Развитие чувства ритма как средство гармоничного становления личности ребенка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (347) январь 2021 г.

Дата публикации: 28.01.2021

Статья просмотрена: 2627 раз

Библиографическое описание:

Свиридова, А. А. Развитие чувства ритма как средство гармоничного становления личности ребенка / А. А. Свиридова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 5 (347). — С. 352-354. — URL: https://moluch.ru/archive/347/78073/ (дата обращения: 15.11.2024).



Многие считают, что музыкальное развитие нужно только тем детям, которые занимаются музыкой, танцами или вокалом. В частности, это касается чувства ритма у ребенка. Это очень ошибочное мнение, поскольку вся наша жизнь — это ритм. Считалось, что чувство ритма врожденно и коррекции не подлежит, но это далеко не так.

Важно понимать, что развитие чувства ритма влияет на развитие личности в целом. Ребенок учится чувствовать свое тело, свой организм, свои ощущения и, как следствие, имеет возможность управлять самим собой, становится более уравновешенным, речь становится более управляемой, пространство ребенок ощущает более полно, развивается чувство времени.

Ритм — это часть слуховых ощущений. «Ритм (греч. rytmos, от reo — теку) — воспринимаемая форма протекания во времени каких-либо процессов. Равномерное чередование каких-либо элементов (звуковых, двигательных и т. п.), присущее действию, течению, развитию чего-либо. Размеренный, налаженный каким-либо образом ход, протекание чего-либо» [2].

Можно понаблюдать, что некоторые дети, начиная чуть ли не с рождения, ритмично двигаются и чувствуют музыку. Дети, которые данной способностью обделены могут развить это чувство через ритмические игры, танцевальную деятельность, игры на детских музыкальных инструментах, шумовой оркестр.

Для каждого возраста детей свои требования к движениям и музыке. В программе по ритмической пластике для детей «Ритмическая мозаика» А. И. Бурениной сказано следующее: «Подбирая музыку, необходимо стремиться к тому, чтобы она отвечала требованиям высокой художественности, воспитывала вкус ребенка, обогащала его разнообразными музыкальными впечатлениями и при этом вызывала моторную реакцию, была удобной для двигательных упражнений» [1, с. 24].

По поводу подбора движений в программе А. И. Бурениной трактуется: «В ритмической пластике движения должны соответствовать музыке, а также быть:

  1. Доступными двигательным возможностям детей (с точки зрения координации движений, ловкости, точности, пластичности);
  2. Понятными по содержанию игрового образа (например, для младших- мир игрушек, окружающей природы, персонажи популярных мультфильмов; для старших- герои волшебных сказок, переживаниями различных состояний и т. д.)
  3. Разнообразными, нестереотипными, включающими различные исходные положения: стоя, сидя, лежа, на четвереньках, на коленках и пр». [1, с. 25].

Поскольку у большинства детей страдает чувство ритма, нужно развивать его в игровой форме, чтобы детям было интереснее. Важно действовать по принципу от простого к сложному. Это могут быть различные игры с любыми безопасными предметами, которые издают звук (пластиковые или картонные стаканчики, грецкие орешки, ладошки, деревянные палочки и т. д.). Наряду с музыкально-ритмическими играми используем музыкально-ритмические танцевальные движения.

Цель: научить дошкольников передавать несложный ритмический рисунок с помощью ладошек, стаканчиков и др. муз. инструментов; вовремя реагировать на смену музыки и менять движение.

Задачи: развитие чувства ритма, эмоционального отклика на музыку, общей музыкальности ребенка и развития личности в целом; воспитание эстетического вкуса детей, коммуникативных качеств; закрепить умение выполнять движения под музыку; знание «право-лево».

Первая игра называется «Добрый круг». Музыку условно делим на куплеты и припевы. Дети садятся на стульчики по кругу и выполняют хлопки в ладоши и по коленкам во время припева, затем, на куплете поворачиваются к правому соседу и гладят его по голове, затем к левому. Музыка припева повторяется, и первая манипуляция с хлопками повторяется. На каждом куплете движения меняются, а на припеве повторяются. Данная игра была апробирована с детьми группы компенсирующей направленности. В данной группе есть очень агрессивные дети со всевозможными нарушениями психики и речи. Психолог, наблюдая за детьми на музыкальных занятиях отметила положительное влияние игры на детей. Подобные игры направлены не только на развитие чувства ритма, но и являются помощниками в воспитании коммуникативных качеств. Это создает благоприятную, дружную обстановку среди воспитанников, в отношении педагога и детей, учит работать в коллективе.

