Инновационные технологии в детских дошкольных учреждениях играют огромную роль в развитии детей. И чем интереснее технология, тем эффективнее результат. В моей статье я хочу рассказать об эффективности такой инновационной технологии, как «Клубный час», и об опытно — экспериментальной деятельности, которую апробировали в нашем дошкольном учреждении. По данной деятельности мной был написан проект, который реализовывался, как на Клубном часе, так и в свободное время.
Детство — это обетование, которое не сбывается никогда.
Кен Хилл
«Сейчас много проблем с интеллектуальным развитием современных детей дошкольного возраста. А ведь развитие детей начинается с детства. А что мы знаем о детстве? " В силу широкой распространённости данного понятия каждый из нас уверен, что знает о детстве всё, легко может объяснить это явление и его значение в жизни взрослого человека. Но именно за этим простым с обывательской точки зрения пониманием детства скрываются неопознанность и не объяснимость этого феномена. Как справедливо пишет Я. Корчак: «Мы не знаем детей, хуже того — знаем по предрассудкам». [1, с.16]
Поэтому в дошкольных организациях педагоги начали применять разные современные инновационные технология, чтобы уровень подготовки детей к школе был высоким. Ведущий вид деятельности в ДОУ — игра. «Игра — занятие, служащее для развлечения, отдыха, спортивного соревнования». [2]. Одной из игровых технологий является Клубный час.
«Клубный час» — педагогическая технология, направленная на развитие саморегуляции (произвольности) поведения, умения планировать деятельность, оценивать результаты. Невозможно реализовать педагогическую технологию без чёткого определения задач.
Одна из главных задач воспитания, которую ставит перед собой любой педагог — социализация воспитанников. Именно в детском саду дети учатся дружить, играть, общаться, начинают чувствовать себя членами большого детского коллектива. У детей формируются основы патриотических чувств.
«Клубный час, технология, которая позволяет детям, под незримым контролем взрослых, свободно перемещаться по территории детского сада или школы и в разных помещения выбирать, ту деятельность, которая им нравится. Приобретать собственный жизненный опыт и переживания, так необходимые для самоопределения и саморегуляции поведения» .
Через Клубный час происходит живое общение с другими педагогами, детьми.
Основные цели КЧ:
– воспитание у детей самостоятельности и ответственности за свои поступки;
– развитие умения планировать свои действия и оценивать их результаты;
– приобретение собственного жизненного опыта (смысловые образования) переживания необходимые для самоопределения и саморегуляции.
– обучение ориентировки в пространстве;
– воспитание дружеских отношений между детьми различного возраста, уважительное отношение к окружающим;
– развитие стремлений детей выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства;
– закрепление умений детей вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу;
– обучение детей приёмам решения спорных вопросов и улаживания конфликтов;
– способствование проявлению инициативы в заботе об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания;
– поощрение попыток ребенка осознано делиться с педагогом и другими детьми разнообразным впечатлениям.
По Гришаевой Клубные часы делятся на типы:
- Деятельностный — в основу этого типа положено самоопределение ребёнка в выборе различных видов деятельности;
- Тематический — в этом случае «Клубные часы включены в ситуацию месяца»;
- Свободный — дети свободно перемещаются по территории детского сада и самостоятельно организуют разновозрастное общение по интересам без помощи взрослых;
- Творческий — дети подготовительной группы сами организуют всю деятельность на «Клубном часе» для всех детей;
- Группообразование — дети проводят «Клубный час», объединившись в группы, команды для развития групповых навыков;
- Квест — дети на территории участка или помещения по одиночке или командой ищут по схеме какую — либо вещь, предмет, решают какую — либо задачу;
- Музейный — дети в «ситуации месяца» собирают экспонаты, а затем в конце месяца, самостоятельно проводят экскурсии для других пришедших детей. [3]
Мной был разработан проект «Опыты — фокусы — эксперименты». Он был включен в общий инновационный проект нашего дошкольного учреждения «Познание через опыт, опыт через познание». Целю общего проекта было, создание условий для поддержки исследовательского поведения у дошкольников в детском саду. Этот проект включал в себя четыре подпроекта: «Лаборатория», «Волшебный песок», «Чарующий мир микроскопа» и мой «Опыты — фокусы — эксперименты».
Целью моего проекта было, создание условий для экспериментальной деятельности детей в детском саду, формирования экологической культуры, развитие познавательного интереса. Работая много лет в детском дошкольном учреждении, много раз наблюдала за тем, как детям нравится что-то необычное, чудесное. Поэтому в актуальности моего проекта было указано то, что исследования представляют возможность ребенку самому ответить на вопросы «как?» и «почему?». Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать всё уметь сам. Это огромная возможность для детей думать, размышлять, пробовать, экспериментировать, и самовыражаться. Опыты чем-то напоминают детям фокусы, они необычны, они удивляют. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Задачи моего проекта:
– создавать условия для формирования у детей познавательного интереса.
– развивать у детей любознательность в процессе наблюдений и к практическому экспериментированию с объектами.
– формировать навыки мыслительных действий, анализа в процессе познания природной картины мира, способствующих развитию речи.
– развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности.
– учить объяснять наблюдаемое.
Темы, запланированные для Клубного часа, были запланированы и в моём проекте. Мы с детьми смешивали краски, получали новые цвета, изучали свойства воды, магнита, железа, ткани. Проводили опыты со светом, зеркалом. Была разработана картотека опытов, с объяснениями. Были разработаны и нарисованы таблицы по проведению опытов. На Клубном часе дети просматривали опыт, который проводил педагог. Затем шло обсуждение, и в конце дети самостоятельно могли провести опыт и самостоятельно его зарисовать. Мной, родителям была дана консультация «Организация детского экспериментирования в домашних условиях». В детском дошкольном образовательном учреждении, по опытно — экспериментальной деятельности, мной был проведён мастер — класс для педагогов «Опыты с детьми». Целью мастер-класса было повышение профессионального мастерства педагогов-участников в процессе активного педагогического общения по проблеме детского экспериментирования.
Как итог, в конце учебного года, дети могли самостоятельно, опираясь на схемы, провести опыты, и объяснить их.
Литература:
- Гогоберидзе, А. Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения / А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. — 2-е издание, переработанное и дополненное. — Санкт-Петпрбург: Питер, 2015. — 460 c. — Текст: непосредственный.
- Ожегов, С. И. Толковый словарь Ожегова — онлайн / С. И. Ожегов. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: (дата обращения: 24.01.2021).
- Щетинина, М. В. «Технология «Клубный час» как форма поддержки детской инициативы» / М. В. Щетинина. — Текст: электронный // Дошколёнок.рф: [сайт]. — URL: http://doshkolnik.ru/pedagogika/27367-tehnologiya-klubnyiy-chas-kak-forma-podderzhki-detskoiy-iniciativy.html (дата обращения: 24.01.2021).