ИКТ-компетентность педагога как необходимое условие при подготовке к профессиональным конкурсам | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (347) январь 2021 г.

Дата публикации: 27.01.2021

Статья просмотрена: 672 раза

Библиографическое описание:

Левицкая, Е. В. ИКТ-компетентность педагога как необходимое условие при подготовке к профессиональным конкурсам / Е. В. Левицкая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 5 (347). — С. 340-341. — URL: https://moluch.ru/archive/347/78065/ (дата обращения: 15.11.2024).



Внедрение информационно-коммуникационных технологий в профессиональную деятельность педагогов в системе современного образования неизбежно. Необходимость информационно-коммуникационной компетентности педагога закреплена во ФГОС ОО и в профессиональном стандарте. Современная школа должна вооружить ученика ключевыми компетенциями. Особое значение имеет ИКТ-компетентность. Чтобы сформировать её у ученика, учитель сам должен быть компетентным в данной области. А для учителя участника конкурса владение информационными навыками просто необходимо.

Для учителя важно при работе с детьми:

– Активизация познавательной деятельности учащихся;

– повышение мотивации учащихся к изучаемому предмету;

– экономия времени на объяснение материала;

– расширить рамки школьных учебников, дополнить и углубить их содержание;

– умение организовать на уроке различные формы работы с учащимися;

– возможность увеличить накопляемость оценок;

– создание комфортности на уроках.

Эти возможности учитель может осуществить благодаря внедрению ИКТ.

На сегодняшний день профессиональный рост педагогов в направлении формирования информационно-коммуникационной компетентности связан напрямую с различной степенью их подготовленности к использованию в образовательном процессе информационно-коммуникационных технологий и наличием соответствующих технических ресурсов для этого. Учитель сегодня должен знать не только, что из себя представляет персональный компьютер, программные продукты, работать в сети Интернет,а уметь в совершенстве владеть различными информационными инструментами (ИКТ-грамотность), а так же эффективно применять их в педагогической деятельности. А учитель конкурсант должен уметь работать со свои сайтом, презентовать свой опыт, используя различные инструменты ИКТ- технологий.

В основу ИКТ- компетентности легли три основных аспекта:

наличие достаточно высокого уровня функциональной грамотности в сфере ИКТ;

эффективное, обоснованное применение ИКТ в образовательной деятельности для решения профессиональных задач;

понимание ИКТ как основы новой парадигмы в образовании.

Педагог-предметник должен обладать предметно-ориентированной ИКТ-компетентностью, то есть педагог должен осваивать специализированные технологии и ресурсы, разработанные в соответствии с требованиями к содержания того или иного учебного предмета, и также

Для работы в насыщенной образовательной среде педагогу нужно:

– формулировать планируемый образовательный результат;

– продумать способ его оценивания;

– инсценировать ситуацию;

– вызвать интерес детей.

Для этого педагог должен:

– пересмотреть традиционные установки обучения;

– осуществить поиск и выбор педагогических технологий, связанных с ИКТ;

– повышать свое самообразование;

– обмениваться педагогическим опытом;

– создавать банк разработок для уроков с применением ИКТ;

– необходимо повышать квалификацию в области ИКТ, в том числе с привлечением дистанционных образовательных технологий и сетевых сервисов.

Современный учитель не может выйти на участие в педагогических конкурсах мастерства, если не будет:

– участвовать в семинарах различного уровня по применению ИКТ в учебной практике;

– участвовать в профессиональных конкурсах, онлайновых форумах и педсоветах;

– использовать при подготовке к урокам, на факультативах, в проектной деятельности широкого спектра цифровых технологий и инструментов: текстовых редакторов, программ обработки изображений, программ подготовки презентаций и др.;

– формировать банк учебных заданий, выполняемых с активным использованием ИКТ;

– разрабатывать собственные проекты по использованию ИКТ.

Являясь руководителем методического объединения и администратором сайта лицея «Дистанционное обучение» свою работу с педагогами по формированию и повышению ИКТ- компетентности выстраиваю, исходя из анализа технических ресурсов, опыта педагогов в использовании информационных ресурсов (программ) и уровня готовности педагогов — какими навыками они владеют по работе с компьютером, используют или разрабатывает электронные образовательные ресурсы. На методических семинарах и педсоветах рассматриваются вопросы по освоению внедрению ИКТ — технологий. В настоящее время было уделено большое внимание по ведению онлайн — уроков на платформах Zoom и Skype, использованию платформы «Учи.ру», РЭШ, ЭШ 2.0 и других электронных ресурсов и сервисов.

