В статье анализируется роль познавательных стратегий в процессе изучения лексики иностранного языка учащимися средней школы. Сделан вывод о том, что изучение данных стратегий позволяет выбрать педагогу наиболее эффективную методику обучения иностранному языку.
Ключевые слова: познавательные стратегии, языковая компетенция, иностранный язык.
Лексика иностранного языка является одним из важных параметров языковой компетенции. В формировании языковой компетенции внимание уделяется развитию понимания значения изученных лексических единиц, а также их правильное употребление в речи [10, c. 52]. С учётом психофизиологических особенностей учащихся средней школы ведущим принципом обучения английскому языку является принцип коммуникативной и когнитивной направленности. Данный принцип заключается в умении отбирать речевой, языковой, фактический материал, коммуникативно-значимый для формирования общения в различных ситуациях, использование полифункциональных упражнений и английского языка, как рабочего языка на уроках иностранного языка [10, c. 45–56].
Изучение трудностей в изучении лексики иностранного языка способствует формированию принципа и подхода к преподаванию. Говоря о проблемных аспектах, возникающих в процессе изучения учениками средней общеобразовательной школы лексических единиц, Е. В. Свалова выделяет такие трудности среди школьников, как запоминание лексики, правильное использование, воспроизведение, а также узнавание лексических единиц, употребление лексических единиц в пределах необходимой тематики общения [8, c. 123].
В настоящее время существует множество методик и принципов преподавания иностранного языка.В учебном процессе ученик использует познавательные стратегии, которые направлены на решение учебных задач. Стратегия — определённый набор операций выполнения задания, которые направлены на достижение конечной цели. Использование всего набора стратегий не является врождённым умением, поэтому в успешности их использования важную роль играет учебный опыт [13, с. 34]. Л. В. Трофимова отмечает, что познавательные стратегии формируются под влиянием стилей обучения, мотивации, веры в собственные способности [12, с. 56].
Успешное развитие употребления той или иной стратегии осуществляется с учётом психологических и когнитивных особенностей учеников. В. А. Крутецкий отмечает, что для подростка необходима смена старых форм и методов обучения, характерная для учеников младших классов, так как мыслительная деятельность подростка имеет свои особенности. Отмечается, что у учеников средней школы сильнее развито абстрактное мышление. В то же время конкретно-образное мышление продолжает играть важную роль в процессе конкретизации, иллюстрирования, раскрытия содержания понятия [2, c. 203].
А. А. Плигин замечает, что познавательные стратегии помогают понять индивидуальные трудности учения и определить индивидуальную траекторию развития ученика [6, с. 9]. А. В. Щепилова выделяет пять стратегий по типу участия ученика в процессе обучения: когнитивные, метакогнитивные, аффективные, социальные и компенсаторные [13, с. 34].
Метакогнитивные стратегии включают в себя умение концентрироваться, идентифицировать проблему, планировать, контролировать и корректировать результаты [13, с. 34–35]. Именно метакогнитивная стратегия способствует развитию самостоятельности в учении ученика. Отсюда следует сделать вывод, что в обучении второму языку развитию метакогнитивной стратегии должно уделяться особое внимание [13, с. 38].
Когнитивные стратегии можно поделить на две большие категории в зависимости от этапа обучения. Первая группа включает в себя стратегии концептуализации или образования понятий. Вторая группа описывает стратегии, функционирующие на этапе запоминания, — мнемические стратегии [13, с. 35].
Когнитивные стратегии концептуализации начинаются с поиска определённых признаков, их анализа и классификации по специфическим критериям. Затем устанавливается корреляция с уже имеющимися значениями. На последнем этапе может осуществляться догадка по контексту, а также перевод [13, с. 35]. А. П. Синельников утверждает, что перевод иностранного слова на родной язык оказывает стимулирующее действие только на первых этапах изучения иностранного языка. В дальнейшем переводной метод препятствует развитию интуитивной догадки и готовности к восприятию чужой речи [9, с. 13].
Мнемические когнитивные стратегии включают в себя различные техники запоминания, варьирующиеся от простого повторения вслух до употребления слова в контексте. Помимо конспектирования используются ассоциативные запоминания с помощью ключевых слов, картинок, семантических полей, классификации, а также систематизация с помощью различных схем [13, с. 37].
Выбирая ту или иную мнемическую стратегию обучения лексике иностранного языка важно также учитывать возрастные особенности памяти у подростков. Известно, что объём памяти у старших детей увеличивается. У младших детей нет достаточного опыта запоминания и их память основана на многократности повторений [1, c. 117]. А. Д. Никитина замечает, что для успешного усвоения слова важна его повторяемость. Однако нельзя сказать точно, какое число повторений требуется, так как запоминание происходит индивидуально и достигается с помощью индивидуальных домашних заданий [3, с. 49].
Одним из способов схематизации лексического материала является построение лексической таблицы. Лексическая таблица напоминает ассоциограмму. В центре пишется тема, ключевое понятие урока. Лексические единицы сгруппированы по смыслу и способствуют комбинированию слов. Е. И. Пассов предлагает к незнакомым словам, к словам, о значении которых нельзя догадаться, добавлять перевод. Лексическая таблица содержит личностно-смысловые связи слова, что способствует прочному запоминанию лексических единиц [5, с. 374].
