Метафорические карты как эффективное средство коррекционной работы со страхами у детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №5 (347) январь 2021 г.

Дата публикации: 28.01.2021

Статья просмотрена: 769 раз

Библиографическое описание:

Николаиди, В. О. Метафорические карты как эффективное средство коррекционной работы со страхами у детей старшего дошкольного возраста / В. О. Николаиди, О. А. Колесникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 5 (347). — С. 134-136. — URL: https://moluch.ru/archive/347/78083/ (дата обращения: 18.12.2024).



В настоящее время психологическое здоровье детей дошкольного возраста имеет весомую актуальность и является одной из основных составляющих государственной политики по охране и укреплению здоровья граждан. Не случайно, эмоциональное благополучие детей, охрана и укрепление их физического и психического здоровья являются приоритетными задачами Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Бесспорно, существует неразрывная связь между душевным комфортом, эмоциональной устойчивостью и в целом с развитием гармоничной личности. [4, 98 c.]

Уравновешенное, спокойное эмоциональное состояние дошкольников является необходимой базой для преодоления инфекционных заболеваний и улучшения процессов регенерации. В противном случае, при возникновении тревожности у ребенка, чрезмерных переживаний, стрессов, а также многих других факторов могут привести к появлению невроза у ребенка.

Анализируя психологические проблемы детей старшего дошкольного возраста, было обследовано 84 ребёнка и установлено, что:

– высокий уровень тревожности имеют 50 % детей (это 42 ребёнка)

– средний уровень — 38 % (32 ребёнка) и

– низкий уровень тревожности наблюдается у 12 % дошкольников (это 10 детей).

Исследование тревожности и страхов проводилось с использованием теста А. И. Захарова «Мои страхи» и опросника для родителей Г. П. Лаврентьева и Т. М. Титаренко.

Содержательный анализ страхов показал, что больше всего дети боятся высоты, темноты, животных и сказочных персонажей.

В результате полученных данных возникла необходимость поиска универсальных и безопасных инструментов в работе с детьми по коррекции негативных эмоциональных состояний и имеющихся страхов. Для работы по данному направлению были выбраны метафорические ассоциативные карты, которые являются удобным проективным дидактическим материалом. Такой выбор был сделан не случайно. Известно, что ассоциация — это связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое. [1, 448 с.]

Ассоциативные карты выполнены как высокохудожественные красочные картинки в исполнении художников-профессионалов. Яркие и цветные они очень нравятся детям и вызывают приятные эмоции. При работе с отдельной картой в сознании ребёнка возникает широкий спектр ассоциаций. Таким образом, углубляясь, в свой внутренний мир образов ребёнок способен увидеть истинные причины внешних затруднений. Для того чтобы помочь каждому ребёнку справиться со своими страхами и снизить уровень тревожности, определила собственный путь эффективной работы и выбрала только несколько наборов терапевтических ассоциативных карт, это набор: «Я и все-все-все», «ФЕЙСБУК» и «ИЗ СУНДУКА ПРОШЛОГО». Затем из множества карт каждого набора выбрала те, которые подходят для занятий с детьми старшего дошкольного возраста по направлению «работа со страхами, с положительной нравственной направленностью и объединила их в систему МАК для ДОО. [2]

В период с декабря по апрель мы применяли МАК карты в занятиях с детьми по коррекции эмоциональной сферы старшего дошкольного возраста.

Принцип работы с метафорическими картами построен таким образом, что упражнения с картами занимают 1/3 всего занятия с психологом и проводятся как с подгруппой детей, так и индивидуально. Использование ассоциативных карт позволяют установить первоначальный контакт с ребёнком. Детям в игровой форме предлагается множество моделей поведения в различных значимых для них, проблемных ситуациях. Использование ассоциативных карт в коррекционных занятиях с дошкольниками вызывает их особый интерес посредством внесения элемента новизны, сюрпризного момента.

Чтобы погрузить ребёнка в сказочный мир игры в процесс был включен так необходимый сказочный и привлекательный персонаж — Домовенок Кузя. Взятый нами волшебный образ способствует созданию атмосферы доверия и тепла, в которой ребёнок может расслабиться и свободно рассказать обо всем, что его волнует. Кузя — хранитель страхов, которые он победил и запер в сундук (это тематические МАК карты). Созданная легенда помогает в игровой форме раскрыть истинные причины возникновения страхов ребёнка и его внутреннего потенциала по проживанию и преодолению страхов, не оказывая травмирующего воздействия на психику. [5, 48c.]

Дети очень любят работать с МАК-картами, с удовольствием выбирают, рассматривают картинки, замечают даже мелкие детали. Играя с мета-картами дети раскрепощаются, свободно высказывая возникающие ассоциации.

