Как помочь детям с нарушением звукопроизношения развить речевое дыхание, ведь оно — основа для правильного развития речи. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, достаточную громкость, соблюдение пауз сохранение плавности речи и ее выразительности. Дыхательная гимнастика помогает выработать сильны, плавный, удлиненный выдох, сформировать целенаправленную воздушную струю.
Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков. Дефекты речи связаны со слабым развитием мышц, которые участвуют и в речи, и в жевании. В недавнем прошлом дети дули на бумажные вертушки, стреляли из трубочек, грызли кочерыжки и сырую морковь, свистели в свистульки. Чтобы укрепить у детей артикуляционный аппарат, необходимо проводить эти игры в повседневной жизни. С дошкольниками рекомендуется упражнения проводить ежедневно. Заинтересовать детей можно с помощью разнообразных игр. Описанные ниже упражнения помогут достичь плавного выдоха и быстрее освоить труднопроизносимые звуки.
Полезны любые упражнения, связанные с формированием направленной воздушной струи. Можно взять кусочек ватки, пушинку и стараться, как можно дольше её удерживать на лету. Дети с удовольствием дуют на пушистые одуванчики, бумажные вертушки. Любят пускать кораблики в ёмкости с водой, а чтобы он быстрее плыл, нужно на него подуть. Дети с большим желанием надувают разноцветные воздушные шарики: и весело, и полезно.
Нужно делать с детьми упражнения и на вдыхание воздуха. Предложите ребёнку понюхать цветок, духи. Рот при этом у детей должен быть закрыт.
Приобретите для детей различные духовые инструменты: губную гармошку, дудочку, свисток. Исполняя простую мелодию, заодно потренируете и слуховое внимание ребёнка.
Детям с нарушением звукопроизношения необходима твёрдая пища. Ежедневно предлагайте ребёнку грызть сырую морковь.
Проводите упражнения с ребёнком:
– во время бодрого настроения;
– не занимайтесь в пыльном, непроветриваемом или сыром помещении;
– одежда ребенка не должна стеснять движений;
– не занимайтесь сразу после приема пищи;
– не занимайтесь с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии;
– сопровождайте упражнение речью.
Обязательно следите за техникой выполнения упражнений:
– воздух следует набирать через нос;
– плечи, во время выполнения упражнения, не поднимать;
– выдох должен быть длительным и плавным;
– щеки не надувать (для начала их можно придерживать руками);
– дыхательные упражнения выполнять дозировано, не более 3–5 раз за один прием в течение нескольких секунд;
– все атрибуты должны обрабатываться перед каждым использование;
– во время выполнения упражнения, ребенок должен сохранять правильную осанку (не сутулиться, не нагибаться);
– на начальном этапе можно использовать зеркало для зрительного контроля.
Вызывайте у ребенка желание действовать. Самый маленький успех отмечайте похвалой. Постепенно, в меру своих сил, ребенок будет овладевать новыми движениями, выполнять их более длительной время. Это укрепить подвижность артикуляционного аппарата, улучшит речь детей.
Игры и игровые упражнения по развитию речевого дыхания логопедам, воспитателям и родителям следует обратить внимание, что дыхательные упражнения следует выполнять во время всего срока коррекционной работы над звукопроизношение.
Литература:
1. Белякова Л. И., Гончарова Н. Н., Шишкова Т. Г., «Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи».
2. Воробьева Т. А., Воробьева П. А. «Дыхание и речь».
3. Воронина Л. П., Червякова Н. А. «Картотеки артикуляционной и дыхательной гимнастики, массажа и самомассажа».
4. Краузе Е. Н. «Логопедия».
5. Краузе Е. Н. «Логопедия. Логопедические занятия с детьми раннего и младшего возраста».
6. Селиверстова В. И. «Игры в логопедической работе с детьми».
7. Семенова Н. А. «Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой в школе здоровья»
8. Филичева Т. Б., Туманова Т.В «Формирование звукопроизношения у дошкольников».
9. Фомичева М. Ф. «Воспитание у детей правильного произношения».