Вторая игра со стаканчиками. Так же детки сидят по кругу, но на коленках и выполняют движения под музыку. Так же делим музыку на куплет и припев. На куплете дети делают различные движения, повторяя за педагогом. Когда начинается припев, дети передают свои стаканчики правому соседу. На сильную долю происходит передача стаканчиков, а на слабую руки возвращаются обратно и захватывают стаканчики, переданные левым соседом, а на сильную опять передаем. Получается такой так называемый хоровод. В конечной цели должна произойти автоматизация действий в игре, что разгрузит сознание ребенка и позволит усложнять задачи игры, что приведет к еще большему развитию. К данным приемам планируется добавить еще слова, стишки, песенки, потешки, то есть, возможно, заменить музыку словами. Это будет способствовать развитию речи и ритма вместе. Ритм будет передаваться через стихотворный размер.

Итак, что мы получим в итоге? Мы получаем:

  1. развитие общей музыкальности (умение передавать темп, динамику, регистр, характер),
  2. развитие двигательных качеств,
  3. развитие координации движений,
  4. развитие умений ориентироваться в пространстве,
  5. развитие творческих способностей,
  6. развитие и тренировку психических процессов,
  7. развитие нравственно-коммуникативных качеств,
  8. развитие самостоятельности ребенка.

По наблюдениям ритм улучшился, реакция на музыку тоже, дети стали более сосредоточены, атмосфера на занятии стала спокойней, доброжелательней, детям стало легче слышать музыку во время танцев. Иногда дети сами предлагают усложнить игру и уже предлагают новые движения к первой игре. Заинтересованность детей и желание что-то добавить — это уже результат. Перенеся опыт музыкально-ритмических игр на музыкально-ритмическую деятельность, можно смело сказать, что дети стали лучше танцевать. Большинство детей быстро запоминают движения, вовремя их меняют в процессе танца, двигаются с характером и чувством, умеют различать музыку по ритму, темпу и т. д.

Развитие чувства ритма у детей — очень важно. Вовсе не обязательно развивать чувство ритма только для дальнейших перспектив занятий музыкой или танцами. Если ребенок будет себя чувствовать в пространстве уверенно и спокойно, то становление личности будет гармоничным, будет развито чувство времени, сосредоточенность и внимание. А ритм ему в этом поможет.

Литература:

1. Буренина А. И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). –СПб.: ЛОИРО, 2000.- 220 с.

2. Ожегов С. И. Толковый словарь / https://gufo.me/dict/ozhegov

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, музыка, чувство ритма, игра, движение, развитие чувства ритма, ритм, большинство детей, правый сосед, развитие личности.


Похожие статьи

Музыкально-игровая деятельность как средство развития эмоционального интеллекта ребенка

Формирование основ духовно-нравственной личности ребёнка-дошкольника

Формирование духовно-нравственных качеств и безопасного поведения у детей дошкольного возраста с помощью проблемных ситуаций (из опыта работы)

Формирование основ безопасного поведения дошкольников через различные виды деятельности

Формирование норм правильного поведения как основы социальной адаптации умственно отсталых детей

Развитие компетенций эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста

Роль общения в развитии личности ребенка-дошкольника

Формирование коммуникативных способностей детей через тесное взаимодействие с природой

Развитие духовно-нравственных качеств личности ребенка

Развитие мелкой моторики ребенка как необходимое условие полноценного формирования умственных способностей дошкольника

Похожие статьи

Музыкально-игровая деятельность как средство развития эмоционального интеллекта ребенка

Формирование основ духовно-нравственной личности ребёнка-дошкольника

Формирование духовно-нравственных качеств и безопасного поведения у детей дошкольного возраста с помощью проблемных ситуаций (из опыта работы)

Формирование основ безопасного поведения дошкольников через различные виды деятельности

Формирование норм правильного поведения как основы социальной адаптации умственно отсталых детей

Развитие компетенций эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста

Роль общения в развитии личности ребенка-дошкольника

Формирование коммуникативных способностей детей через тесное взаимодействие с природой

Развитие духовно-нравственных качеств личности ребенка

Развитие мелкой моторики ребенка как необходимое условие полноценного формирования умственных способностей дошкольника

Задать вопрос