В данной статье я представлю опыт работы по теме «Развитие экологических представлений у детей 3–4 лет через дидактические игры».
Сегодня проблема экологического образования дошкольников выходит на первый план. Экологическое загрязнение, которое мы наблюдаем в наше время возникает из-за беспечного отношения человека к природе. Нашу планету на данном этапе может изменить лишь деятельность человека, который будет глубоко понимать законы природы и действовать, учитывая тот факт, что человек — это такая же единица природы, а значит, каждый из нас должен научиться грамотно и рационально взаимодействовать с окружающим миром. А это возможно лишь при наличии в человеке высокого уровня эколого-нравственной культуры, освоение которой начинается с раннего возраста и идет на протяжении всей жизни.
Проблема экологического воспитания на основе деятельности привлекала и привлекает к себе внимание исследователей, причем не только педагогов и психологов, но и философов, социологов, и других. Одной из форм обучения дошкольников экологическому воспитанию является игра. Игра — неотъемлемая часть человеческой культуры. В игре зарождаются другие виды деятельности, имеющие существенное значение для развития ребенка, в том числе и экологического.
Cточки зрения, В. А. Сухомлинского «Игра — это огромное светлое нежное, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
А. В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, справедливо указывал: «Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила формированию его способностей».
По мнению Н. А. Рыжовой, «при воспитании экологической культуры дошкольников особенно важна эмоциональная насыщенность средств и методов, эффективно влияющих на нравственную и мотивационную сферы личности ребенка».
В ходе дидактических игр у ребенка развивается наблюдательность, одно из важнейших качеств, необходимых для достижения успешного результата, проявляется активность ребенка. При одном и том же игровом замысле игровые действия всегда определяются дидактическими задачами, от этого же зависит сложность и разнообразие игровых правил.
Исходя из всего выше сказанного, мною была поставлена цель «Развитие экологических представлений у детей 3–4 лет через дидактические игры ». Для решения этой цели необходимо решить ряд задач.
1. обогатить развивающую предметно-пространственную среду в группе дидактическими играми экологического содержания.
2. содействовать формированию экологических представлений посредством использования дидактических игр у дошкольников.
3. повысить компетентность родителей в вопросах организации дидактических игр экологического содержания в активных формах взаимодействия с семьями воспитанников.
Свою работу по развитию экологических представлений через дидактические игры построила в следующих направлениях: создание РППС в группе, осуществление образовательной работы с детьми и взаимодействие с семьями воспитанников.
На Iподготовительном этапе изучила и проанализировала научно-методическую литературу, подобрала и провела педагогическую диагностику воспитанников группы, отобрала дидактические игры на формирование экологических представлений и распределила их использование в течение года в перспективном плане.
С целью выявления мнения родителей по поводу экологического воспитания и роли дидактических игр в экологическом воспитании дошкольников провела анкетирование.
Для планомерной организации образовательной работы с использованием дидактических игр при формировании экологических представлений у дошкольников составлен перспективный план.
На IIпрактическом этапе в первую очередь пополнила центр познавательного развития дидактическими играми и лэпбуками экологического содержания, при подборе которых учитывали следующие условия:
– игровой материал должен быть доступен и эмоционально привлекателен для детей,
– несложный и в то же время занимательный дидактический материал определяется с учётом возрастных возможностей детей и задач экологического развития и воспитания.
На ряду с этим составила картотеку игр на развитие экологических представлений.
Для решения задач формирования экологических представлений у младших дошкольников вместе с систематическим проведением наблюдений, занятий, бесед, опытнической деятельности, чтения художественной литературы использовала дидактические игры и лэпбуки экологического содержания, которые позволяли организовывать совместную деятельность педагога с подгруппой детей или индивидуально с каждым воспитанником.
Организацию работы по формированию экологических представлений с использованием дидактических игр начинаю поэтапно.
На первом этапе знакомлю детей с содержанием игры, показываю картинки из игры, беседую, уточняя представления детей. Затем рассказываю, как будем играть, по необходимости показываю игровые действия. Ставлю игровые задачи. Обязательно подводим итог игры — ответственный момент в руководстве ею. По результатам игры можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она использована детьми в самостоятельной игровой деятельности. Анализ игры позволяет выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей, а значит правильно организовать индивидуальную работу с ними.
Представленные мною игры разработаны с целью решения образовательных задач, заложенных в основной образовательной программе дошкольного образования нашего ДОУ.
Для освоения детьми представлений о явлениях неживой природы использовался лэпбук «Водица — царица», в котором подобраны игровые задания на формирование представлений о роли воды в жизнедеятельности животных, растений, человека, о свойствах воды.
