Новостной медиадискурс и технологические изменения периодических изданий Узбекистана (на примере газеты «Правда Востока) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (347) январь 2021 г.

Дата публикации: 29.01.2021

Статья просмотрена: 158 раз

Библиографическое описание:

Ахмедова, М. М. Новостной медиадискурс и технологические изменения периодических изданий Узбекистана (на примере газеты «Правда Востока) / М. М. Ахмедова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 5 (347). — С. 146-149. — URL: https://moluch.ru/archive/347/78142/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье анализируются лингвистические особенности медиадискурса информационных материалов республиканской газеты «Правда Востока». Рассматриваются технологические изменения, возникновение онлайн-формата и его влияние на контент публикаций, расширение взаимосвязи с аудиторией. Отмечены основные особенности новостного дискурса печатного издания и интернет-версии.

Ключевые слова: медиадискурс, массмедиа, «Правда Востока», печатный и онлайн-проект, онлайн-технологии, мультимедиа, аудитория, контент.

The article analyzes the linguistic features of the media discourse of information materials of the republican newspaper «Pravda Vostoka». Technological changes, the emergence of the online format and its impact on the content of publications, and the expansion of the relationship with the audience are considered. The main features of the news discourse of the print edition and the Internet version are noted.

Keywords: media discourse, mass media, Pravda Vostoka, print and online project, online technologies, multimedia, audience, content.

В условиях глобализации современных массмедиа меняются позиции и роль различных СМИ и их воздействие на аудиторию. Интернет и онлайн издания заняли лидирующие позиции, вытеснив на второй план печатные газеты, традиционное радио и даже массовое эфирное телевидение. Интерактивность, мобильность, скорость, мультимедийность, универсальность теперь стали ключевыми словами современных редакций СМИ.

Как заметил профессор Я. Н. Засурский, изменения, которые происходят «в связи с развитием новых информационных технологий и прежде всего Интернета, приводят к новым возможностям для коммуникации более объемной, более разноплановой и более содержательной». [2, с.7–30].

Сегодня к сложной проблематике масс-медиа и человека, оказавшегося в информационном пространстве, обращаются учёные разных научных специализаций- философы, антропологи, культурологи, журналисты, семиотики, социологи, политологи, психологи, лингвисты, когнитологи, юристы. Ведь «масс-медиа — это сложный, «многоаспектный феномен, включающий социальные, культурно-идеологические, экономические, коммуникативно-технологические и лингвистические параметры. Многоаспектный характер медиа формирует многообразие концепций, теорий и суждений относительно их сущности». [4]

Знание особенностей информационного пространства, в частности, того сегмента, который представлен новыми, «онлайновыми» масс-медиа, весьма актуально, поскольку позволяет ответить на важнейшие вопросы, касающиеся формирования картины мира и особенностей разворачиваемого в обществе диалога. Общество желает знать о происходящих процессах и выработать механизмы их регулирования, лучше понять особенности функционирования коммуникативной сферы, которая стремится стать господствующей. Масс-медиа превратились в мощнейшую общественную силу, способную эффективно влиять на сознание человека, которое все в большей степени становится «медиацентричным». [5, с. 20]

В последние годы в Узбекистане получили активное развитие «онлайн-медиа», «онлайн СМИ». Так, газета «Правда Востока», интернет-версия которой появилась в 2017 году, является общественно-политической и деловой газетой с выраженными имиджевыми функциями. В ее задачи входит информирование о происходящих событиях не только широкую общественность внутри страны, но и зарубежную, формирование позитивного восприятия Узбекистана в мире, продвижение ее политических и социальных проектов. Первоначально она именовалась «Наша газета». Сейчас газета выходит пять раз в неделю, на 4–8 полосах тиражом от 6000 до 20000 экземпляров, а в 2017 году он составлял 35000 экземпляров. Распространяется в основном по подписке и только 10 % тиража имеет розничную продажу. Это частично цветное издание формата А2, учредителем газеты является Кабинет Министров Республики Узбекистан.

« Правда Востока » — это относительно новый мультимедийный проект, только начинающий свое восхождение, имеющий пока четыре формата: 1) ежедневная газета, 2) интернет-версия (www.pv.ru) новый сайт (www.yuz.uz), 3) версия для мессенджеров, 4) версия в социальных сетях.

