Упражнения, способствующие развитию речевого дыхания у детей с нарушениями речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Юрченко, Н. А. Упражнения, способствующие развитию речевого дыхания у детей с нарушениями речи / Н. А. Юрченко, Е. Н. Карасени, М. М. Головач, Н. С. Бибик. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 5 (347). — С. 375-378. — URL: https://moluch.ru/archive/347/78051/ (дата обращения: 15.11.2024).



Как помочь детям с нарушением звукопроизношения развить речевое дыхание, ведь оно — основа для правильного развития речи. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, достаточную громкость, соблюдение пауз сохранение плавности речи и ее выразительности. Дыхательная гимнастика помогает выработать сильны, плавный, удлиненный выдох, сформировать целенаправленную воздушную струю.

Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков. Дефекты речи связаны со слабым развитием мышц, которые участвуют и в речи, и в жевании. В недавнем прошлом дети дули на бумажные вертушки, стреляли из трубочек, грызли кочерыжки и сырую морковь, свистели в свистульки. Чтобы укрепить у детей артикуляционный аппарат, необходимо проводить эти игры в повседневной жизни. С дошкольниками рекомендуется упражнения проводить ежедневно. Заинтересовать детей можно с помощью разнообразных игр. Описанные ниже упражнения помогут достичь плавного выдоха и быстрее освоить труднопроизносимые звуки.

Полезны любые упражнения, связанные с формированием направленной воздушной струи. Можно взять кусочек ватки, пушинку и стараться, как можно дольше её удерживать на лету. Дети с удовольствием дуют на пушистые одуванчики, бумажные вертушки. Любят пускать кораблики в ёмкости с водой, а чтобы он быстрее плыл, нужно на него подуть. Дети с большим желанием надувают разноцветные воздушные шарики: и весело, и полезно.

Нужно делать с детьми упражнения и на вдыхание воздуха. Предложите ребёнку понюхать цветок, духи. Рот при этом у детей должен быть закрыт.

Приобретите для детей различные духовые инструменты: губную гармошку, дудочку, свисток. Исполняя простую мелодию, заодно потренируете и слуховое внимание ребёнка.

Детям с нарушением звукопроизношения необходима твёрдая пища. Ежедневно предлагайте ребёнку грызть сырую морковь.

Проводите упражнения с ребёнком:

– во время бодрого настроения;

– не занимайтесь в пыльном, непроветриваемом или сыром помещении;

– одежда ребенка не должна стеснять движений;

– не занимайтесь сразу после приема пищи;

– не занимайтесь с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии;

– сопровождайте упражнение речью.

Обязательно следите за техникой выполнения упражнений:

– воздух следует набирать через нос;

– плечи, во время выполнения упражнения, не поднимать;

– выдох должен быть длительным и плавным;

– щеки не надувать (для начала их можно придерживать руками);

– дыхательные упражнения выполнять дозировано, не более 3–5 раз за один прием в течение нескольких секунд;

– все атрибуты должны обрабатываться перед каждым использование;

– во время выполнения упражнения, ребенок должен сохранять правильную осанку (не сутулиться, не нагибаться);

– на начальном этапе можно использовать зеркало для зрительного контроля.

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\весело полезно\DSCF2606.jpg

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\весело полезно\DSCF2604.jpg

Вызывайте у ребенка желание действовать. Самый маленький успех отмечайте похвалой. Постепенно, в меру своих сил, ребенок будет овладевать новыми движениями, выполнять их более длительной время. Это укрепить подвижность артикуляционного аппарата, улучшит речь детей.

Игры и игровые упражнения по развитию речевого дыхания логопедам, воспитателям и родителям следует обратить внимание, что дыхательные упражнения следует выполнять во время всего срока коррекционной работы над звукопроизношение.

Литература:

1. Белякова Л. И., Гончарова Н. Н., Шишкова Т. Г., «Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи».

2. Воробьева Т. А., Воробьева П. А. «Дыхание и речь».

3. Воронина Л. П., Червякова Н. А. «Картотеки артикуляционной и дыхательной гимнастики, массажа и самомассажа».

4. Краузе Е. Н. «Логопедия».

5. Краузе Е. Н. «Логопедия. Логопедические занятия с детьми раннего и младшего возраста».

6. Селиверстова В. И. «Игры в логопедической работе с детьми».

7. Семенова Н. А. «Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой в школе здоровья»

8. Филичева Т. Б., Туманова Т.В «Формирование звукопроизношения у дошкольников».

9. Фомичева М. Ф. «Воспитание у детей правильного произношения».

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, артикуляционный аппарат, время выполнения упражнения, нарушение звукопроизношения, речевое дыхание, сырая морковь, упражнение.


Похожие статьи

Специфика организации образовательной деятельности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Опыт работы по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Методика использования пальчиковой гимнастики в коррекционно-образовательной работе с детьми с нарушениями речи

Особенности формирования коммуникативных навыков у неговорящих дошкольников с расстройствами аутистического спектра

Особенности развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией

Тренажеры для коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста

Интегрированные формы обучения детей с тяжелыми нарушениями речевого развития

Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей

Особенности организации урока физической культуры в начальных классах у детей с умеренной умственной отсталостью

Особенности коррекции нарушений письменной и устной речи младших школьников

Похожие статьи

Специфика организации образовательной деятельности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Опыт работы по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Методика использования пальчиковой гимнастики в коррекционно-образовательной работе с детьми с нарушениями речи

Особенности формирования коммуникативных навыков у неговорящих дошкольников с расстройствами аутистического спектра

Особенности развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией

Тренажеры для коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста

Интегрированные формы обучения детей с тяжелыми нарушениями речевого развития

Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей

Особенности организации урока физической культуры в начальных классах у детей с умеренной умственной отсталостью

Особенности коррекции нарушений письменной и устной речи младших школьников

Задать вопрос