В статье автор представил качественные и количественные результаты экспериментального исследования, проведенного с детьми с умственной отсталостью.
Ключевые слова: умственная отсталость, младший школьный возраст, индивидуальное сопровождение.
С целью определении структуры программ индивидуального сопровождения детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости нами было проведено диагностическое обследование. На основе анализа психолого-педагогических характеристик детей мы выделили следующие сферы, недоразвитие которых будет в значительной степени затруднять процесс обучения:
- Недостатки в развитии познавательной сферы.
- Недостатки в развитии мелкой моторики.
Для диагностики особенностей познавательных процессов мы подобрали следующие методики:
- Методика «10 слов» (А. Р. Лурия)
- Методика «Запомни рисунки»
- Тест Пьерона-Рузера
Таблица 1
Число обработанных фигур |
Ранг |
Уровень концентрации внимания |
100 |
1 |
очень высокий |
91–99 |
2 |
высокий |
80–90 |
3 |
средний |
65–79 |
4 |
низкий |
64 и меньше |
5 |
очень низкий |
За допущенные при выполнении задания ошибки ранг снижается. Если ошибок 1–2, то ранг снижается на единицу, если 3–4 — на два ранга концентрация внимания считается хуже, а если ошибок больше 4, то на три ранга.
Для выявления уровня развития мелкой моторики, её существенных особенностей нами был подобран ряд методик [1, с.35]: Методика «Полоски»; Методика «Дорожки»; Методика «Мячики»; Методика «Лес»; Методика «Узоры»; Методика «Узоры по клеточкам»; Методика «Линии»; Методика «Цветок»; Методика «Домик»; Методика «Фигуры»; Методика «Письмо».
Интерпретация результатов диагностики развития мелкой моторики:
Высокий уровень: Общий результат 27 и более баллов свидетельствует о сформированности и довольно высокой автоматизированности у ребенка навыков графической деятельности (правильно держит карандаш, свободно распределяет мышечную активность кисти и пальцев при работе с ним), а также развитой произвольности (при выполнении задания ориентирует свои действия на внешне заданные условия: разлиновка листа, образец, требования точности). Перечисленные особенности свидетельствуют в пользу высокого уровня развития мелкой моторики у ребенка, что имеет существенное значение для успешного овладения двигательными навыками, необходимыми в учебной деятельности.
Средний уровень: Общий результат от 17 до 26 баллов свидетельствует о достаточной сформированности и умеренной автоматизации у ребенка навыков графической деятельности, а также умеренно развитой произвольности регуляции движений. Такие показатели по основным компонентам мелкой моторики в составе двигательного навыка являются в общем достаточными для дальнейшего обучения.
Низкий уровень: Общий результат 16 и менее баллов свидетельствует о недостаточной сформированности у ребенка двигательного компонента навыка графической деятельности, а также о низком развитии произвольной регуляции и контроля за выполнением движений, требующих точности и достаточной производительности. Такие показатели мелкой моторики могут оказаться недостаточными для успешного овладения основными навыками учебной деятельности в начальной школе.
По методике «10 слов» 60 % испытуемых продемонстрировали низкий уровень развития слуховой памяти, а 40 % — очень низкий. Результаты представлены на рисунке 1.
Рис.1. Уровень развития слуховой памяти у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
В ходе выполнения задания дети не только испытывали трудности при запоминании слов, но и допускали привнесения.
На рисунке 2 наглядно представлены результаты диагностики по методике «Запомни картинку».
Рис. 2. Уровень развития зрительной памяти у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
Выполнение заданий с опорой на зрительные стимулы далось детям с умственной отсталостью легче. Они увереннее называли слова, лучше их припоминали. В результате 70 % обучающихся имеют низкий уровень развития зрительной памяти. Однако 20 % респондентов не смогли припомнить ни одной картинки.
Результаты по тесту Пьерона-Рузера отражены на рисунке 3.
Рис. 3. Уровень концентрации внимания у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
80 % детей демонстрируют низкий уровень концентрации внимания. В процессе выполнения задания они легко отвлекались, сбивались, путали строки. 20 % детей имеют очень низкий уровень концентрации внимания, испытывают большие трудности при попытке сосредоточится на задании.
По итогам исследования мелкой моторики рук у всех испытуемых (100 %) диагностирована недостаточная сформированность двигательного компонента навыка графической деятельности, а также о низкий уровень развития произвольной регуляции и контроля за выполнением движений, требующих точности и достаточной производительности.
Результаты диагностики по всем методикам представлены в сводной таблице (см. табл. 2)
Таблица 2
Сводная таблица результатов диагностики детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями
Показатели Ф.И. |
Уровень развития слуховой памяти |
Уровень развития зрительной памяти |
Уровень концентрации внимания |
Уровень сформированности мелкой моторики рук |
Елена Х. |
очень низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
Дмитрий М. |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
Алексей С. |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
Артем К. |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
Матвей О. |
очень низкий |
очень низкий |
очень низкий |
низкий |
Анализируя данные таблицы видно, что Матвей О. испытывает наибольшие трудности в обучении так как имеет очень низкий уровень развития слуховой, зрительной памяти, низкую концентрацию внимания и низкий уровень развития мелкой моторики. Следует выделить Елену Х., которая продемонстрировала очень низкий уровень развития слуховой памяти. Основываясь на результатах диагностики для каждого ребенка разрабатывается индивидуальная программа психологического сопровождения.
Литература:
- Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. Книга тестов. — М.: ЗАО «РОСМЭН — ПРЕСС». — 2008–80 с.