«Правда Востока» является официальным изданием — в ней публикуются государственные документы: законы, постановления, указы, нормативные документы, которые впоследствии вступают в силу. Как говорит главный редактор газеты Салим Мусурмонович Дониёров, «Портал издания «Правда Востока» — онлайн СМИ с широким тематическим спектром. Здесь есть новости и статьи на русском и узбекском языках по самым разным направлениям. Мы делаем ставку на оперативное и качественное освещение актуальных событий, происходящих в стране. На этом ресурсе также можно найти статьи газеты «Правда Востока», перешагнувшей столетний рубеж. С 1917 года на страницах запечатлены яркие моменты истории. Мы гордимся нашими авторами, которые смогли передать события истории через свои публикации. Газета меняется. Про нее часто говорят, что она уже не та. И это верно. Новый портал «Правда Востока» — отражение динамики перемен, наш компас в мире событий». [9].

В газете освещаются важнейшие проблемы политической, экономической и культурной жизни Узбекистана и в мире, в странах США, Европы, Азии, СНГ.

Анализ информационных материалов показал, что они направлены на установление и ведение диалога с читателями, отдельными социальными группами, специалистами и использует для этого различные коммуникативные технологии, жанры. «Правда Востока» относится к новостным качественным изданиям. На её страницах публикуются свежие новости, много глубоких аналитических материалов, ведется дискурс по важнейшим проблемам современности. К примеру, корреспондент газеты Мухаммад Каршибаев, в своей статье «Уголь растопит газовую паузу», освещает сложившуюся ситуацию с тепличным хозяйством, работающим на угле. Он приводит примеры о преимуществах такого обогрева, старается развеять мифы и опасения предпринимателей, которые раздумывают использовать это топливо. Корреспондент обращается и к другим специалистам, приводит их мнения. Так, на основе дискуссий, учета различных взглядов экспертов, делается вывод, приводятся аргументы в пользу развития предприятия. [6, № 111]

В газете освещается и культурная жизнь, спорт. В статье «Хиросима-94: романтики, родственные души» Тимур Низаев, обозреватель «Правды Востока», отмечает «Прошло четверть века с тех пор, когда спортивная делегация независимого Узбекистана впервые выступила самостоятельно на Азиатских играх в Хиросиме. Тогда 134 соотечественника заставили говорить о себе весь континент ». Помню до сих пор тот день 12 октября 1994 года, — рассказывает активист махалли имени Алишера Навои Мирзо-Улугбекского района столицы Шукуржон Ташпулатов. «Посмотреть по телевизору финальный матч с китайской командой пришла вся махалля. Даже женщины, которые до этого вовсе не интересовались футболом. Радовались, словно дети» . Тогда я понял, замечаeт обозреватель, как объединяет людей игра. По- существу в то время и родилась идея организовать махаллинский футбольный клуб «Карасу», пришла мысль сыграть с теми, кто вошел в число героев Азиатских игр в Хиросиме». [7, № 229] Мы видим в этом диалоге отношение людей к сообщениям СМИ. Такие публикации помогают читателям лучше узнать о спортивной историю своей страны, проникнуться чувством патриотизма, любви к родной земле, лучше понять свой народ. Здесь присутствует эмоциональность, язык информационного сообщения возвышенный, стимулирует коммуникабельность, взаимопонимание между аудиторией и автором, журналистом.

Анализируемая газета отличается социальной позицией, авторским взглядом на проблемы и выверенной, «просчитанной» авторской стилистикой. Неслучайно на ее страницах появляются такие интересные и содержательные материалы, например, интервью с всемирно известным ученым, лауреатом Нобелевской премии по химии Дан Шехтман журналиста газеты Алексея Романова. «Быть ученым нелегко. Для этого нужно отстраниться от всего остального и посвятить себя работе целиком. И когда у вас начнет получаться, то потом окажется невозможно представить свою жизнь без исследований, — говорит нобелевский лауреат Дан Шехтман. — Будущее любого государства напрямую зависит от того, насколько оно ценит науку. Ведь она занимается осмыслением законов природы и открывает нечто новое. А технологическое предпринимательство позволяет превращать идеи ученых в продукты, которые приносят прибыль стране ». [7, № 229]

Самыми востребованными жанрами на страницах газеты «Правда Востока» являются и аналитические, а также комментарии, мнения, эссе, проблемные и познавательно-тематические репортажи и интервью. Примером может служить публикация Юлианы Мороз «Россыпи неслучайностей». Она начинается словами «Академик, заслуженный деятель науки, доктор физико-математических наук, профессор, ученый в области физики твердого тела Мухсинджан Ашуров говорит о том, как случайности становятся цепочкой связанных событий, а сотни дней поисков — результатом» По словам самого ученого, развитие науки и техники идет ускоренными темпами. «Через лет десять большую часть профессий мы не узнаем — их, возможно, не будет. Примерно два миллиарда рабочих мест могут исчезнуть уже к 2030 году. В первую очередь это произойдет из-за роботизации и автоматизации производств, а также тотальной цифровой трансформации абсолютно всех отраслей экономики. Наряду с этим появится множество новых высокотехнологичных рабочих мест и профессий. Какие именно, даже трудно сегодня представить. Естественно, для того, чтобы быть востребованным к тому времени, нужны знания» [8, № 232].

