Статья посвящена актуальной на сегодняшний день теме — досугу молодого поколения. Внимание уделено основным видам досуговой деятельности, также затронуты наиболее популярные из них; положительным и отрицательным сторонам досуга современной молодёжи.
Ключевые слова: досуг, досуговая деятельность, молодёжь, деятельность, молодое поколение.
Досуг — традиционно неотъемлемая часть жизни молодого поколения. Данная тема актуальна в нашей стране, так и на территории всего постсоветского пространства. Досуг всегда рассматривается как самореализация личности, в чем и заключается основная его функция.
Досуговая деятельность молодого поколения значительно отличается от досуга других возрастных групп. Это может быть обусловлено различными потребностями, взглядами на жизнь и ценностными установками, также от наличия свободного времени. Досуг — это время свободное от обязательной нормативной деятельности и занимаемое занятие по личному усмотрению, добровольному выбору. [2]
Досуг подразделяется на традиционный и современный. К первому относятся традиционные виды ремесла, цветоводство, рукоделие. Современная же досуговая деятельность в силу глобализации и развития цифровизации приобретает новые виды. Например, такие как граффити, шейпинг, интернет и компьютерные игры, также приобретает популярность онлайн шопинг.
Также важно отметить, что выбор формы досуга определяется некоторыми условиями и факторами. В целом он осуществляется под воздействием объективных и субъективных факторов. Во-первых, основой досуга являются потребности, от которых зависит выбор досуга. Во-вторых, та или иная сфера может требовать определенных материальных и финансовых затрат. В-третьих, на выбор типа, вида и формы досуга непосредственно влияет социокультурная среда общества. [3]
Но чаще всего молодёжь сталкивается с проблемой выбора форм досуговой деятельности, которая может быть ограничена по определенным причинам, которые указаны выше, или, же из-за отсутствия желаемого варианта. Поэтому многие молодые люди чаще всего предпочитают общение в компании сверстников.
Большинство молодёжи на этапе студенчества посвящает своё время именно развлекательным формам досуговой деятельности, которые не обогащают разум знаниями и не формируют никаких полезных навыков.
В настоящее время клубы, дискотеки, компьютерные игры, Интернет, посещение кафе и другие виды активного досуга — основное времяпровождение у студентов. Разумеется, все эти направления досуга требуют финансовых затрат. Но так как основным занятием студентов является обучение, их расходы повседневной, в том числе досуговой, жизни в основном обеспечивают родители. [3]
Также нельзя категорично утверждать, что традиционные виды не входят в рамки досуговых интересов современной молодежи. Так, согласно социологическому опросу, проведенному агентством Romir Movie Research в крупных российских городах в 2012 г., 25 % опрошенных посещает кинотеатры несколько раз в месяц, все эти люди принадлежат к возрастной группе 18–24 года. [5]
В досуговой деятельности, как и в любом социокультурном феномене, присутствуют позитивные и негативные тенденции. В качестве положительных можно отметить следующие. Во-первых, практически каждый третий молодой человек значительную часть своего досуга направляет на посещение театров и кино. Во-вторых, молодое поколение (31,3 %) тратит значительную часть своего свободного времени на физические занятия и спортивную деятельность. В-третьих, почти 30 % учащихся и студентов участвуют в деятельности исследовательских и художественных коллективов. [1]
И все-таки в направлении досуговой активности молодежи существуют некоторые негативные тенденции, которые связаны с тем, что основная масса подростков и юношества предпочитают пассивные досуговые занятия, реже — активные.
В последнее время не только со стороны журналистов, но и со стороны специалистов — социологов и культурологов нередко можно услышать упреки, что современная молодёжь чаще выбирает общение со сверстниками в ущерб активным формам деятельности, содействующим культурному развитию личности. Но слишком жесткое разграничение общения и деятельности представляется неправомерным. Ведь именно в общении, в том числе и со сверстниками, формируется большинство видов деятельности, в том числе и в сфере культуры [1]. Следовательно, и формирующаяся в таком общении личность становится активным субъектом общества, обретает жизненный опыт идентификации с определенным набором ценностей.
В заключение следует отметить, что изменения в содержании базовых и инструментальных ценностей современной молодежи, ее направленности на ценности частной жизни, исчезновение ориентации только на трудовые достижения привели к тому, что современные молодые люди стали все более сочетать труд с удовольствием, отдых с образованием.
Также в условиях цифровизации и глобализации происходит трансформация досуговой деятельности современной молодёжи. Большинство традиционных видов досуга теряют свою актуальность, а на смену приходят популярные «здесь» и «сейчас». В современном обществе актуальным является пассивный досуг, то есть общение с друзьями и сверстниками как в сети интернет, так и при личной встрече. Данный вид досуга представители старшего поколения считают негативным, так как он приносит ущерб активным формам, но это лишь предрассудки. В процессе общения формируются базовые ценности, ориентиры на жизнь, то есть молодое поколение саморазвивается в ценностном направлении. Проблема досуга — это не только проблема возможностей вкусов или распространенных тенденций, но и еще проблема выбора, а также собственных традиций, запросов и индивидуальных предпочтений.
Литература:
- Бабосова Е. С. Досуг как фактор включенности молодежи в социокультурную деятельность // Социологический альманах. 2012. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dosug-kak-faktor-vklyuchennosti-molodezhi-v-sotsiokulturnuyu-deyatelnost
- Бессонова А. С. Досуг как неотъемлемая сфера жизни современного молодого человека // Проблемы Науки. 2015. № 6 (36). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dosug-kak-neotemlemaya-sfera-zhizni-sovremennogo-molodogo-cheloveka
- Ионова О. В. Ценности досуговой сферы студенческой молодежи // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Общественные науки. 2016. № 2 (38). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsennosti-dosugovoy-sfery-studencheskoy-molodezhi
- Либерова М. С. Досуговые предпочтения молодежи // Среднерусский вестник общественных наук. 2009. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dosugovye-predpochteniya-molodezhi
- Либерова, М. С. Изменение форм досуга молодежи российской провинции: социологический анализ: автореф. дис. канд. социол. наук / Либерова М. С. — М., 2009.