В статье описываются новые подходы к организации высокодоступных информационных систем с применением отказоустойчивой кластеризации совместно с сервисным походом в управлении ИТ.
Ключевые слова: цифровизация, цифровая трансформация, отказоустойчивая кластеризация, высокая доступность, сервисный подход.
The article describes new approaches to organizing highly available information systems using failover clustering together with a service approach in IT management.
Keywords: digitalization, digital transformation, failover clustering, high availability, service approach.
В настоящее время цифровизация охватила все отрасли экономики. Непрерывное развитие информационных технологий приносит большое количество новых возможностей, оказывая влияние на все сферы жизнедеятельности современного общества. Использование технологий цифровизации позволяет организовывать максимально удобное и персонализированное взаимодействие с клиентом, обеспечивая серьёзное конкурентное преимущество и эффективность бизнеса. Цифровизация требует внедрения информационных систем, реализующих машинное обучение, анализ «больших данных» (big data), а использование технологий виртуализации сокращает время ввода новых сервисов и приложений в промышленную эксплуатацию [1].
Цифровая трансформация электросетевого комплекса — это существенная оптимизация и изменение логики технологических бизнес-процессов и переход на риск-ориентированное управление за счет внедрения современных цифровых технологий. Проекты, реализуемые в рамках концепции, направлены в первую очередь на упрощение работы всех участников производственного процесса [2]. Создание единой цифровой среды технологических данных позволит проводить аналитические исследования в целях принятия оптимальных управленческих решений, а также анализировать информацию о состоянии оборудования, прогнозировать вероятность и последствия отказов для снижения рисков выхода оборудования из строя путем своевременного адресного ремонта или замены [3]. Применяемые инновационные технологии, такие как «цифровая подстанция», обеспечивают 100 % наблюдаемость оборудования, организуют автоматизированный учет электроэнергии, реализуют дистанционное и адаптивное управление режимом работы силовых агрегатов. «Цифровой район электрических сетей (РЭС)» за счет внедрения технологий автоматизации центров питания и сетей, комплексной системы энергомониторинга и системы поддержки принятия решений позволяет повысить надежность электроснабжения потребителей, снижая время ликвидации аварии более чем в 4 раза. Специализированное мобильное устройство системы «цифровой электромонтер» открывает возможности для оперативного планирования работ электромонтажных бригад, оформлять необходимые разрешения с использованием электронной подписи, осуществлять дистанционный контроль за перемещением персонала, управления и анализа их эффективности [3].
В рамках цифровой трансформации электрических сетей потребуется организация каналов связи с объектами всех классов напряжения с использованием широкого спектра телекоммуникационных технологий. Внедрение программно-аппаратных комплексов технологического управления и корпоративных информационных систем управления предприятием предполагает использование значительных вычислительных мощностей, требующих наличия специально подготовленных серверных помещений. Для обеспечения бесперебойной и корректной работы инфраструктурных сервисов и корпоративных приложений, требуется обеспечить к ним высокую доступность, которая является критически важным фактором для функционирования всей системы в целом и может быть достигнута за счет внедрения в корпоративную сеть организации географически распределенной и отказоустойчивой ИТ-инфраструктуры. Программно-определяемые центры обработки данных позволяют представлять все свои компоненты как пул ресурсов, динамически выделять и освобождать их в зависимости от текущих требований, а географическое распределение этих ресурсов обеспечивает высокую доступность и отказоустойчивость. Как правило, ресурсами ЦОД являются количество виртуальных процессоров, объём доступного дискового пространства, оперативной памяти виртуальных машин, а автоматическое их создание, изменение или перемещение — значительно сократит время развёртывание [4].
Цифровая трансформация и цифровизация бизнеса требует нового подхода к работе ИТ-службы, отвечающей за поддержание инфраструктуры, основанной на цифровых технологиях, поскольку поддерживать коммерческую деятельность без слаженной и структурированной работы более невозможно. На департамент информационных технологий возлагается дополнительная ответственность, требуя участия во всех бизнес-процессах организации, поскольку он становится подразделением, непосредственно влияющим на коммерческую деятельность. Если между бизнесом и ИТ происходит продуктивная работа и взаимодействие, то реализация поставленных целей и задач достигается с наименьшими трудозатратами и средствами. Инвестиции в цифровую трансформацию бизнеса принесут положительные изменения только тогда, когда организация обновит существующие методы работы и процессы, обеспечит последовательность реализации поставленных задач, обеспечит вовлечение ИТ-подразделение и пользователей информационных систем в процесс повышения эффективности технических решений.
Одним из таких подходов к управлению информационными технологиями можно обозначить как сервисный. Основная цель этого похода заключается в представлении деятельности ИТ-департамента в виде перечня сервисных услуг, при этом предоставляя право участия в бизнес-процессах организации как полноправного участника, который перестаёт быть ответственным только за работу конкретных программно-аппаратных комплексов, сетей связи и информационных систем. Сервисный подход потребует от ИТ-подразделения для каждого процесса определить последовательность работы, время и ресурсы, необходимые для выполнения, определить средства автоматизации и контроля качества. После описания представляется возможность измерить производительность и определить соотношение качество к стоимости. Обязательным для внедрения является описание регламента работы сотрудников ИТ-отдела, определение зоны ответственности и полномочий, формирование контроля и мониторинга состояния бизнес-процессов [5].
Рассмотрев возможные подходы к управлению информационными технологиями в период цифровой трансформации бизнеса, можно отметить, что обеспечение высокой доступности инфраструктурных сервисов и корпоративных приложений путём внедрения географически распределенной ИТ-инфраструктуры качественно повысит эффективность коммерческой деятельности предприятия, а использование сервисного подхода к управлению ИТ обеспечит высокий уровень автоматизации и качества работы внутренних пользователей информационных систем.
Литература:
- Digital Business Transformation: Disrupt To Win. — Текст: электронный // cisco.com: [сайт]. — URL: https://www.cisco.com/c/dam/en_us/about/business-insights/docs/digital-business-transformation.pdf (дата обращения: 20.01.2021).
- Концепция «Цифровая трансформация 2030». — Текст: электронный // www.rosseti.ru: [сайт]. — URL: https://www.rosseti.ru/investment/Kontseptsiya_Tsifrovaya_transformatsiya_2030.pdf (дата обращения: 21.01.2021).
- Цифровизация энергетики. — Текст: электронный // minenergo.gov.ru: [сайт]. — URL: https://minenergo.gov.ru/node/11009 (дата обращения: 19.01.2021).
- Гаврилов А. В. Организация распределенного управления программно-определяемыми центрами обработки данных // Системный администратор. — 2018. — № 7–8. — С. 85–89.
- Управление IT-услугами (ITSM). — Текст: электронный // xnet.com.ru: [сайт]. — URL: https://xnet.com.ru/media-tsentr/blog/upravlenie-it-uslugami-management-it-services/ (дата обращения: 25.01.2021).