Коммуникативная особенностью языка публицистических материалов газеты «Правда Востока» определяется и её целевой аудиторией. Она отражает сознание социально ориентированного, образованного человека, отличающегося культурно-исторической любознательностью и критичностью, способностью дистанцироваться от самолюбования собственной практикой жизни и взглянуть на нее со стороны. Издатели и редакционная коллегия «Правда Востока» открыты новым общественно-политическим и технологическим тенденциям, видимо, поэтому появление интернет-проекта издания является логичным продолжением их инновационного поиска. Благодаря своей сетевой версии газета «Правда Востока» стала доступна зарубежным читателям, это сделало газету транснациональным изданием.

Интернет-проекты, несомненно, выигрывают в сравнении с традиционными масс-медиа, так как имеют ряд преимуществ перед ними, это прежде всего оперативность, интерактивность и относительно невысокая себестоимость и т. д. В случае интернет-версии газеты «Правда Востока она обладает еще одним преимуществом, предоставляет всем бесплатный доступ к своим материалам.

В начале 2020 года редакция запустила новый портал, где совмещены сайты «Правда Востока» и новой газеты «Янги Узбекистон» («Новый Узбекистан»). Портал запущен осенью 2020 года. Также в январе прошлого года появился канал обеих газет в мессенджере Телеграмм, где пользователи могут читать интересующие их новости в краткой форме, либо пройдя по прямой ссылке на сайт, ознакомиться со всем текстом, контентом по той или иной публикации.

Первоначально интернет-проект «Правда Востока» был простым отражением печатной версии, однако затем концепция сайта была переосмыслена, и он был несколько изменен и меняется до сих пор. Разные каналы доступа к аудитории (социальные сети, мессенджеры) позволяют не только публиковать новости, но и получать ее от пользователей. На сайте в меню первым идет раздел «Политика», «Экономика», «Общество, «Наука и образование», «Культура», «Туризм», «Спорт», «В мире», «Медиа», «Мнения», далее следует «Проекты «ПВ»».

Еще одна «фишка» интернет-версии «Правды Востока» — это то, что на сайте присутствует функция для слабовидящих. Выделив фрагмент или всю новость целиком, можно нажать на кнопку и прослушать текст. Интернет-ресурсы, как известно, отличаются от традиционных массмедиа тем, что их контент «в движении», он постоянно обновляется, дополняется . Редакторы ресурса YUZ.UZ применяют постоянное и непрерывное обновление, то есть материалы появляются на сайте сразу после поступления их от корреспондентов или информационных агентств. Таким образом, посетивший сайт читатель, с одной стороны, получает оперативную информацию об обстановке в стране и мире, а с другой может обратиться к аналитическим и публицистическим материалам на одном ресурсе.

Одна из особенностей интернет-проекта «Правда Востока» заключается в интерактивности, которая обеспечивает широкой аудитории возможность выходить на нужную информацию и реагировать на нее посредством оставленного комментария под самой новостью или через такие ресурсы, как Facebook, «Вконтакте», Twitter и др. со ссылками на источник. Кроме того, представлена лента с материалами, которые являются, по определению редакции, самыми востребованными. Для того чтобы оставить свой комментарий, читателю достаточно авторизоваться на сайте, либо зайти через удобный для него аккаунт социальных сетей.

Нужно заметить, что между различными сайтами существует своего рода социальное взаимодействие, или «социальное партнерство», которое поддерживается при помощи соответствующих гиперссылок и которое приводит к росту вовлекаемой в коммуникативный процесс информации. [4] На сайте «Правда Востока» мы видим, что практически в каждом материале содержатся гиперссылки на другие текстовые материалы, фото- и видео-иллюстрации. Также на главной странице есть значок с активной ссылкой на официальный веб сайт Президента Республики Узбекистан, на сайт Асака и НБУ банков, а также на сайт УзА. Кроме того, гиперссылки с ключевыми словами позволяет расширить количество информации по ключевым темам материала. Гипертекстовость, то есть наличие многоходовых ссылок, позволяет создать уникальное информационное пространство, ознакомить читателя с проблемой глубже, убедительнее и во всех возможных аспектах, проекциях, включая историю вопроса.