В своей работе скорректировать детские страхи нам помогли такие упражнения, как «Назови страх», «Галерея страхов », «Смельчаки» и др. Приведу несколько примеров игровых упражнений с использованием метафорических ассоциативных карт, которые помогают ребёнку легче пережить страх. Упражнение «Назови страх»: из сундучка Кузи берутся карты и ребёнку предлагается выбрать одну и рассказать, что он видит. По ходу работы может выясниться, что ребенка беспокоит боязнь докторов, собак, темноты, пауков, молнии, клоунов, страх потеряться, страх за то, что будут ругать за сломанную игрушку и т. д. Далее ребенку предлагается увидеть обнаруженный страх через розовые очки и с помощью психолога найти положительные стороны того явления, которого он боится. Например, если ребёнок боится молнии, то надев очки, мы проговариваем, что молния — это явление природы, от неё можно спрятаться. Она вызывает дождик, а благодаря дождику растут деревья, травы, цветы и воздух становится чище.

Упражнение «Галерея страхов»

Здесь детям раздаются карты с изображением страшных сказочных героев: Баба-Яга, Кощей, Скелет, Леший, Приведение и пр. и предлагается сделать их добрыми и смешными при помощи фломастеров и карандашей. Дети дорисовывают на карте ушки, улыбку, хвост поросенка, шарики, цветочки, реснички, сердечки и пр.). Затем организуется картинная галерея, где дети смеются над тем, что получилось, т. е. над своими страхами. [3,69с.]

В упражнении « Смельчаки» каждый ребёнок выбирает карту, персонаж на которой, кажется ему самым смелым, т. е. не боится того, чего боится сам ребёнок. Нужно сочинить историю про то, как персонаж победил свой страх.

Например, выбрав карту из колоды «Я и все, все, все» «Котята и коробки» начинает педагог: «Однажды котята играли в комнате. Вдруг один из них вспомнил, что у хозяйки в самой верхней коробке хранятся клубки. Мурзик с лёгкостью взобрался на вершину и сбросил разноцветные игрушки друзьям».

Ребёнок продолжает: «Посмотрев вниз, котёнок испугался высоты и того, что теперь не сможет спуститься. Тогда он жалобно замяукал и позвал друзей на помощь. Котята придвинули пустую коробку, и Мурзик смог спрыгнуть на пол».

Работа с картами способствует развитию речи дошкольников, мышления, воображения, памяти, обогащает их творческий потенциал, побуждает их к познавательной активности.

Использование метафорических ассоциативных карт также облегчает диагностику и дальнейшую коррекционную работу с каждым ребёнком.

Для выявления эффективности работы по снижению уровня тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста, в мае 2020 года, была проведена итоговая диагностика, которая показала позитивную динамику, так:

– низкий уровень тревожности показали 83,3 % дошкольников (это 70 детей);

– средний уровень — 12 % (это 10 детей);

– и высокий уровень тревожности выявлен у 4 детей (это менее 5 % -(4,7 %).

Таким образом, из всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что технология — МАК (или технология использования метафорических ассоциативных карт) — это эффективная технология в психологической работе, которая способствует снижению уровня тревожности и страхов, укрепляя эмоциональное благополучие и психическое здоровье детей.

Литература:

  1. А. И. Захарова Дневные и ночные страхи у детей. Серия «Психология ребенка». — СПб.: «Издательство СОЮЗ», 2000.- 448с; ил.
  2. Г. Кац, Е. Мухаматулина «Метафорические карты. Руководство для психолога» / (М.: Генезис, 2014).
  3. Кулинцова И. Е. Корекция детских страхов с помощью сказок.- СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008.-169с.
  4. Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. М.: Генезис, 2001г.- 98с.
  5. Метафорические ассоциативные карты для детей и взрослых «Я и все-все-все» / К. Крюгер; худож. В. Кирдий. — СПб.; М.: Речь, 2019.- 48с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, страх, старший дошкольный возраст, уровень тревожности, высокий уровень тревожности, игровая форма, МАК карты, работа, снижение уровня тревожности, упражнение.


Похожие статьи

Интерактивные игры как средство познания финансовой грамотности детьми старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста

Пластилинография как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Социально-психологические ресурсы сказкотерапии в коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста

Социализирующие функции сказкотерапии в работе с современными детьми дошкольного возраста

Современные подходы в коррекции и развитии коммуникативной сферы у детей старшего дошкольного возраста

Песочная игротерапия как эффективный метод коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста с ментальными нарушениями

Пластилинография как средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста

Похожие статьи

Интерактивные игры как средство познания финансовой грамотности детьми старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста

Пластилинография как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Социально-психологические ресурсы сказкотерапии в коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста

Социализирующие функции сказкотерапии в работе с современными детьми дошкольного возраста

Современные подходы в коррекции и развитии коммуникативной сферы у детей старшего дошкольного возраста

Песочная игротерапия как эффективный метод коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста с ментальными нарушениями

Пластилинография как средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста

Задать вопрос