Для формирования представлений о сезонных изменениях в природе использовались лэпбуки «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», игровые задания которых позволяли детям освоить содержание образовательной программы.
Дидактические игры и задания лэпбука «Дикие и домашние животные» побуждают дошкольников сопоставлять объекты, выделять основные признаки, тем самым осваивать представления о диких и домашних животных.
Большую роль в формировании экологических представлений играют настольно-печатные игры. Данные игры дают возможность систематизировать представления детей о растениях, животных, явлениях природы. Большое влияние они оказывают на развитие логического мышления дошкольников, развивают способность быстро, мобильно использовать имеющиеся представления в новой ситуации. Они разнообразны по видам: «лото», «домино», парные картинки».
Среди дидактических игр направленных на формирование экологических представлений у дошкольников преобладают предметные игры. Этот вид игр наиболее эффективен при ознакомлении детей с природой; выделяют сюжетные и бессюжетные игры с природным материалом, которые максимально приближают детей к природе, т. к. их желательно проводить в естественных условиях, соблюдая при этом большую осторожность и осмотрительность в выборе материала и места для проведения самой игры. Подобные игры всегда вызывают у детей живой интерес и активное желание играть. Семена растений, листья, камушки, разнообразные цветы, шишки, веточки, овощи, фрукты и др. — все это используется в качестве природного материала при организации и проведении дидактических игр этого вида.
Не менее эффективными в работе с детьми считаются словесные игры. Их содержанием являются устные вопросы относительно уже имеющихся у детей представлений о мире природы. Примером словесных игр могут быть ответы на различные вопросы: «Кто летает, кто бегает, а кто прыгает?», «Когда это бывает?», «Кто живет в воде, кто летает в воздухе, кто живет на земле?» и пр. Словесные игры проводятся с целью закрепления, обобщения, систематизации имеющихся у детей представлений о мире природы. Они являются эффективным средством развития внимания, памяти, сообразительности дошкольников, хорошо развивают речь детей. Данный вид игр не требует специальных условий, его можно организовать как в помещении, так и на прогулке.
Игровые приемы использую и в режимных моментах.
Для экологического воспитания детей широко использую прогулки. Знакомлю детей с сезонными изменениями природы, продолжительностью дня, погодными явлениями, изменениями в жизни растений и животных, труде людей в природе. На прогулках мы организуем игры с природным материалом: песком, водой, снегом, листьями и др.
Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения «Найди по описанию», «Что, где растёт», «Узнай и назови», «Загадки о животных» на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных. Дети очень любят играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром «Султанчики», «Разноцветные ленточки». Через игры дети могут определить силу и направление ветра.
Для установления причин возникновения явлений, выявления связей и отношений между предметами и явлениями использую опытническую деятельность. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы, о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.
Для формирования экологических представлений использую и подвижные игры, которые провожу как на занятиях познавательного содержания, так и на физкультуре, и во время прогулки. Подражая действиям животных и птиц, имитируя их звуки, дети закрепляют знания о животных; получаемая в ходе игры радость способствует углублению интереса к природе.
Использование разнообразных дидактических игр, игровых заданий позволяет разнообразить деятельность детей, наполнить её экологическим содержанием, но без участия родителей в образовательном процессе, обеспечения единства и согласованности действий детского сада и семьи невозможно полноценное развитие ребенка.
Для повышения педагогической компетенции родителей в вопросах экологического воспитания дошкольника и использования дидактических игр в домашних условиях были разработаны буклеты, проводились выставка дидактических игр, родительское собрание с показом образовательной деятельности, информировали родителей о содержании образовательной программы по экологическому воспитанию младших дошкольников.
Для изучения сформированности экологических представлений в конце года проводилась педагогическая диагностика.
С помощью дидактических игр выявлялись достижения детей. Дети стали лучше ориентироваться в объектах природы, стали замечать и понимать признаки «живого» –движение, питание, состояние по сезонам; значительно расширились представления о росте и развитии растений и животных, о месте обитания и способах их существования. Дети стали проявлять живой интерес к ярким, динамичным объектам природы, под влиянием взрослого стали проявлять любознательность в непосредственном общении с природой, стали осознавать необходимость бережного отношения к природным объектам.
Таким образом, можно сказать, что использование дидактических игр эффективно влияет на освоение экологических представлений младшими дошкольниками.
Литература:
- Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию!» Парциальная программа. — СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2020. — 144 с.
- Комплексная образовательная программа дошкольного образования «ДЕТСТВО» / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2016 —352 с.
- Рыжова Н. А. Экологическое образование в дошкольных образовательных учреждениях: теория и практика / Н. А. Рыжова. — М.: Карапуз, 2009. — 227 с.
- https://nsportal.ru/
- https://infourok.ru/
- https://www.maam.ru/