Масс-медиа, представляя свои интернет-проекты, не всегда реализуют все возможности мультимедиа, поскольку это зачастую замедляет «загрузку» страницы. Долгий «отклик» может стать стимулом для прекращения работы. Интернет-ресурс «Правда Востока», обладая хорошей материальной и технической базой, используют широкий спектр мультимедийности, умело сочетая вербальные, визуальные (иллюстративные), аудио- и видео-технологии, без увеличения времени «отклика».

Таким образом, интернет-версия газеты «Правда Востока» — это новое «имя» в пространстве современных масс-медиа. Газета стремится донести до своего читателя достоверную и полную информацию о происходящих событиях, предоставляя ему возможность получить дополнительные знания посредством «отсылок» к дружественным интернет-ресурсам. «Правда Востока» как печатная версия, так и интернет-портал востребованы широкой аудиторией благодаря успешной деятельности журналистов и продуманному сочетанию достоинств традиционных, печатных масс-медиа и новых онлайн-технологий.

Литература:

  1. Вейлер К., Маурер Р. И. Сетевые СМИ другая журналистика? // http//www.mediasprut.ru/ jour/theorie/online/webjour.shtml.
  2. Засурский Я. Н. Медиатекст в контексте конвергенции //Язык современной публицистики. Сб. статей. М.: Флинта: Наука, 2005.
  3. Кихтан В. В. Онлайновая журналистика в России: становление, тенденции и перспективы развития. Дис.... канд. филол. наук. М., 2004.
  4. Полонский А. В. Сущность и язык публицистики. Белгород: Политерра, 2009. [Электронный ресурс]. — URL: http://discourseanalysis.org/ada6/st43.shtml (дата обращения: 07.01.2021).
  5. Полонский А. В. Медиа — дискурс — концепт: опыт проблемного осмысления. // Современный дискурс-анализ. Белгород. 2012.
  6. Арабият Раби Мохаммед. Новые информационные технологии в прессе: газета «Московские новости». // [Электронный ресурс]. — URL: https://studfile.net/preview/8097457/ (дата обращения: 23.12.2020)
  7. «Правда Востока» в № 111 от 31 мая 2019 г.
  8. «Правда Востока» № 229 от 12 ноября 2019 г.
  9. «Правда Востока» № 232 от 15 ноября 2019 г.
  10. Газета «Правда Востока». Печатная и электронная версия за 2019–2020гг // https://www.pv.uz/ru/about и https://yuz.uz/ru
Основные термины (генерируются автоматически): Восток, правда, газета, материал, сайт, Узбекистан, информационное пространство, печатная версия, Хиросима, широкая аудитория.


Ключевые слова

мультимедиа, аудитория, контент, медиадискурс, массмедиа, «Правда Востока», печатный и онлайн-проект, онлайн-технологии

Похожие статьи

Никнеймы в онлайн-коммуникации и их особенности

Данная статья посвящена функционированию никнеймов в онлайн-коммуникации со всем разнообразием их особенностей. Сделана попытка раскрыть особенности никнеймов в разных языковых и общественно-социальных сообществах в Интернете. Автором настоящего иссл...

Медиапроект как бизнес цифровой эпохи

Рассмотрены варианты использования различных медиа для продвижения проекта, а также заработка на предлагаемом контенте и увеличения его популярности. Представлены пути развития и финансирования медиапроекта на примере работы телекомпании. Отмечены сп...

Блоги как новый инструмент влияния на ценностные ориентации молодого поколения

В данной статье будут рассмотрены ценностные ориентации молодежи, формируемые блогерами в интернет-пространстве и роль блогеров и блогосферы в воспитании молодежи. Описаны основные составляющие коммуникативного пространства в современном мире, а такж...

Влияние информационных технологий на лексический состав французского языка

В данной статье рассматривается проблема развития и пополнения лексического состава французского языка за счет влияния информационных технологий. Особое внимание уделено способам возникновения новой лексики в сети Интернет. В статье исследуются харак...

Блоги в системе творческой деятельности журналиста

С развитием интернета и цифровых технологий получил широкое распространение такой вид донесения информации до аудитории как создание и ведение блога. Большое место в нашей статье занимает рассмотрение блога, как инструмента донесения информации не то...

