознанно усваивают отношения и эмоции своих родителей. Так как другие нормы поведения в социуме для него пока не доступны, эталоном для малыша будут родители и другие участники семейных отношений.
- Идентификация
Разделение взглядов, отношений и чувств родителей, отождествление собственного мировоззрения и поведения с мировоззрением и поведением родителей.
- Реакция
Поведение, прямо противоположное поведению родителей. Реакцию чаще можно наблюдать у подростков, хотя она может наблюдаться и в течение всей жизни.
- Проекция
Собственные субъективные мысли, а также чувства, эмоции, намерения и опыт переносятся на других, приписываются другим людям. Человек ошибочно рассматривает все то, что происходит внутри себя, как приходящее вовне.
Рассматривая обращения родителей к профессионалам, можно выделить основные советы и замечания психологов [18;19]:
– Раздражение малыша чаще всего вызвано нарастающим чувством неприязни, а не простым непослушанием. Причина в родителе и стоит поразмыслить над тем, когда чувство неприязни возникло впервые. [8]
– Родитель должен помнить, что не нужно сравнивать своего малыша с другим. Двух одинаковых детей не бывает. [9]
– Нельзя ругать ребенка, когда он плохо себя чувствует или очень устал. [10]
– Родитель всегда должен найти время поговорить с ребенком, уметь слышать то, что он боится сказать; [11]
– Ребенку полезно давать действовать самостоятельно, тем самым раскрывая его личность. [12]
– Не опускаться до крика, угроз, телесных наказаний и унижений; [13]
– Не ограничивать личное пространство малыша, доверять ему; [14]
– Любить его без условностей и критериев [15]
– Родителям стоит обращать внимание на свои поступки, прежде чем отчитывать ребенка и считать его проблемным [16]
– Не навязывайте свое мнение и позицию — просто делитесь своими ценностями. [17]
Пример родителей, коммуникация с окружающими, забота и внимание — основные условия, обеспечивающие успешное формирование личности ребенка. Даже незначительные ошибки в воспитании в детстве могут пагубно сказаться на жизни ребенка в будущем. Только родитель в силах развить у ребенка верное восприятие мира и вырастить сильную и здоровую личность. Но воспитание детей следует начать с собственного воспитания.
Литература:
- Светлана Дурбой. Гид по психотравмам: как неприятные события из детства портят взрослую жизнь // афишаDaily — 2018г. // URL: https://daily.afisha.ru/relationship/10430-gid-po-psihotravmam-kak-nepriyatnye-sobytiya-iz-detstva-portyat-vzrosluyu-zhizn/
- Основы семейного воспитания. Дети с нервно-психическими отклонениями. Особенности воспитания нервных детей в семье. // URL: https://studwood.ru/2139606/psihologiya/deti_nervno_psihicheskimi_otkloneniyami_osobennosti_vospitaniya_nervnyh_detey_seme/
- Детская психология. Неврозы у детей. // Детство — 2005г. // URL: https://detstvo.ru/psychology/ps_nevroz/
- Р. С. Немов. Общие основы Психологии. //Раздел III. Формирование личности ребенка. // URL: https://www.booksite.ru/localtxt/ne/mov/cha/sti/dva/7.htm
- Карамян К. Р. Причины детской агрессии или как воспитать неагрессивного ребенка // 2015г. // URL: https://www.b17.ru/article/34837/
- Влияние родителей на формирование детей. // 2016г. // URL: https://childdevelop.ru/articles/psychology/791/
- 13 типов воспитания, которые искалечат психику ребенка. // URL: http://evrikak.ru/info/tipy-vospitaniya-kotoryie-iskalechat-psihiku-rebenka/
- Влияние неправильного воспитания на ребенка. // URL: https://vospitannie.ru/rebenka/durnoe-vospitanie.html
- Валентина Зайцева. Одинаковых детей не бывает // 2007г. // URL: https://zdd.1sept.ru/article.php?ID=200701903
- 10 типичных ошибок родителей в воспитании детей. // URL: https://tepping-test.ru/interesno-znat/nepravilnoe-vospitanie-detej-2.html
- Правильное общение детей и родителей. // 2015г. // URL: https://childdevelop.ru/articles/psychology/175/
- Проявление самостоятельности у ребенка и ее развитие. // 2017г. // URL: https://www.omsk.kp.ru/daily/26684.5/3707880/
- Как воспитать ребенка без криков, наказания и угроз. // URL: https://kreativlife.ru/kak-vospitat-rebyonka-bez-krikov-nakazaniya-i-ugroz/
- Разговоры о личном: зачем ребенку личное пространство. // 2017г. // URL: http://nii-evrika.ru/razgovory-o-lichnom-zachem-rebyonku-lichnoe-prostranstvo/
- Александра Янчишен. Любовь без условностей. // 2019г. // URL: https://www.b17.ru/article/134626/
- Александра Желудова. 5 детских поступков, на которые родители реагируют неправильно. // 2020г. // URL: https://letidor.ru/psihologiya/5-detskikh-postupkov-na-kotorye-roditeli-reagiruyut-nepravilno.htm?utm_referrer=mirtesen.ru
- Не навязывайте ребенку авторитетное мнение. // URL: https://www.baby.ru/journal/rebenok-samostoyatelnost-fraza/
- М. Н. Ларионова. Причины обращения родителей младших школьников к психологу-консультанту. // URL: http://profilaktika.tomsk.ru/?p=20134
- Причины для обращения с ребенком к детскому психологу. // URL: https://www.b17.ru/blog/41956/
- Анастасия Антонова. Типы воспитания детей. // URL: http://psychologiclub.com/tipy-vospitaniya-detej/
- Типы дисгармоничного воспитания. // 2013г. // URL: https://klubkom.net/posts/4511
- Типы воспитания. // 2018г. // URL: https://emberint.ru/articles/tipy_vospitaniya/
- Понятие воспитания. // 2014г. // URL: https://studopedia.ru/3_190603_ponyatie-vospitaniya.html
- Личность. // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Личность
- Невроз. // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Невроз
- Самооценка. // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Самооценка
- Родители. // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Родители
- Ребенок. // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Ребёнок
- Гипоопека. // URL: https://psyholic.ru/deti/gipoopeka.html
- Гиперопека. // URL: https://www.krasotaimedicina.ru/diseases/children/hyper-guardianship
- Посттравматическое стрессовое расстройство. // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Посттравматическое_стрессовое_расстройство
- Психика. // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Психика