В лицее № 15 был создан сайт «Дистанционное обучение». Он предоставил возможность детям изучать, закреплять и расширять свои знания по учебным предметам. Учителя — предметники создали свои страницы. В новостной ленте мы знакомим учащихся, родителей и коллег с нормативными документами. На сайте создан виртуальный методический кабинет для педагогов. Педагоги лицея имеют свои сайты — портфолио, на которых делятся своими методическими материалами и разработками. Сайты созданы учителями предметниками физической культуры, химии, математики, физики и учителями начальных классов.

Я, как руководитель МО и учитель-предметник, прохожу постоянно курсы повышения квалификации, по приоритетным направлениям образования с целью передать знания своим коллегам. Среди них:

1) «Цифровые образовательные платформы удаленного обучения»;

2) «Цифровая трансформация учителя»;

3) «Формирование ИКТ — грамотности школьников».

На платформе Stepik создала образовательный курс, который позволяет мне показать и научить педагогов создавать образовательные курсы, с целью повышения результативности педагогической деятельности. Широко использую сервисы Google, например Google-таблицы хорошо стимулируют учеников при выполнении домашних заданий.

В дистанционном формате педагогам помогает виртуальная доска, созданная на сайте Padlet.com., с целью экономии времени на проверку домашнего задания, особенно в период дистанционного обучения. Учащиеся размещают на своих досках выполненные домашние задания. С другой стороны, через доску происходит обратная связь между учителем и учеником. На своих учебных досках размещаю, необходимый материал к урокам.

С большим интересом учащиеся создают Интеллект-карты через приложение Мindmeister.com. Интеллект-карты — великолепный инструмент, позволяющий повысить эффективность процесса обучения, как для учащихся, так и для преподавателей.

Использование в образовательном процессе ИКТ технологий, цифровых образовательных ресурсов дает возможность участвовать в профессиональных конкурсах мастерства и добиваться побед. В результате методической работы с педагогами, они познакомились с инструментами сервиса Google, освоили способы действия в работе с сайтом, электронным портфолио, созданию виртуальных досок и многое другое. Все это способствует профессиональному росту педагогов, повышению качества образования, возможности распространения своего опыта и участию в конкурсах профессионального мастерства, потому что этот процесс непрерывен.

Литература:

  1. Мельничук Н. Г. Формирование ИКТ — компетенции педагога // URL: http://nsportal.ru/shkola/administrirovanie- hkoly/library/2014/04/06/formirovanie-ikt-kompetentsiy-pedagoga
  2. Орлова Е. К. Формирование профессиональной компетенции педагога в условиях внедрения ФГОС ООО // URL: http://nsportal.ru/sites/default/files/ 2015/02/14/ kompetentnost_pedagoga.docx
  3. Семенова И. Н., Слепухин А. В. Методика использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе. Ч. 2. Методология использования информационных образовательных технологий: учеб. пособие / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2013
  4. Структура ИКТ-компетентности учителей. Рекомендации Юнеско. // URL: http://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214694.pdf
Основные термины (генерируются автоматически): ИКТ, педагог, ИКТ - компетентности, образовательный процесс, педагогическая деятельность, профессиональный рост педагогов, работа, ресурс, сайт, урок.


Похожие статьи

Акмеологическая компетентность педагога как условие реализации ФГОС ДО

Особенности непрерывного образования педагога в аспекте развития ИКТ-компетентности

Профессиональная субъектность педагога как необходимое условие реализации инклюзивного образования в дошкольных образовательных организациях

Проективные умения как компонент профессиональной компетентности будущего специалиста в области дошкольного образования

Умение проводить анализ и самоанализ урока как основа профессиональной компетенции учителя иностранного языка

Коммуникативность как составная часть методической компетентности педагога профессионального колледжа

Формирование ИКТ-компетентности школьников в проектно-исследовательской деятельности

Формирование коммуникативной компетентности как условие профессиональной подготовки студентов в педагогическом вузе

Анкета-опросник для выявления степени готовности учителя к реализации междисциплинарной программы «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся»

Роль личного информационно-образовательного пространства в становлении ИКТ-компетентности учителя физики

Похожие статьи

Акмеологическая компетентность педагога как условие реализации ФГОС ДО

Особенности непрерывного образования педагога в аспекте развития ИКТ-компетентности

Профессиональная субъектность педагога как необходимое условие реализации инклюзивного образования в дошкольных образовательных организациях

Проективные умения как компонент профессиональной компетентности будущего специалиста в области дошкольного образования

Умение проводить анализ и самоанализ урока как основа профессиональной компетенции учителя иностранного языка

Коммуникативность как составная часть методической компетентности педагога профессионального колледжа

Формирование ИКТ-компетентности школьников в проектно-исследовательской деятельности

Формирование коммуникативной компетентности как условие профессиональной подготовки студентов в педагогическом вузе

Анкета-опросник для выявления степени готовности учителя к реализации междисциплинарной программы «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся»

Роль личного информационно-образовательного пространства в становлении ИКТ-компетентности учителя физики

Задать вопрос