Печатные СМИ и Интернет как инструменты продвижения бренда автодилера

В статье проанализированы два основных канала дилерской коммуникации — Пресса и Интернет. Рассмотрены основные каналы интернет-маркенинга и их особенности с точки зрения задач, решаемых в процессе их применения для продвижения товара и брендирования....

Медиатекст как объект лингвистических исследований

В данной статье рассмотрены особенности такого компонента информационно-аналитической статьи как стилистическая конвергенция, которая является эффективным средством манипуляции человеческим сознанием. Определены типы и функции стилистической конверге...

Поколение «цифрового века»: жизненные ориентиры и образовательные ценности

В статье рассматриваются некоторые существенные характеристики современной студенческой молодежи, касающиеся жизненных установок и мотивов получения высшего образования. Обобщаются проблемы познавательно-коммуникативной деятельности студентов в услов...

Информационные ресурсы как способ конструирования имиджа мэра г. Омска в информационном пространстве

В статье рассматривается понятие имиджа должностных лиц, а именно имиджа мэра г. Омска в информационном пространстве, условия его формирования в системе государственного и муниципального управления, раскрывается роль СМИ и социальных сетей, новые инф...

Медиаресурсы как средство формирования коммуникативной компетенции школьников: преимущества и недостатки

В данной статье предпринята попытка системного анализа воздействия медиаресурсов на образовательный процесс с акцентом на формировании коммуникативной компетенции школьников. Проведенный анализ охватывает различные аспекты интеграции медиа в учебный ...

Похожие статьи

Никнеймы в онлайн-коммуникации и их особенности

Данная статья посвящена функционированию никнеймов в онлайн-коммуникации со всем разнообразием их особенностей. Сделана попытка раскрыть особенности никнеймов в разных языковых и общественно-социальных сообществах в Интернете. Автором настоящего иссл...

Медиапроект как бизнес цифровой эпохи

Рассмотрены варианты использования различных медиа для продвижения проекта, а также заработка на предлагаемом контенте и увеличения его популярности. Представлены пути развития и финансирования медиапроекта на примере работы телекомпании. Отмечены сп...

Блоги как новый инструмент влияния на ценностные ориентации молодого поколения

В данной статье будут рассмотрены ценностные ориентации молодежи, формируемые блогерами в интернет-пространстве и роль блогеров и блогосферы в воспитании молодежи. Описаны основные составляющие коммуникативного пространства в современном мире, а такж...

Влияние информационных технологий на лексический состав французского языка

В данной статье рассматривается проблема развития и пополнения лексического состава французского языка за счет влияния информационных технологий. Особое внимание уделено способам возникновения новой лексики в сети Интернет. В статье исследуются харак...

Блоги в системе творческой деятельности журналиста

С развитием интернета и цифровых технологий получил широкое распространение такой вид донесения информации до аудитории как создание и ведение блога. Большое место в нашей статье занимает рассмотрение блога, как инструмента донесения информации не то...

Печатные СМИ и Интернет как инструменты продвижения бренда автодилера

В статье проанализированы два основных канала дилерской коммуникации — Пресса и Интернет. Рассмотрены основные каналы интернет-маркенинга и их особенности с точки зрения задач, решаемых в процессе их применения для продвижения товара и брендирования....

Медиатекст как объект лингвистических исследований

В данной статье рассмотрены особенности такого компонента информационно-аналитической статьи как стилистическая конвергенция, которая является эффективным средством манипуляции человеческим сознанием. Определены типы и функции стилистической конверге...

Поколение «цифрового века»: жизненные ориентиры и образовательные ценности

В статье рассматриваются некоторые существенные характеристики современной студенческой молодежи, касающиеся жизненных установок и мотивов получения высшего образования. Обобщаются проблемы познавательно-коммуникативной деятельности студентов в услов...

Информационные ресурсы как способ конструирования имиджа мэра г. Омска в информационном пространстве

В статье рассматривается понятие имиджа должностных лиц, а именно имиджа мэра г. Омска в информационном пространстве, условия его формирования в системе государственного и муниципального управления, раскрывается роль СМИ и социальных сетей, новые инф...

Медиаресурсы как средство формирования коммуникативной компетенции школьников: преимущества и недостатки

В данной статье предпринята попытка системного анализа воздействия медиаресурсов на образовательный процесс с акцентом на формировании коммуникативной компетенции школьников. Проведенный анализ охватывает различные аспекты интеграции медиа в учебный ...

Задать вопрос