Социаффективные стратегии построены на основе взаимодействия с другими учащимися. Стратегии включают в себя: сотрудничество, перепроверку, а также переспрос. С психологической точки зрения социаффективные стратегии развивают умение контролировать эмоции и учат самоподбадриванию [13, с. 36–37]. Одним из успешных способов интеракции между учениками на уроках является использование ролевой игры. Т. Л. Олейник подчёркивает, что ролевая игра способствует развитию самостоятельности и обеспечивает общение учеников на взрослом уровне [4, c. 27]. Г. В. Рогова выделяет несколько разновидностей ролевой игры: сказочного характера, бытового и мировоззренческого содержания [7, с. 135].
Компенсаторные стратегии способствуют преодолению недостатка знаний с помощью подбора синонимов, сокращений, а также употребления интонационных средств. В качестве интонационных средств выделяется: перефраз, паралингвистические средства, словотворчество, использование средств другого языка, поиск опор и заполнителей пауз [13, c. 37]. Существуют различные упражнения, помогающие развить компенсаторную компетенцию у учащихся. Среди них можно выделить такие упражнения, как установление соотнесения между словами, вероятностное прогнозирование, перефраз, восстановление предложений, слов, а также решение проблемных ситуаций [11, c. 28].
Стоит добавить, что компенсаторные стратегии могут использоваться обучающимися с разной долей успешности, так как у школьников по-разному развита память. У учащихся с высоким уровнем развития памяти есть богатый запас лексических образцов, который доступен в любой момент коммуникации. В то же время у учащихся с низким уровнем развития памяти такой развитой лексической системы нет, вследствие чего они вынуждены прибегать к иным ресурсам в ходе коммуникации. Школьники с аналитическим складом мышления менее склонны запоминать синонимы, так как обладают чётко структурированными представлениями о языке, которые регулярно переосмысливаются [13, с. 22].
В заключение следует отметить, что роль познавательных стратегий в том числе в процессе обучения иностранному языку является недостаточно изученной. Однако нельзя переоценить важность взаимосвязи между интеллектуальным опытом ученика и образовательными результатами. Ученики могут по-разному использовать познавательные стратегии, однако их исследование способствует выбору эффективного метода в обучении иностранному языку.
Литература:
- Вейн, А. М. Память человека / А. М. Вейн, Б. И. Каменецкая. — Москва: «НАУКА», 1973. — 208 c.
- Крутецкий, В. А. Психология обучения и воспитания школьников / В. А. Крутецкий. — Москва: Просвещение, 1980. — 352 c.
- Никитина, А. Д. Курс лекций по дисциплине «Методика обучения основному иностранному языку» (французский язык): для студентов II — III курсов факультета иностранных языков, обучающихся по направлению 050100 педагогическое образование / А. Д. Никитина. — Владимир: ВлГУ, 2014. — 125 c.
- Олейник, Т. И. Ролевая игра в обучении диалогической речи шестиклассников / Т. И. Олейник. — Текст: непосредственный // Иностранные языки в школе. — 1989. — № 1. — С. 27–31.
- Пассов, Е. И. Урок иностранного языка / Е. И. Пассов, Н. Е. Кузовлева. — Москва: «Глосса-пресс»; Ростов-на-Дону: «Феникс», 2010. — 638 c.
- Плигин, А. А. Процедурные знания и познавательные стратегии школьников / А. А. Плигин. // Целенаправленное развитие познавательных стратегий школьников (ЦРПС): из опыта работы экспериментальной площадки. — Владимир: Транзит-ИКС, 2011. — С. 9–26.
- Рогова, Г. В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Г. В. Рогова, Ф. М. Рабинович, Т. Е. Сахарова. — Москва: Просвещение, 1991. — 287 c.
- Свалова, Е. В. Типология трудностей обучения иностранному языку учащихся средней общеобразовательной школы / Е. В. Свалова. — Текст: непосредственный // Педагогическое образование в России. — 2014. — № 10. — С. 120–124.
- Синельников, А. П. Психология обучения иностранным языкам / А. П. Синельников. — Харьков: Изд. группа «Основа», 2009. — 128 c.
- Соловова, Е. Н. Английский язык. Примерная рабочая программа по учебному предмету. 2–9 кл.: учебно-методическое пособие / Е. Н. Соловова. — 2-е изд. — Москва: Академ- книга, 2015. — 112 c.
- Теплова, О. А. Из опыта формирования компенсаторной компетенции на уроках английского языка / О. А. Теплова. — Текст: непосредственный // «Иностранные языки в школе». — 2014. — № 3. — С. 28.
- Трофимова, Л. В. Познавательные стратегии в овладении иностранным языком / Л. В. Трофимова. — Текст: непосредственный // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. — 2001. — № 5. — С. 55–58.
- Щепилова, А. В. Теория и методика обучения французскому языку как второму иностранному: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 033200 «Иностр. яз”. / А. В. Щепилова. — Москва: ВЛАДОС, 2005. — 245 c.