В статье представлены материалы, с помощью которых было показано влияние карантинных мер, введенных в связи с пандемией COVID-19, на психическое здоровье студентов. В исследовании приняло участие 92 респондента, которыми являлись студенты лечебного факультета медицинского университета в возрасте от 18 до 21 года. Результаты проведенного исследования показали, что после введения режима самоизоляции многие студенты заметили у себя повышение тревожности, раздражительности, что негативно сказалось на их психическом состоянии.
Ключевые слова: психическое здоровье, режим самоизоляции, карантинные меры, пандемия.
The article presents materials that showed the impact of quarantine measures introduced in connection with the COVID-19 pandemic on the mental health of students. The study involved 92 respondents, who were students of the medical faculty of the medical University aged 18 to 21 years. The results of the study showed that after the introduction of self-isolation, many students noticed an increase in anxiety and irritability, which negatively affected their mental state.
Keywords: mental health, self-isolation, modequarantine measures, pandemic.
Длительное пребывание в замкнутом пространстве небезопасно для психики. Это объясняется тем, что вынужденная изоляция в условиях напряженного информационного фона может стать причиной психических расстройств и даже тяжелых форм депрессии. «Для некоторых людей отсутствие социальных связей — то же, что и отсутствие еды», — говорит Джошуа Морганштейн, психиатр и специалист по психическим расстройствам, связанным с катастрофами, из Военно-медицинского университета США.
Несколько недель изоляции могут стать причиной продолжительной тревожности и увеличения количества соматических жалоб. Негативные последствия карантина, отражающиеся на психике людей, достаточно опасны и могут сохраняться даже через 3 года после самоизоляции и быть предиктором симптомов других расстройств. [3, с.15]. Данные состояния могут негативно повлиять на индивидуальное и коллективное психологическое здоровье, поэтому необходимо заниматься планированием и разработкой эффективных стратегий, направленных на снижение негативных психологических последствий, связанных с пандемией.
Цель исследования: изучение особенностей влияния самоизоляции и других карантинных мер на психическое здоровье студентов.
Актуальность исследования: в настоящее время является важным изучение психического состояния студентов в изменившихся условиях. Карантинные меры уходят в прошлое, студенты возвращаются к нормальной жизни. Однако уже сейчас можно сделать острожные прогнозы относительно долговременных последствий длительной изоляции.
Материалы и методы исследования: выборку исследования составили студенты Смоленского государственного медицинского университета. Для проведения исследования была проведена клинико-психологическая диагностика 92 респондентов, которыми являлись студенты лечебного факультета медицинского университета в возрасте от 18 до 21 года. Авторами статьи был разработан индивидуальный личностный опросник, содержащий вопросы, отвечающие задачам данного исследования.
Результаты:
Посредством проведенного опроса было установлено, что большинство студентов (77,2 %) в период самоизоляции были с родными людьми и только 14,1 % студентов провели это время в одиночестве. Необходимо отметить, что 82,6 % студентов считает, что им легче было бы перенести пандемию с родными и близкими людьми, в то время как 14,1 % студентов предпочли бы остаться на карантине одни.
50 % опрашиваемых студентов считают, что у них есть симптомы нарушения психического здоровья, вызванные вынужденной изоляцией, из них 5,4 % обращались за помощью к специалисту (Рис.1)
Рис. 1. Результаты индивидуального личностного опросника «Особенности влияния режима самоизоляции на психическое здоровье студентов в период пандемии COVID-19»
После карантина 15,2 % опрашиваемых стали более раздражительными, 21,7 % отмечают, что стали более внимательными к окружающему миру, в них проснулось сочувствие, сопереживание. 5,4 % студентов заметили появление трудностей при общении с людьми после отмены режима самоизоляции.
Выводы, сделанные в ходе исследования:
Результаты данного исследования показали, что большинство студентов провели карантин со своей семьей, друзьями (77,2 %), 14,1 % студентов оказались в полной изоляции. 82,6 % респондентов считают, что им легче было бы перенести пандемию с родными и близкими людьми, в то время как 14,1 % студентов отметили, что одному это сделать проще. Необходимо выделить, что большинство студентов стремились в этот период избежать одиночества.
Влияние карантинных мер на психическое здоровье респондентов: после нахождения на самоизоляции у 15,2 % студентов возросла раздражительность, 5,4 % опрашиваемых обратили внимание на появление трудностей при общении с людьми, 21,7 % респондентов отмечают что, несмотря на этот сложный период стали более внимательными к окружающему миру, в них проснулось сочувствие, сопереживание.
Необходимо отметить тот факт, что среди тех, кто в период пандемии продолжал волонтерскую деятельность (16 респондентов) не было ни одного человека, испытавшего психические трудности. Забота о других людях и возможность реально им помочь делает волонтеров более устойчивыми психологическими.
Анализируя результаты проделанной работы, можно сделать вывод, что карантин внес множество изменений в жизнь студентов. Большинству удалось избежать серьезных последствий для своего психического здоровья благодаря поддержке родных и близких и волонтерской деятельности, но для многих студентов этот период сопровождался негативными психологическими последствиями. Однако случаи обращения за помощью к специалистам единичны, что может свидетельствовать о недостаточной информированности молодых людей о получении психологической помощи в данной ситуации.
Считаем, что данные, полученные в ходе проведения данной работы, являются важными для работы психологов и педагогов, работающих в высших и средних образовательных учебных заведениях, могут быть полезны в практической консультационной деятельности психотерапевтов.
Литература:
- Алексеенкова, Е. Г. Личность в условиях психической депривации: учебное пособие / Е. Г. Алексеенкова; зав. редакц. Т. Калинина, рук. пр. Е. Паникаровская, вед. ред. Н. Кулагина, лит. ред. В. Пахальян, корр. В. Арон и Е. Павлович. — Санкт-Петербург: Питер, 2009. — 58–63 с.
- Субботина, Л. Ю. Психология защитных механизмов личности: учебное пособие/ Л. Ю. Субботина. — Ярославль: ЯрГУ, 2013.
- Anna Parola, Alessandro Rossi, Francesca Tessitore, Gina Troisi and Stefania Mannarini. Mental Health Through the COVID-19 Quarantine: A Growth Curve Analysison Italian Young Adults // Frontiers in Psychology, 2020. 02 October. Pp. 1–3.
- Samantha K Brooks, Rebecca K Webster, Louise E Smith, Lisa Woodland, Simon Wessely, Neil Greenberg, Gideon James Rubin, Show less. The psychological impact of quarantine and how to reduce it: rapid review of the evidence // The Lancet, 2020. February 26.