В рамках реализации регионального проекта «Траектория профессионального роста педагога» на этапе исследований профессиональных затруднений в опросных листах, заполненных педагогами начального общего образования и физической культуры, в разделе «Коммуникативные затруднения» выявлены затруднения у 32 % опрошенных.
Даже опытные педагоги чувствуют себя неуверенно при подготовке материалов для обобщения актуального педагогического опыта или испытывают страх перед участием в конкурсах профессионального мастерства, могут думать, что их успехи являются результатом случайного везения, несмотря на то, что являются профессионалами своего дела. Этот синдром квалифицируется как «синдром самозванца» (далее — синдром).
Еще в 1978 году он описан психологами Паулиной Клэнс и Сюзанной Аймс, изучавшим психическое состояние высококлассных специалистов, которые систематически недооценивали свои профессиональные достижения и успехи, считая, что их переоценивают. В результате длительных исследований выявлено, что такое нарушение присуще лицам любого возраста и пола, может быть временным, но иногда длится всю жизнь.
Парадокс в том, что практически каждый из нас самозванец, так как мы стремимся соответствовать каким-то представлениям других людей, и часто наше публичное «я» отличается от нас настоящих, мы чувствуем себя обманщиками, понимая, что это лишь проявления синдрома. Реально мошенничающие самозванцы осознанно демонстрируют ложную личность, чтобы обмануть доверие окружающих, и очень довольны, если это им удается. Настоящим у них бывает только страх разоблачения.
Однако эта статья адресована так называемым «невротическим самозванцам», которые не делают ничего недопустимого с точки зрения моральных законов общества, но чувствуют себя мошенниками, независимо от мнения окружающих. Таких людей беспокоит страх неудач, свойственны трудоголизм и перфекционизм, каждая победа только подчеркивает разрыв между реальным и воображаемым стандартами успеха.
Основные симптомы синдрома самозванца:
— заниженная самооценка, неуверенность (человеку сложно принять свой успех, даже заслуженный, они приписывают его внешним факторам);
— страх новых задач (принять уровень своей некомпетентности, чтобы изучить новые обязанности);
— неудовлетворенность работой и выгорание (страх потерпеть неудачу мешает карьерному росту, на фоне чего появляется выгорание).
Однако синдром самозванца медики не относят к расстройствам психики.
Валери Янг, мировой эксперт по вопросам синдрома, выделяет 5 типов «самозванцев»: перфекционист, эксперт, солист, прирожденный гений, супергерой.
Тип «самозванца» |
Как распознать? |
Что делать? |
Перфекционист |
Ставит завышенные цели, не достигая их, испытывает стыд и неуверенность. Если цель все же достигнута, то он не доволен результатом, думая, что мог сделать лучше. |
Воспринимать свои ошибки как естественный производственный процесс. Заставить себя взяться за откладываемые на «лучшие времена» задачи, ибо лучших времен не бывает, а результат никогда на 100 % не будет безупречным. |
Эксперт |
Не приступит к выполнению задачи, пока не узнает о ней абсолютно все, затрачивая неоправданно много времени на сбор информации, осложняя себе решение этой задачи. Посещает различные курсы и тренинги. |
Использовать методы тайм-медеджмента при и реализации задачи, понимать, что сертификаты курсов не всегда способствуют решению задач. |
Солист |
Демонстрирует независимость и собственную значимость, работает в одиночку, боится, что обращение за советом воспримут как его некомпетентность. |
Не бояться командной работы, где каждый отвечает за свою задачу и все вместе за реализацию общей цели. |
Прирожденный гений |
Демонстрирует, что легко может справиться с невыполнимой задачей, но, столкнувшись с трудностями, испытывает разочарование и слабость, неумение с ними справиться. |
Понять, что профессиональное развитие длится всю жизнь, поэтому даже гении учатся постоянно. |
Супергерой |
Самоутверждается, сравнивает себя с коллегами, недооценивает себя, что чревато психическими и физическими перегрузками. |
Не искать самоутверждения во внешних факторах, воспринимать объективно критику, не обижаться на нее. Добиться одновременно успеха во всех сферах невозможно, научитесь ставить достижимые цели. |
Если вы выявили в себе хотя бы несколько характеристик, следовательно, вы подвержены влиянию различных факторов «синдрома самозванца». От него следует избавляться, если синдром мешает карьерному росту и улучшению качества вашей жизни, ибо много сил тратится на внутреннюю борьбу и самоедство.
Еще есть один важный фактор в своем поведении — это избегание новых профессиональных высот, самовыражения, если вы выбираете то, что давно умеете, скрывая то, что чего-то не знаете из-за страха и сомнений, то есть веская причина пересмотреть представление о себе.
Как справляться с проявлениями «синдрома самозванца»?
Во-первых, научиться принимать свои достижения, позитивные отзывы других людей о них. Важна адекватная обратная связь с окружающими.
Во-вторых, перестать сравнивать свои достижения с успехами коллег.
Малоквалифицированные специалисты могут переоценивать свои достижения и таланты, а профессионалы сомневаются в своих силах, считают окружающих более компетентными.
В-третьих, пробуйте внедрять в свою работу на основе сотрудничества с более квалифицированными специалистами новые формы и технологии, хвалите себя за каждый удачный шаг.
Если справиться с проявлениями синдрома не удается самостоятельно, можно обратиться за помощью к психологу, который будет способствовать тому, что «синдром самозванца» станет отправной точкой роста и не будет блокировать самореализацию и саморазвитие педагога.
Не бойтесь своих эмоций.Разрешите себе быть несовершенным, записывайте, что чувствуете, это поможет проследить, как у вас проявляется синдром, чтобы понимать, как он на вас влияет.
Дайте волю своему гневу:«Зачем мне этот синдром? Кем он себя возомнил, решил, что я не достойна этой должности?!» Вы поймете: никто никого не убедит, что вы занимаете чужое место.
Проведите саморефлексию профессиональной деятельности.Проанализируйте результатысвоих проектов, новые навыки, интересные подходы к решению производственных задач, презентации своих идей, документы. Это ВАШИ победы и достижения, а не чужие. Такой взгляд на свою деятельность поможет противостоять сомнениям в своей некомпетентности.
Кто еще добился таких успехов? Было это просто или нет? Если они смогли, то и вы тоже достигнете любых высот, стоит проявить терпение и труд.
Литература:
1. https://vc.ru/hr/163533-sindrom-samozvanca-podrobnyy-razbor-nauchnye-issledovaniya-harakteristiki-testy-i-kak-s-nim-spravitsya
2. https://foodandhealth.ru/info/sindromom-samozvanca/